Не одна во поле... Наставникам, хранившим юность н

Учитель Николай
НАСТАВНИКАМ, ХРАНИВШИМ ЮНОСТЬ НАШУ

Что такое МММ? Нет, не правильно. Это не финансовая пирамида с Леней Голубковым – это Мария Михайловна Марченко, наша учительница химии, «эм в кубе», как мы ее еще звали.
   - Галичук, ангидрид твою перекись марганца через медный купорос, что это у тебя за термоядерная реакция в пробирке?! Опять последовательность нарушил!
 «Ангидрид твою перекись марганца» знали мы неплохо. Преподавала МММ добротно, сопровождая урок солеными шуточками, стимулируя наши творческие и химические процессы. И все это совершая, грузно обуздав стул, не слезая с него почти весь урок, положив свою крупную руку на лаборантский стол и сверху обозревая поля наших сражений с формулами, пробирками, веществами, кислотами. Такой бунинский дьявол из его знаменитого рассказа, только справедливый, строгий и добрый, всегда немного насмешливый и ироничный. А мы, ее «кузнечики и васильки», «паразиты и негодяи», нисколько не обижались, сопели, пыхтели, жгли пальцы и парты, взрывали пробирки, пробовали на язык спирт. И все это нам сходило под ее неизменный «ангидрид». Наши старательность и усердие не становились меньше, если даже она пол-урока сидела к нам спиной и водила по доске деревянным жезлом, узоря на ней волшебные гобелены мендеелевской таблицы. Наши взгляды следовали за кончиком ее указки и мы внимали ее крепкому, густому голосу. «Безобразия» она чувствовала спиной и тут же вычисляла заблудившегося в посторонних мыслях и непотребных для урока делишках: «Кузнецов, шош ты Васильеву-то мешаешь слушать. Ах ты, маленький мерза-а-вец…»
 Есть ведь учителя, в устах которых бранное слово обращается в полную свою противоположность. Становится оксюмороном себя же. И так иногда хотелось быть у нее замеченным и стать в глазах класса «маленьким негодяем»…
«Умру, не забудь мне на могилку таблицу Менделеева притащить!» – любила она приговаривать, устало вздыхая в сторону одного из шалопаем, и нешуточно обижалась, если дежурные не открывали перед ее приходом вторую дверцу в кабинет: в одной створке развернуться ей с журналам, тетрадями и таблицами было невмочь…

 Стихию административной и отчасти старческой рассеянности являл ее муж, директор школы, преподаватель истории и обществоведения, Иван Трофимович Марченко.
Росту был маленького и, чтобы видели его на праздничных линейках и чтобы он всех видел, вставал на тубареточку, подносимую ему посреди чудовищной оравы, чем была тогда моя школа. И оттуда, с высот горних, ораторствовал.
В один из красных дней календаря он, как обычно, взобрался на свой трон. Установилась глубочайшая тишина. Иван Трофимович долго хэкал, прочищая голос для «назидания потомкам». В благословенной нирване этой один из учеников так извертелся, искривлялся, что учительница русского языка и литературы просто и доходчиво обратилась к нему: «У тебя что, чесотка?»…
Вечно летящий куда-то, встопорщенный… Такой он и врывался на уроки. Еще и нос его не перешагнул порога класса, а уже звучит неумолимое и жуткое: «А ну-ка, Акинихов, перечисли нам три основных источника марксизма-ленинизма». Редко кто не терялся от такой кавалерийской атаки нашего славного историка и директора. Все учебники класса оказывались на коленях, начиналось судорожное перелистывание, судорожное воспоминание материала, судорожное мычание. А он: «Ах ты, Бекиров, не стыдно тебе, бездельнику! Твой отец – орденоносец, а ты…». Постепенно движение воздуха, шуршание страниц, сердечные колики утихали, и начинался урок.
 Урок – вольготный для ситуативно ловких учеников, не требующий глубоких размышлений, урок, где было место и нашей хитрости, находчивости, нахальству, результаты которого порой вызывали конфуз у «зарвавшегося», бурю радости у класса, толику злорадства у пресекшего недостойные поползновения Ивана Трофимовича.
 Дело в том, что Иван Трофимович плохо запоминал отвечающих и частенько обращался за нашей помощью.
   – Кто у меня сегодня отвечал-то?
 – Высотина! – орал класс.
 – Рая, молодец, пятерочка тебе за урок, – бормотал забывчивый историк из-под нависших на нос очков, наклонившись над классным журналом.
 – Так, кто еще?
 – Церковникова, Церковникова несколько раз помогала!
    – И Оленьке мы тоже отлично выведем…
 Процесс дознавания проходил по-разному и зависел от настроения учителя, от степени его сосредоточенности, и… степени нашего нахальства, вернее, его перебора.
 И вот какой-нибудь взалкавший бесплатного сыра подходил сразу после звонка к всемогущему и доброму директору и заявлял о своих тоже правах на участие в уроке, в обсуждении темы урока.
 Иногда сходило с рук, и озабоченный и торопящийся Иван Трофимович выводил напротив фамилии молчащего «пять» или «четыре». Время от времени некоторые из нас играли в эту рулетку с преподавателем. Класс, затаив дыхание, наблюдал за «поединком».
 – И я тоже отвечал сегодня, Иван Трофимович…
 Очки вздергиваются на нос, короткий, пристальный взгляд на вопрошающего, и срезающее, вызывающее хохот класса:
 – Да, да Баньков, я помню. Два! Подай дневничок. Что ж ты, Саша, не готов в который раз уже?!
 Облагодетельствованный на день становился объектом приколов.
 Отчасти склеротический Иван Трофимович время от времени и классы путал… Мы набирались смелости и разыгрывали директора.
 Хлопает дверь, стремительно врывается с указкой, учебниками, картой наш славный историк и с ходу вопрошает:
 – Это 10-а или 10-б?
 – А, а, а! – кричит какой-нибудь самый отчаявшийся и равнодушный к своей судьбе.
 Иван Трофимович резко разворачивается и исчезает в дверном проеме.
 Та же сцена в 10-а… Грозное приближение шагов к нашему кабинету…
Как-то Иван Трофимович шел по коридору и обнаружил, что у дверей 10-б шум и возня: ребята никем не прибраны. Возмущенный, он вошел в учительскую и грозно вопросил, кто, мол, должен отвечать за беспорядок в коридоре и школе. Бывший тогда завучем, наш старенький учитель физики Федор Васильевич Баландин бережно тронул его за рукав и шепнул: «Иван Трофимович, а класс-то… Ва-а-ш». Шепнул с наслаждением, так, чтобы его слышали все бывшие в учительской…
 В давании истории в наши деньки не было глубины (как, впрочем, и путаницы), зато ее возмещала с лихвой неделимость и неподсудность ни одного исторического факта. Оттого знать историю было легко, потому что все лежало на своих десятилетиями отполированных полочках: здесь Суворов, здесь Кутузов, здесь этапы Великой Отечественной, здесь три источника, здесь пролетариат, а здесь крестьянство. Все мощно вырублено, огранено, отточено до блеска, как речи на партийных съездах. Читать их для некоторых до сих пор – удовольствие.
 Но я любил его ураганные уроки, их смешные парадоксы, стихийную их вариативность, непредсказуемость. Мне нравилось их напряжение, нравилось быть начеку, работать стремительно, стремительно соображать, стремительно находить нужное. Вот уж точно – спать на них не приходилось никому. И спасибо за это смешному и страшному, чудаковатому и знающему незабываемому Ивану Трофимовичу!
 А памятью о нем у меня осталась «забытая» мной его книжка о Курской дуге, сообщение по которой я готовил когда-то.
(продолжение следует)