Мой муж - гений или обыватель смотрит кино

Армат Уважаев
Фильм "Мой муж -гений" по жанру-биографическое кино, в основе которого лежит мемуарный материал и фигуры художественной картины обозначены реальными именами. С первых же и до последних кадров повествования, этот факт будет влиять на качество нашего восприятия. Эту рефлективную природу нашей психики с большим воодушевлением использовал сталинский кинематограф, который проповедовал принципы пресловутого исторического материализма, в частности - роли личности в истории. Тоталитарная культура воспроизводит миф с помощью искусства, но не искусство в прямом его смысле. Было бы наивно думать, что тоталитарное мышление это обязательно сталинизм, фашизм, маоизм и 21 век имеет уже другой исторический текст. Смею утверждать, что это не так. Тоталитарное мышление всегда линейно - одномерно, и не зависит от так называемого историзма. т.е времени, и если оно украшается всевозможными спецэффектами новых технологий, то оно не перестаёт им быть. К примеру, во многих случаях голливудская картинка тоталитарна по своей природе, как впрочем, и вся наша человеческая цивилизация. Искусство и наука преодолевают эту обречённость, они как ангелы-хранители человеческого мышления, позволяют многим из нас вырваться из линейности коллективной реальности и дарят нам надежду интеллектуальной перспективы многомерного развития...
Итак, фильм " Мой муж гений " - по жанру биографическое кино, в тексте которого заложен мемуарный материал, и нам необходимо понять, в какой форме была реализована идея режиссёра: это экранизация, кинорассказ, исследование, интерпретация? Скучные по своей формальности вопросы, как и вся наша будничная жизнь, всё же требуют чёткого ответа, чтобы обрести твёрдую почву, без которой невозможен "старт" для наших размышлений. Иногда, если не чаще, современные рассуждения об искусстве напоминают строительство воздушных замков на песке, которые бесследно и легко смываются утренним душем после гламурной толкучки. И не следует «синонимизировать» понятие "чёткость" с механизацией" или "автоматизмом" потому, что мы будем перемещать наш разговор в плоскость архивной реальности фактов, в психологизм закадровой действительности. С моей точки зрения эта картина - мемуарная экранизация, и если допущены некоторые авторские искажения идентичности материала, это не меняет сути. Проблема возникает не в форме, а в нарушении идентичности изложения, которая претендует на творческое право, творческое эго-концепции художника. Как правило, экранизация во многом ограничивает свободу интерпретаций, которые находят свою реализацию в нестандартной репродукции характерной для эпохальной действительности героев фильма. Но возможна ли экранизация сексуальных отношений человека с историческим статусом в самом прямом его смысле? Мне трудно представить экранизацию книги Вересаева "Жизнь Пушкина". Для большинства Пушкин - традиция, как ритуальная форма восприятия. Именно так и отреагировали наши выдающиеся старики советской школы теоретической физики и друзья Ландау, которые были приглашены Гордоном на "закрытый показ" фильма. Позволю себе патетически воскликнуть: "Не заблуждайтесь думая о смерти! Мёртвые - это вечно живые!". Искусство в своём повествовании о частном всегда этично. Именно искусство способно нам показать "неэтическое" этично . С моей точки зрения,(ни в коем случае не упрекая в неэтичности режиссуру) концептуальная неудача фильма была заложена в искреннем желании показать необычную и не всем известную сторону интимной жизни Ландау как реального Ландау.
Ландау как личность исторического масштаба теряет (или того хуже, искажает) своё истинное гениальное содержание, когда предпринимается попытка редуцировать историю его жизни до интимного дискурса.