Деметр Непобедимый. Примечания к Ч. 1

Максимилиан Гюбрис
Необходимые Примечания 1:

1.  – существует два рода свидетельств о смерти царя Ивана Грозного: по одному из них, Б.Бельский, как раз, и является убийцей, отравителем отца Димитрия.               
 2. – Б.Бельский был первым из тех, кто говорил в боярствах о том, что истинный царевич Димитрий спасён при загадочных обстоятельствах.
3. – оскорбление, причинённое Бельскому, - вырывание у него бороды, - в то время считалось последним унижением и бесчестием.
4. – придворный английский медик и инженер при царе Б.Годунове; изобретатель орудия пыток – машины для вырывания бород.
5. – в последние годы своего правления, в годы начала смуты, Годунов раздаривал золото из царской казны весьма щедро; это было буквально так, что он рассыпал золотые монеты для люда. – Бедняки, холопы, странники, знавшие про это, устремлялись в Москву толпами, однако, в следствии голода, мора, болезней и несчастной судьбы, великое множество людей умирало на дорогах: если только в Москве и близ её было насчитано до пятисот тысяч умерших, то что можно сказать о том виде, кой представляли из себя дороги, к Москве ведущие: - представляется огромное миллионное множество мертвецов «идущих до царёва злата»… 
6. – холопам, в наказание, также вырывали бороду; здесь опять-таки склонение к истории с Бельским.
7. – истоки арианства (ветвь неоплатонизма), идеями коего, как известно, Димитрий заразился на Западе,
в чём, однозначно, имеет место наследие позднего трансцендентального эллинизма; -  а также, сие к тому, что у Грозного, как известно, было два роковых сына: одного он сам убил, а другой чудесно явился, от убийц спасённый; - все эти смыслы я объединяю в одной короткой аллегории.
8. – монахи Варлаам и Мисаил, - с кем, по одной из версий толкования истории, Димитрий, также будучи в чёрных монахах, бежал в Северские земли, - они весьма усердно ратовали за то, чтобы Димитрий оставался в чернецах; дескать, так даже, что Димитрий давал некогда особенную клятву… В словах «брат во Христе», как раз это я особенно и подчёркиваю, во свойственной религиозному ксенофобизму манере.
9. – им. в виду, библианские откровения от Матфея, Апокалипсис.
10. – Арий (2-3вв Н.Э.), основатель арианской секты в Зап.Европе, неоплатонист, анти-догматик Христа, анафаметствованный еретик. 
11. – Загадка явленного образа Димитрия в истории такова, что обликом своим он казался определённо старше того молодого человека, коим, дескать, ему бы должно было быть. (Неточности в прямой хронологии известных событий, до сих пор, являются моментом двусмысленности и загадок в истории смут.)
12. – здесь три подтекста: а) имеется в виду, непосредственно, факт появления Димитрия; b) сатирический намёк на саму тему воскресения Сына, как спасения; и c) также то, что, как известно, беглый монах исчез от двух своих собратьев, именно, в день Светлого Воскресенья праздника Пасхи.
13. – Чудов монастырь, в северских Землях; сие из праистории появления Димитрия.
14. – одно их наиболее загадочных мест в биографии Димитрия; на нём был истинный крест, подаренный им Мстиславским, покойным братом борисовского первовоеводы Ф.Мстислаского, к тому времени, когда Димитрий открыл свою тайну полякам.
15. – Юрий Мнишек был также известен своим придворным сводничеством; с молодости сумев развратить короля Сигизмунда, он удачно устроил не один брак…
16. – имя Димитрий (Деметр) переводится, как «непобедимый».
17. – Пелестрина, итальянский композитор 15в
18. – согласно Овидию, ворон – доносчик, разгласитель божественных тайн, за что в истории мифов он и наказан.   
19. – говоря «Мерлин Углицкий», я позволяю себе своего рода каламбур: в то время, ведь, всё английское называли «аглицкое», отсюда и получается: - Мерлин Аглицкий, Мерлин Углицкий. Ну, а о том, сколь знаменит был и остаётся волшебник Мерлин во всей известной Европе, я думаю, не имеет смысл лишний раз упоминать.
20. – шах Аббас, персидский шах того времени; оказывал огромное влияние на турецкую политику в отношении России.
21. – Собор православной Церкви ста церквей, обыкновенно называвающийся Стоглав; оплот до-никоновского староверия; в истории было 7 соборов (собраний).
22. – Сигизмунд, король польский.
23. -  стерво, как известно, «мертвячина», удел стервятников.
24. – имеется в виду, ожидаемое крещение Димитрия в римско-католическую веру.
25. – таковы были свидетельства русских летописцев и придворных писарей того времени в ответных грамотах, сочинённых царём Борисом в изобличение самозванства на Руси.
26. – свидетельство Марфы со слов очевидцев: кто был точно ею-упомсянутый рыцарь сказать не берусь, нет того и у Соловьёва, и у Костомарова, и у Карамзина, и…
27. – по свидетельствам летописцев, в то время Москва полнилась всевозможных мистических событий и наваждений: рыба и мясо теряли свой вкус, это ещё лишь одно из таковых чудес;
28. – аллегорически говоря Поп Раздор, я имею в виду вполне реальный факт рождения в 1605г того священника на Руси, реформы коего стали самым веским поводом для последующего раскола всего русского религиозного общества и положили начало великой борьбе между староверами и «никоновцами»: - 1605 г – это, как раз, год рождения патриарха Никона, к сведению непосвящённых.
29. – как известно, вослед ЛжеДмитрию 1 пришедший ЛжеДмитрий 2 («Тушинский Вор»), был в гораздо меньшей степени здоров, весьма кособок и неказист, если не сказать, уродлив.
30. – из Библии, Новый Завет, Послания Петра.
31. – из Путивля, легендарная чудотворная икона Курской Богоматери (впоследствии коя принимала участие во всех главнейших и славнейших сражениях русской армии) была привезена Димитрием в Москву. (Ныне находится в Нью-Йорке. ??)
32. – см. сноску 5.
33. – имеется в виду дорога к Риму, вдоль которой стояли кресты распятых рабов.
34. – 15 августа 1604г  войска Димитрия, под главным воеводством Ю.Мнишка, выступили в победоносный поход.
35. – еретиками в то время, как известно, называли англикан-протестантов.
36. – по свидетельству очевидцев тех событий, рядом с Димитрием был некто монах Г.Отрепьев, по имени Леонид; некоторые утверждали, что монах сей обладает большущим влиянием на царя.
37. – в приданное Марине Мнишек, Димитрий обещал два города: Великий Новгород и Псков с прилежащими к ним землями; Мнишку, за славную службу, обещал отдельные от Марины земли.
38. – автор драмы позволяет себе мечтать за Димитрия: нет, нигде в истории не найдено фактического свидетельства о том, что царь предлагал выстроить Храм латинской веры в Казани, однако, я думаю, что если б подобная мысль мелькнула в его голове, вряд ли бы он отказал ей в провозглашении. – Сие есть один из подарков, сделанных автором, современному европейскому миру и смыслу.
39. – Дворжицкий, польский воевода, кто по предательству Мнишка, во время похода, взял всё войско под своё начало. – Вам известна звучная актёрская фамилия Дворжецких: разве это не из фамилии тех самых славных Димитриевых Дворжицких? и Хлудов из «Бега», и Мордаун  из «Трёх мушкетёров», и Воланд из  «Мастера и Маргариты»  на Таганке… Вообще, если читатель замечает, в качестве главных героев автор драмы выделяет наиболее звучные творческие фамилии в сегодняшней России; то, однако, не есть удивительно, поскольку большинство родов, когда-либо прославившихся в России своей культурностью и творческой созидательностью – это, прежде всего, те, кто был наиболее приближён к царю Димитрию.
40. – Автор не напрасно позволяет себе здесь делать сравнение с легендарной Жанной д’Арк: как известно, Жанна, по сожжению её на костре в качестве ведьмы, через 200 лет была канонизирована и признана святой; - отчего мне здесь не предположить, что духовная и эстетическая реабелитация образа Димитрия – дело вполне достижимое и возможное? (Правда, прошло уже 400 лет, но Россия, ведь, больше чем в дважды превышает, по территории своей, государство Франции…)
41. – название Новгород обычно объясняется как Новый Город. Однако. сие название я позволяю себе связывать с более архаическим филологич. корнем в использовании метода «синкретического тождества»: отсюда, вполне может получаться так, что Новгород – это Град Новины: «новина» же, в этом случае, определяется как состояние образующих качеств; – к тому же, сие определённо сходится с именем календарно-ритуальных праздников, даты коих играли весьма большую роль в вершении истории Димитрия.
42. – «Буду в Москве, как лист станет по весне разметываться!» - исторические слова Димитрия.      
43. – в Коломенском есть преудивительный камень-валун, лежащий в овраге; считается, что это и есть останки того самого дракона, которого сразил Георгий Победоносец своим волшебным копьём, после чего тот окаменел; валун сей считается также волшебным, способным исполнять счастливые желания; москвичи и до сих приходят к этому роковому камню…
44. – как и в прежних своих сочинениях, я вновь упоминаю, что слово «эстетство» - столь признанное в кругах развитых людей, прежде на Руси обозначалось словом «естество» и, естественно, определяло собой всё то, что есть в людях естественность.
45. – краткий аллегорический намёк на монашее имя Годунова «Боголеп».
46. – великий предатель и убийца Цезаря в истории древнего Рима.
47. – одна из ипостасей филологической диалектики сего имени собственного: Русь, Руссия, Россия. Как ни странно, но для тех, кто изучает латынь, исторически-производное от сл. «рус» произносится на латинском языке именно так.
48. – после смерти царя Бориса, большинство москвичей, без зазрения совести, присягнуло сыну его Феодору; когда же пришёл Димитрий, избранные приближённые объясняли это так, что, в действительности, присягали они с обещанием (прописанным в грамоте) не присягать вору Гришке Отрепьеву: тем оные и оправдались, сказав, что про отказ о присяге царю Димитрию, как таковому, и слова ими молвлено не было, а во всём остальном, дескать, их силой заставили. 
49. – «…подошёл молодец к камню, а на камне написано: - на право пойдёшь – то-то, на лево пойдёшь – мол, тот-то, а прямо пойдёшь – там-то и…» - эту русско-былинную препозицию я имел в виду, к беседе героев драмы, вкладывая сюда и ироничный и сокровенный смыслы.
50. – воевода Басманов; именно он отличился большой смелостью и стойкостью в бою с войском Димитрия в то время, когда Мстиславский был разгромлен; оставаясь верным Борису, позже присягнув Димитрию, он сделался наиболее близким из приближённых воинов; - погиб он, как известно, в одно время с Димитрием.
51. – исторически, имеется в виду патриарх Иов, большой сторонник Годуновых, однако, в тексте, я позволяю себе использовать это как вольный образ.   
                _________________________________________________