Синдром

Роза Хастян
«Армянский синдром» не обошел и мою семью.
Я ТАК называю невозможность навещать могилы близких людей.
 И эта невозможность имеет многие причины,  одна из которых –  ненавистные «конфликтные территориальные зоны».
И,  боюсь, что этим  «синдромом» теперь заражены не только армяне, ( он, синдром,  в моем восприятии теперь  будет называться  НЕ  «армянским», а  «синдромом обезумевших», т.к. «конфликтные зоны»  размножаются, увы(!),   по всей Планете…)

Но я сейчас не о «зонах» хочу писать, а о простом человеческом качестве, благородстве и чувстве собственного достоинства,  наличие которых обеспечивает качество не только личности, но и всего народа.

В одно из мгновений  сильной тоски по своим близким, ушедшим в мир иной  и,  не имея возможность посещать их могилы, я отправляюсь  на городское кладбище.
Там  подхожу к первой, попавшей на глаза,  «заброшенной» могиле,  привожу её в порядок, рассыпаю на холмике принесенные с собой цветы, зажигаю свечи и ладан и… молчу…
Но молчание моё лишь внешнее. В это время я беседую со всеми теми, кто в «настоящем мире», а не в этой иллюзорной, где сейчас физически нахожусь я…
И наш материальный мир называю иллюзорным, т.к. всё, что имеет свойство кончаться, быть  конечным – иллюзорно.  И только  мир, куда отправляются наши уставшие от конечного, и материального,  Души,  я называю   н а с т о я щ и м…
Мои беседы  тянутся недолго. Их время  длится  в зависимости от того, с кем я начинаю беседовать, какие вопросы задаю, какие ответы «получаю», что им рассказываю о тех событиях, которые происходят в их отсутствие в  нашем, иллюзорном мире…

…И, вдруг,   вижу похоронную процессию.
Хоронят кого-то…
Печальная реальность.
Вот оно, подтверждение моим размышлениям: кто-то уходит из мира нашего, иллюзорного… уходит в настоящий мир, в вечность…

Но что-то странным мне показалось в этой процессии.
Прекращаю свои «беседы»  с «обитателями вечности» и внимательно смотрю в сторону процессии. ЧТО же привлекло мое внимание, и ЧТО показалось мне странным в ней?

Слишком много народа,  провожающих «уходящего»…, вот ЧТО странно.
Сейчас ТАК не хоронят. Предать земле покойника пришли человек сто, не менее…
Но, не это самая главная странность.
А то, что впереди процессии несут крест, что значит - покойный христианин, о чем подтверждает и медленно идущий за покойником,  христианский  священник в рясе, но…
В процессии одни… мусульмане! Это НЕ трудно определить. Провожая покойников, мусульмане мужчины НЕ снимают головные уборы. Наоборот, даже те из них, кто никогда не носит головные уборы, в знак уважения к покойнику во время похорон накрывает свою голову.
И еще одна особенность;  в мусульманских похоронах  женщины на кладбище не ходят.
Хоронят одни мужчины.  (Думаю, в этом есть большая мудрость:  они оберегают своих женщин от душераздирающих сцен).

Но здесь, в этой процессии, немного иначе все происходило.  Женщины были. Но они не подошли  к месту захоронения, а тихо стояли поодаль.

Я не считаюсь любопытным человеком, но  «нестандартность» похоронной процессии привлекла мое внимание,  и я стала наблюдать за всем происходящим.
Священник начал читать  молебен за упокой Души усопшего. Оказалось, это русская пожилая женщина.  Затем мужчины поочередно говорили о  качествах усопшей, которые она показала при жизни. Все говорили с большим уважением.
Когда процесс захоронения закончился и над холмиком стоял крест, все мужчины отошли  в сторону и к холмику подошли женщины. Они поправляли многочисленные венки и цветы на могиле и  тихо о чем-то говорили.
Никто не плакал, не «убивался». Все ритуальные действия делались спокойно, с достоинством.

Я «набралась смелости» и подошла к женщинам.
От них узнала незамысловатую историю: усопшая была русской женщиной. Прожила девяносто
лет. Во время Великой Отечественной  была медицинской сестрой на фронте. Там и познакомилась с раненым солдатом  адыгом.  После войны,  с ним,  в качестве его жены приехала к нему на родину.  Бог им детей не дал. А муж  умер рано, еще в пятидесятых годах прошлого века.  Молодая жена осталась в родном очаге мужа, с его родственниками. Так и жила с ними,  выучив их язык, их обычаи и устои.  Жила РОДНЫМ человеком,  ухаживая и воспитывая  многочисленных племянников мужа…

Не знаю, почему она НЕ уехала в свои края.
Может, никого из близких,  не осталось….
А может быть,  любовь к мужу и к его родне была столь велика, что она не смогла от них уехать… Но факт остается фактом: не имея никакого кровного родства с этими людьми другого этноса, она осталась жить с ними.
И не просто жить, а жить, как с родными!
А, ведь, с плохими людьми НЕ породнишься, как бы ты этого не захотел…

… Я уходила из кладбища с осветленной Душой…
Ибо, поняла:  наш материальный мир НЕ иллюзорен! Он и есть самый настоящий и ВЕЧНЫЙ!
Пока в нем есть люди, честь и благородство,  которые,  ставят  выше всяких материальных благ.
Пока есть люди хоронящие «чужаков», будут и люди, ухаживающие за «чужими» могилами…
Такие люди – качественные люди!
А качество народа определяется качеством его сыновей и дочерей.

«Синдром» отступает, люди! (КАК бы того не хотели НЕкачественные люди…)