Аэрофотосъёмка

Владимир Жигалкин
                АЭРОФОТОСЪЁМКА
Во всём мире, с момента появления авиации,
Она стала красой и гордостью каждой нации,
Первые пилоты были на пике славы и почёта,
И на современных космонавтов похожими в чём-то,
Буквально, на заре авиации обнаружились
Людская потребность в ней и её нужность,
На первые полёты «этажерок», аэропланов,
Тихоходных, неуклюжих «Ньюпоров», «Фарманов»,
Проходивших на небольших полях или ипподромах,
Собирались толпы зрителей и зевак огромные,
Уже тогда авиация служила для населения,
Щекочущим нервы шоу, балаганом, увеселением,
А, позже, «коршуны», «ястребы» и прочие милитаристы,
Посчитали, что в войне авиация не должна быть статистом,
Ведь она-мощное орудие убийства, в самом деле,
И её быстренько в военную форму одели,
Так стала авиация стрелять, бомбить и убивать,
В зловещем смысле, населению Земли помогать,
Но, не всё же время авиации в армии служить,
Надо и народу помогать мирно и спокойно жить,
Трудно перечислить те области, где она применима,
Кажется, что авиация нигде не пролетела мимо,
Самолёт для всех стал привычным видом транспорта,
Земной шар, как паутиной, опутан воздушными трассами,
Они соединили воздушными мостами страны и континенты,
Ими перевозятся грузы, пассажиры и даже президенты,
Как лесопатруль, с воздуха «зелёного друга» авиация охраняет,
Авиахимработы над полями и садами сельчан выполняет,
С геологами и газовиками она сотрудничает тесно,
И другие народнохозяйственные задачи решает совместно,
Есть в авиации один такой необычный вид работ,
О котором мало что знает наш простой народ,
Функция таких полётов специфичная, но, довольно, ёмкая,
А, называется она, если коротко, АФС или аэрофотосъёмка,
Она связана с военной тайной, государственным секретом,
И производится под контролем спецслужб, при этом,
Заказчиками этих работ могут быть кто угодно,
Для кого продукция аэрофотосъёмщиков пригодна,
И мелиораторы, и геологи, и аграрии, и военные,
Картографы, землеустроители, и архитекторы, непременно,
Вся работа выполняется с разрешения ФСБ и ГенШтаба,
Разными аппаратами, с различными фокусами и масштабом,
Фотоаппараты тут, не совсем обычные, применимы,
Ведь не любительские снимки делаются ими,
Иные на ящик, коробку формой и размером похожи,
Другие, как бочонок, цилиндр, но фотокамеры тоже,
Но, все они очень совершенные и с одной особенностью,
Такой, что обладают высокой разрешающей способностью,
Для целей аэрофотосъёмки служат надёжные самолёты,
Специально оборудованные для таких полётов,
Это и «Ил»-четырнадцать, работяга и старожил,
Надёжностью и, как многоцелевой, он славу заслужил,
И, более современный, турбовинтовой «Ан»-тридцатый,
Со своеобразной пилотской кабиной, как будто горбатый,
В Советском Союзе было четыре специальных авиаотряда,
Выполнявших для нужд народа аэрофотосъёмочные подряды,
Мячковский, возле Москвы, для Севера и центрального региона,
Новосибирский, для съёмки сибирско-дальневосточного района,
Для «закрытия» Украины и Юга страны-Керченский,
А, в республиках Средней Азии АФС была обеспечена
Бурундайским, близ Алма-Аты, в Казахстане,
И все они работали на этом поприще неустанно,
Экипажи для выполнения этих ответственных заданий,
Должны быть специально обучены и иметь достаточно знаний,
Автору этих строк, в своё время, тоже пришлось потрудиться
На АФС, будучи пилотом «Ил»-четырнадцать и «Ан»-тридцать,
Работа эта, хоть и не простая, но мне полюбилась,
Попробую её описать, хотя, со временем, кое-что и забылось,
Аэрофотосъёмка во всех климатических зонах,
Как правило, не круглогодичная, то есть, сезонная,
С начала весны, естественно, летом и до ранней осени,
У съёмщиков пора, как говорится у нас, «сенокосная»,
Бывают и зимой, конечно всякие обстоятельства,
Какие-нибудь форс-мажорные и не очень приятные,
Типа, крупных катастроф, землетрясений,
Схода снежных лавин, селей, наводнений,
И тогда, чтобы иметь полную картину бедствия,
Что натворила жестокая стихия, природная бестия,
Необходимо в небо самолёт-съёмщик поднимать,
И район поражения крупным масштабом снимать,
Но, подобные трагедии, к великому счастью,
Случаются в нашей жизни, далеко, не часто,
А, так, обычно, зимой у экипажей отпуск, тренировки,
Медкомиссия, учёба, элементы тренажёрной подготовки,
Лётный опыт в зимнее время, безусловно, очень мал,
И, чтоб пилоты не забыли как держать в руках штурвал,
Выполняются вахтовые, грузовые рейсы, но не частые,
Сейчас подобные полёты именуются чартерами,
И вот, наконец, наступила долгожданная весна,
Снег стаял, пробуждается природа ото сна,
Аэрофотосъёмщик, для твоей работы наступил черёд,
Поднимай в небо застоявшийся на земле самолёт,
У фотопартии заказов на съёмку объектов полно,
Карты, чтоб штурманам вручить, готовы давно,
Начальник партии экипажам объекты раздаёт,
Получил, ознакомься и в небо, на съёмку, вперёд,
Каждый штурман наровит урвать кусок пожирней,
Чтоб площадью побольше и масштабом покрупней,
И, чтоб районный коэффициент, та же, группа сложности,
Например, пески или горы, была выше, по возможности,
Карт набирается портфель и объектов большой список,
В разных местах, друг от друга расположенных не близко,
Скажем, на одном погода «звенит», то есть, снимать можно,
А, на другом облака, туда не суйся, работать невозможно,
Кстати, о погоде, от неё аэрофотосъёмщик зависит всегда,
«Небесная канцелярия» тут правит бал, бесспорно, это да,
Работать можно лишь в ясную погоду, хоть целый день,
Когда облака на земле не оставляют никакую тень,
Тень от облака на снимке уже браком считается,
И ОТК фотопартии, как продукция, не принимается,
Также, видимость должна быть «миллион на миллион»,
Такие вот требования к погоде при АФС, это закон,
Даже, если высоколетящий самолёт оставляет спутный след,
Он даёт тень на объекте, возможности работать уже нет,
Надо ждать пока куда-то ветром его в сторону снесёт,
Или, сам по себе, растает и, как помеха, пропадёт,
Безоблачную погоду и видимость несёт антициклон,
Вот съёмщик и ждёт, когда над объектами установится он,
А, как пришёл он, долгожданный, только успевай,
Летай, снимай и продукцию «на гора» выдавай,
Но, бывает, долго «у моря погоды» съёмочной ждёшь,
Все летают, а ты сидишь, даже завидно, едрёна вошь,
Но, ежедневно в план полётов себя ставишь, само собой,
А, утром пришёл на вылет, а погоды нет и опять отбой,
Зато, репертуары всех кинотеатров в округе, местных,
Нам стали очень хорошо и, почти, досконально известны,
Если есть река или озеро, ходим туда купаться,
Позагорать, поплавать и немного размяться,
Можно на профилакторском бильярде «шары покатать»,
Если все книжки прочитаны и, вообще, надоело читать,
Или вот ещё, чтоб время убить, занятие классное,
Сесть за стол и сменить карты полётные на карты атласные,
Пока ясной погоды, пригодной для работы, ждали,
Столько карточных пулек преферансных расписали,
Стол игральными картами до блеска отполировали,
И, можно сказать, профессиональными игроками стали,
В народе бытует мнение, что, когда лётчик не летает,
Он, от нечего делать или со скуки, горькую попивает,
Смело утверждаю, что нет, нет и ещё раз нет,
Проверено на практике за много отработанных лет,
Ведь, даже если самолёт в небо снимать не поднимается,
Экипаж, будучи на земле, всё равно, как на работе считается,
И может так случиться, это подтверждено не раз и давно,
Что у нелётной погоды, вдруг, образуется ясное окно,
Диспетчер звонит в гостиницу и об этом в известность ставит,
И экипаж, по-быстрому собравшись, в полном составе,
Спешно пребывает в аэропорт и, без шума и пыли,
Проходит медосмотр и, согласно плана, идёт на вылет,
С этого момента, будем считать, рабочий процесс пошёл,
На нём, несколько поподробней, остановлюсь я, хорошо,
Первым делом, на метеослужбу, к синоптикам заходим,
Консультируемся, берём, где нам надо, данные о погоде,
Следом, чтобы принять на вылет верное решение,
Надо в военный сектор зайти за разрешением,
Что свободен от полётов вояк нужный нам объект,
И, что там нет ни зенитных стрельб, ни пусков ракет,
Если зона свободна и полковники дают «Добро»,
Не забыв предупредить, однако, и нам напомнить про
То, что недалеко в таких-то квадратах там и тут,
На полигонах военные учения танков, например, идут,
И, чтоб мы не смели уклониться от места съёмки, ради Бога,
А, работали только над разрешёнными объектами, строго,
Потом, идём к дежурному штурману, на контроль,
Проверяющая и консультирующая ему отводится роль,
Наконец, приняли решение на вылет, подписали задание,
И покинули аэродромно-диспетчерское здание,
Заказав харчи, бортпитание, пошли на лётное поле,
Где всё своё, как будто, родное и знакомое, до боли,
После полётов тут на стоянках самолёты отдыхают,
По рулёжкам рулят, на полосу садятся и с неё взлетают,
Бортмеханик с авиатехником уже «колдуют» у самолёта,
Осматривают его, заправляют топливом, нужным для полёта,
Кстати, о топливе, «Ил-четырнадцать» с доп.баками мог
Девять часов без дозаправки рассекать воздушный поток,
А, «Ан-тридцатый», немного поменьше, только пять,
И надо садиться, заправляться и только потом в небо опять,
Когда ясная погода, только успевай с работой справляться,
И так не хочется идти на посадку и заправляться,
Итак, экипаж на самолёте и занял свои рабочие места,
Каждый знает, что ему делать, хотя работа не проста,
Пилоты в своих креслах, штурман в носу застеклённом,
Радист радиостанции настраивает на частоту определённую,
Бортмеханик на приставном сиденье, на своём месте,
Между пилотами примостился, как петушок на насесте,
Бортоператоры у фотолюков, возле своих аппаратов,
Один за другим, по одному на каждого брата,
Карта обязательных проверок, запуск движков, руление, взлёт,
Отрыв от земли и вот уже в наборе высоты наш самолёт,
Вышли из круга, заняли нужный нам эшелон,
Диспетчером и нами определён заранее он,
Если объект недалеко, летим не высоко, но и не низко,
И забираемся повыше, для экономии топлива, если он не близко,
Вот прибыли на объект, занимаем нужную высоту,
Чтоб получился масштаб на снимке, самую ту,
По каким маршрутам летать и в каком направлении,
Знает штурман и все, как говорится, «бразды правления»,
Самолётом, включив «механического лётчика», автопилот,
На себя, со своего пульта, на время съёмки берёт,
Все линии полётов, ещё на земле, заранее, намечены,
И на картах крупного масштаба карандашом прочерчены,
Пилот-штурман-бортоператор, такая связка начинает работать,
Все, как единый организм, хотя у каждого свои заботы,
За пилотами-общий контроль всей обстановки,
Что требует повышенного внимания и, конечно, сноровки,
Радист на связи, ведь не зря он-«уши экипажа»,
Что так их называют, из «летунов» подтвердит Вам каждый,
Бортмеханика, на время работы, можно прогнать и в салон,
Пока идёт съёмка, в кабине пилотов не очень нужен он,
Пусть временно поспит или, просто, в кресле посидит,
И чутко, на слух, за работой авиатехники последит,
Штурман заходит на маршрут, весь во внимании,
При этом, смотрит в прицел, как при бомбометании,
Спрашивает по внутренней связи у операторов-«Готовы?»
И, получив утвердительный ответ, даёт команду по-простому-
«Включить аппараты, ну что, с Богом, поехали, начали»,
Самолёт же летит по прямой, даже крылом не покачивая,
В болтанку, кстати, тоже не производили съёмку у нас,
Потому что, на кадре и снимке может получиться смаз,
Маршрут прошли, от штурмана команда «Выключить аппараты»,
Стандартный разворот и на соседний маршрут заходит обратно,
И так продолжается, пока весь объект мы не «закроем»,
Или на заправку надо садиться, чего не хотелось, не скрою,
А, пилоты с радистом и механиком пока работяги «пашут»,
Все байки, анекдоты «перетравят», один другого краше,
Также, обсудят женщин в гостинице и на метеослужбе,
И как бы на время командировки завести с ними дружбу,
Во время заправки в ресторан обедать не ходим, как правило,
В целях экономии времени, поступали мы, думаю, правильно,
А, потом, если вместо ресторана «тошниловка какая-нибудь,
Чтоб поберечь желудок и не отравиться, начеку всегда будь,
А, то съешь за обедом какую-то стряпню, а там зараза,
И в ясную погоду будешь сидеть на земле, не слезая с унитаза,
Так что, проверив на практике, для себя мы усвоили истину ту,
Что надо самим готовить и питаться в полёте, прямо на борту,
На восточном базаре покупали зелень, лук, картошку,
Капусту, укроп, словом, овощей, всего понемножку,
А, для мясного навара, тушёнка или курица из бортпитания,
Это и на первое и на второе, чтоб избежать голодания,
На борту есть электроплитка, прямо, как на кухне,
Овощи порежем и в банку из-под фотоплёнки это бухнем,
Вот и суп на обед, а на второе жаркое из тушёнки и картошки,
А, на третье-кофе или сок, так что, экипаж готовьте ложки,
Искусство кулинара, как правило, бортмеханик проявляет,
Когда не спит, или командир его на «камбуз» отправляет,
Когда обед готов, каждый, кто свободен, по очереди,
Приходит в «пищеблок» и творение механика хвалит очень,
Только штурман, когда чуть освободится и попросит,
Ему обед прямо в остеклённый нос кто-то приносит,
Такой порядок приёма пищи в экипаже не воспрещается,
Все сыты и довольны и рабочий процесс не прекращается,
Как правило, все объекты съёмки находятся вне трасс,
И всё время работы диспетчер с земли контролирует нас,
И ПВО со своими локаторами время зря не тратит,
Следит, чтобы мы были только в разрешённом квадрате,
Чтоб не влезли в запретную зону и, не дай Бог, такому случиться,
Если вблизи «рубежа» летаем, не пересекли гос.границу,
Но, военные тоже люди и, естественно, само собой,
И у них порой может случится непредвиденный сбой,
Помнится, случай был такой у нас однажды,
Точную дату события не помню, да и это не важно,
Объект съёмки находился прямо на границе Таджикистана,
Тогда ещё в составе Союза, и воюющего Афганистана,
Подлёт к месту работ осуществляли из Душанбе, там была база,
Как туда прилетели, местных «Пиночетов» уведомили сразу,
Что будем в таком-то квадрате, в их зоне трудиться,
Но, с залётом за «колючку», то есть, с пересечением границы,
Они нашу заявку на полёт тут же в ГенШтаб передали,
Некоторое время мы их ответа на земле подождали,
Пока те, на своём уровне, все детали согласовали,
И не пришла шифрограмма, что разрешение на работу дали,
Поставили себя на следующий день в полётный план,
А, бумажку с разрешением, на всякий случай, положили в карман,
Наутро, получив от всех служб «Добро», вылетели на объект,
Всё, вроде, согласовано, причин для беспокойства нет,
Спокойно работаем, туда-сюда по маршрутам летаем,
И гос.границу, ведь нам было разрешено, пересекаем,
На афганской территории, видим, полевой аэродром,
«Миги»-двадцать первые, несколько штук стоят на нём,
Маскировочно окрашенные, словно, в камуфляже,
Если не приглядишься, сразу и не заметишь их даже,
Ну, стоят себе «Мигари»-истребители, ну и чтож,
Мы вас не трогаем, всё согласовано, и ты нас не трожь,
Вдруг, наблюдаем, на грунтовой полосе поднялась пыль,
Ну, может, быстро промчался какой-нибудь автомобиль,
Мало ли их из обслуживающей команды там «шныряет»,
Кто запчасти к самолётам подвозит, кто топливом заправляет,
Не придав этому значения, продолжаем работать,
Вдруг, над правым крылом, на уровне движковых капотов,
«Нарисовался» с афганскими опознавательными знаками «Миг»,
Крыльями качает и его пилот нам жестами говорит напрямик,
Что Вы, мол, нарушители и Вам теперь будет несладко,
И, что нам на их аэродроме следует совершить посадку,
В ответ, мы ему кивнули, что, мол, поняли тебя, родной,
Но, сами быстро, сообща, план наметили совсем иной,
Выпуск шасси, закрылков, чтоб скорость снизить, необходимо,
«Миг», не ожидая такого подвоха, вперёд проносится мимо,
Штурвалы «От себя», камнем вниз и разворот в нашу сторону,
От мёртвого осла уши, тебе, афганец, показать мы настроены,
Границу пересекли, считай, дома, возьми-ка теперь нас,
Если не хочешь международного скандала, здесь и сейчас,
С победным чувством, но на нервах, в Душанбе прилетели,
Зашли на посадку, приземлились, слава Богу, наконец-то сели,
Зарулили на стоянку и бегом в военный сектор выяснять,
Почему такое произошло и как всё это объяснить и понять,
Оказалось, разрешение есть, но хотелось сказать «Твою мать»,
Солдат-срочник, телеграфист забыл его ещё куда-то передать,
И, надо же, по закону подлости, точно, как назло,
Оно до афганских «соколов», почему-то не дошло,
Вот и получилось, что, хотите Вы или не хотите ли,
Но, для душманов мы оказались, просто, нарушители,
И они, то есть «духи», как сторонники мер решительных,
Подняли в небо, на перехват свои «Миги», истребители,
Слава Богу, что эта история закончилась благополучно,
Но, урок разгильдяйства всеми нами был получен,
С нашими военными мы ещё долго разбирались,
Как же так вышло, но они всё «рогом упирались»,
Недоразумение, накладка, мол, получилась и, как всегда,
Они не виноваты, тут ни при чём и с них, как с гуся вода,
Поспорили с ними, помирились, выпили по рюмочке чайку,
Но, в дальнейшем, продолжая работать, всё время были начеку,
Аэрофотосъёмка, не всем по душе, но для меня работа прекрасная,
Каждый полёт на предыдущий не похож, они всегда разные,
Кому-то нравится в транспортной гражданской авиации летать,
Пассажиров, грузы возить, рейсы по расписанию выполнять,
Но, эта работа, для себя я ничего нового не открываю,
Похожа на труд водителя автобуса или трамвая,
В мою бытность, с «Ан-тридцатого» пилот бы ушёл едва ль,
На «Як-сорок», большую «Тушку» или «Ил-шестьдесят два»,
В материальном плане, зарплата, в принципе, та же,
А, при хорошей работе, летом, и побольше даже,
На мой взгляд, нет этой работы ничего интересней,
Она стала в моей лётной карьере лебединой песней.
                10.04.2010.