Разговор с ангелом

Ирина Свип
Пьеса в трех действиях.
Действующие лица:
Мама
Дочь
Влюбленный
Влюбленная
Женщина
Тень

Действие первое.
Рождение ангела.

Темнота. Декорации - молочного цвета полотно. За ним загорается искра. Она взлетает, повисает в воздухе. Начинает звучать музыка. Искра опускается и зажигает свечу. Пламя свечи танцует на ветру. Полотно становится молочным туманом между зрителем и свечой. И сквозь этот туман сидящим в зале начинает казаться, что перед ними не свет свечи, а огонек с двумя маленькими беленькими крылышками – ангел. Он родился. Полотно освещается сильнее и становится заметной детская кроватка и фигура женщины над ней. Музыка постепенно замолкает, мелодию подхватывает женщина, баюкающая ребенка.

Дочь:Ты только не уходи.
Мама:Не уйду, мой ангел.
Дочь:Побудь со мной.
Мама:Засыпай, моя хорошая.
Дочь:А ты мне расскажешь что-нибудь?
Мама:Что тебе рассказать, милая?
Дочь:А почему ночью темно?
Мама:Чтобы все смогли отдохнуть. И даже солнышко, которое трудится весь день, освещая все вокруг и согревая нас.
Дочь:А как же мыши? Они не спят ночью, я слышала.
Мама:Кто-то днем спит, а ночью трудится. Мыши, ночные бабочки, ежики. Им ночью спокойнее – меньше тех, кто может их обидеть.
Дочь:А как же они видят ночью?
Мама:У них особые глазки, которые привыкли видеть ночью. Ты тоже, когда я свет погашу, через какое-то время станешь все видеть в темноте. Надо только привыкнуть.
Дочь:Я люблю тебя, мама.
Мама:Я тоже тебя люблю. (Начинает напевать колыбельную).
Дочь:(Через минуту) А почему люди умирают?
Мама:(Не сразу находит слова) Все мы умираем. Становимся старенькими и умираем.
Дочь:А почему?
Мама:Каждому, приходящему в этот мир, дается срок для добрых дел. А потом срок этот истекает. И давшие тебе жизнь спросят тебя:  а сколько хорошего ты совершил.
Дочь:И ты спросишь меня?
Мама:Конечно. Вот почему так важно по дороге жизни идти с добром в сердце и никогда с этого пути не сходить.
Дочь:А кто спросит тебя?
Мама:Мои родители.
Дочь:Но ведь их уже нет.
Мама:Все ушедшие из этого мира встречаются в другом мире.
Дочь:Мире мертвых?
Мама:Я бы назвала его миром света. Там все тайное становится явным и всякий обретает заслуженное. Кого-то ждут наказания. Кого-то – любовь и благодарность от тех, кому ты помог в этом мире.
Дочь:А что ждет тебя?
Мама:Невозможно угадать. Ведь тебе твой поступок покажется правильным, а для кого-то он принесет разочарование в людях и боль.
Дочь:А как же тогда понять, зло ты делаешь или добро?
Мама:Надо всегда слушать свое сердце.
Дочь:А ты слышишь свое сердце?
Мама:Да.
Дочь:А я нет.
Мама:Ты просто пока еще маленькая, ангел мой, и не умеешь слышать его. Оно говорит с тобой, но ты не всегда понимаешь это.
Дочь:А что сейчас говорит тебе твое сердце?
Мама:Что я очень сильно тебя люблю. Так сильно, как никто и никогда никого не любил.
Дочь:Я тоже тебя люблю. (Тянет ручки, мама наклоняется и они обнимают друг друга. Малышка вновь ложится, мама укрывает ее). А почему люди совершают зло? Они не умеют слушать свое сердце?
Мама:Люди, которые совершают зло, ошибочно думают, что слышат свое сердце, а вместо этого они слышат голоса таких же злых людей. Знаешь, иногда случается, что человек рождается на свет и его никто не любит. Ни мама, ни папа.
Дочь:Такое бывает?
Мама:Бывает. Такой человек закрывается в себе. Он видит вокруг озлобленных людей, которые не говорят с ним, не жалеют его. И тогда он перестает слушать свое сердце, советующее простить и полюбить этих людей такими, какие они есть. Зачем, спрашивает он себя, любить тех, кто не любит меня. И не находит ответа на этот вопрос. Ведь не каждый взрослый может маленькому человечку в начале жизненного пути объяснить, что доброта рождает добро, а обида и ненависть – зло и боль. Такой человек растет и превращается в тех, кто его окружал – в озлобленного и жестокого человека.
Дочь:А что можно сделать, чтобы они перестали быть злыми?
Мама:Надо в его сердце поселить любовь к людям. Хотя бы к одному человеку.
Дочь:А тебе удалось хотя бы кого-то сделать добрым?
Мама:Не знаю. Думаю, не менее сложным является сохранение доброты в себе при любых обстоятельствах. Знаешь, порой бывает, что ты оказываешься один, все, что ты делаешь, никому не нравится, все что ты говоришь, высмеивают, а все, о чем ты мечтаешь, разрушают. Это очень обидно. Но важно сохранять верность себе и не черстветь сердцем.
Дочь:А как?
Мама:В такие минуты надо вспоминать самого светлого для тебя человека и думать  о нем.
Дочь:А о ком думаешь ты, когда тебе плохо?
Мама:Когда я была такой же, как ты сейчас, я думала о своей маме. Потом - о твоем папе. Теперь - о тебе. Это очень помогает. Кажется, что силы иссякли, что ты сейчас упадешь и заплачешь. Но стоит тебя представить, вспомнить, как светло и нежно ты улыбаешься, и сразу все вокруг преображается. И ты понимаешь, что в жизни нет ничего важнее твоих близких и любимых тобою людей. И все, что тебе говорят окружающие, что делают дурного для тебя  - все это мелко и никчемно в сравнении с твоей целью – жить ради любви. Подумаешь, обидели словом, подумаешь, совершили подлость. А ты подними голову и улыбнись. И никогда не плачь при таких людях. Их надо пожалеть. Ведь они несчастны. В их жизни нет того, что есть у тебя. И их сердца давно не говорят с ними.
Дочь:Я тебя очень люблю.
Мама:Я тоже тебя очень сильно люблю.
Дочь:А что делать тем, кто совсем один?
Мама:Жить памятью о хороших людях и надеждой на встречу с новыми хорошими людьми.
Дочь:Это так страшно -  быть одному. Засыпать и просыпаться одному.
Мама:Все страхи мы придумываем сами. Нет ничего страшного в том, что ты живешь один и просыпаешься в одиночестве. Достаточно просто думать, что где-то, пусть и очень далеко, есть любимый тобою человек, и рано или поздно вы все равно встретитесь. (Начинает напевать колыбельную, гаснет приглушенный свет)


Действие второе
Свидание ангела

Вновь темнота. Молочное полотно. Звучит мелодия. За полотном зажигается огонек, он порхает подобно бабочке. Опускается. Появляется еще один огонек. Он движется ровно и легко. Первый огонек его замечает, бросается навстречу. Они кружатся. Вдруг налетает ветерок, и они оказываются разбросанными в разные стороны. Но уже через секунду вновь стремятся друг к другу.  В танце они становятся ярче, больше. И, кажется, что два огонька – это два крыла одного целого. В этот момент различимыми становятся две фигуры у окна. Это влюбленные юноша и девушка.

Влюбленный:Я люблю тебя.
Влюбленная:Я тоже тебя люблю, ангел мой. (Они обнимаются  и молча стоят, тесно прижавшись друг к другу. Проходит минута прежде чем она снова начинает говорить) Сильно-сильно люблю, хороший мой.
Влюбленный:Мне так повезло, что ты у меня есть.
Влюбленная:И мне.
Влюбленный:А представляешь, мы могли бы друг друга не встретить.
Влюбленная:Не представляю. Мы обязательно бы встретились.
Влюбленный:Я бы снова и снова рождался на свет лишь бы найти тебя.
Влюбленная:Ты уже нашел.
Влюбленный:(Целует  ее)  И никому не отдам.
Влюбленная:Пообещай, что мы никогда не будем ругаться по пустякам.
Влюбленный:Мы вообще больше никогда не будем ругаться.
Влюбленная:Сколько же сил и времени мы потратили впустую, выясняя отношения и пытаясь переделать друг друга.
Влюбленный:Ты — мой ангел. Ты — самая лучшая во всем мире, во всей вселенной. Ты веришь мне?
Влюбленная:Я не могу не верить тебе, милый мой. (Она обнимает его, целует. Какое-то время они молчат, обнявшись)
Влюбленный:Знаешь, я всегда считал глупостью все, что пишут и говорят про любовь. Смеялся над друзьями и иронизировал над старшей сестрой в период ее переживаний. А влюбился сам и будто прозрел. Сколько глупостей мы совершаем в жизни, сколько гадостей делаем своим близким вместо того, чтобы их любить и быть рядом с ними. Меня раздражала всегда моя соседка. Вечно кричала мужу из-за стенки, чтобы он шел ужинать. Постоянно бухтела о чем-то, все время ему выговаривала что-то. Но какой страшной оказалась тишина в ее квартире, когда его не стало. И соседка осунулась, почернела, перестала здороваться, только кивает. Она молчит, потому что больше некому сказать о том, что ты для него сделал.
Влюбленная:Как это страшно — смерть. Давай умрем в один день. Ведь я не смогу без тебя.
Влюбленный:А мы не умрем. Мы будем жить вечно. И каждое утро будем просыпаться вдвоем. Или... Даже в случайных разлуках будем понимать, что душою мы рядом, станем звонить и желать друг другу доброго утра и приятного дня. А встречи будут такими, будто мы не виделись целую жизнь.
Влюбленная:(Вскакивает на подоконник) Я буду бежать к тебе по ступенькам высоченной лестницы, высотой до самого неба, и кричать: я люблю тебя. А ты улыбнешься и ответишь: я тоже тебя люблю. И мы будем стоять, прижавшись друг к другу, и все проходящие мимо будут улыбаться.
Влюбленный:(Протягивает ей руки и снимает ее с подоконника) Даже те, кого никто не встретил. Потому что при виде нас в них будет рождаться надежда на встречу, надежда на счастье. (Они обнимаются) Ведь люди обретают счастье только, когда верят в него.
Влюбленная:Я люблю тебя. (Целует его)
Влюбленный:Я так благодарен сестре за то, что она нас познакомила. Жаль, что она ушла из жизни так рано. Я не успел сказать ей эти слова.
Влюбленная:Знаешь, моя мама говорила когда-то, что для того, чтобы отблагодарить уже умерших людей достаточно тепло о них подумать.
Влюбленный:Твоя мама — очень мудрая женщина.
Влюбленная:Да, она — мой ангел.
Влюбленный:А ты — мой ангел. (Они замолкают на какое-то время)
Влюбленная:Иногда, когда мне очень плохо, когда очень тяжело, когда напакостит кто-нибудь, я мечтаю завернуться в тебя будто в одеяло. И даже при мысли об этом мне становится хорошо.
Влюбленный:Представляю, как я становлюсь большим и толстым одеялом в мелкий цветочек, и ты заворачиваешься, и только твои глаза видны. Замечательная картина.
Влюбленная:Спасибо тебе, что ты есть у меня.
Влюбленный:(Целует ее в лоб) Я люблю тебя. Очень сильно люблю.
Влюбленная:Представляешь, как страшно тем, кто годами ждет услышать эти слова, и не слышит. Просто потому, что не встречает свою вторую половинку.
Влюбленный:Знаешь, мне один умный человек сказал — нет вторых половинок. Каждый человек — единое целое. Просто где-то есть такой же, очень похожий на него.  Если воспринимать любимого человека исключительно как свою вторую половинку, то ты начинаешь ломать его, переделывать под себя. Будто шлифуешь материал, чтобы вышла твоя копия. Как мы с тобой недавно. А ведь на самом деле это неправильно. Ты — это ты. И тебя нельзя переделывать, менять. Я и выбрал тебя именно потому, что ты такая одна. А если бы ты была похожа на меня, кто знает, обратил бы я на тебя внимание?
Влюбленная:Что? Ты на меня не обратил бы внимания? (Наигранно демонстрирует удивление). Я тебя сейчас укушу. Помнишь, как в том старом мультфильме муравей кричал: мне домой надо? А потом добавлял: укушу.
Влюбленный:Помню.
Влюбленная:А я помню, как мы с тобой ночью шли по городу, и долго целовались на мосту. А река была такая черная-черная, и только вдоль берега в нее вонзались зубы фонарей с набережной. Помнишь? (Он кивает) А потом ты кричал реке, что любишь меня, а я представляла, что это огромная масса вражеского войска, которое пришло к стенам нашего города и вот-вот начнет приступ. Но мне было не страшно, потому что ты был рядом и ты кричал, что любишь меня. Когда-то моя мама говорила, что все страхи мы придумываем сами. А я придумывала всякие страшные вещи, а не боялась ничего. Потому что ты — моя стена, за которой я могу спрятаться. Ты — мой ангел, который меня защитит. Я люблю тебя. 
Влюбленный:А у меня есть один страх — я боюсь за тебя. Каждый раз, когда расстаемся, волнуюсь, как ты там, что с тобой, не обидели ли тебя.
Влюбленная:А ты не бойся. Я от любви смелая и сильная стала. Кому хочешь отпор дам.
Влюбленный:Хотелось бы верить. (Они обнимаются)
Гаснет свет.


Действие третье
Болезнь ангела

Молочное полотно пронизано тусклыми огнями, и это похоже на рваные раны. Звучит грустная мелодия. За полотном сверху опускается силуэт ангела с огромными крыльями. Он снимает крылья, стряхивает с них пыль, ловит одно из маленьких перышек, дует на него, вновь ловит на ладонь. Потом прижимает к сердцу. Ангел кладет крылья в мешок, опускает на пол. Потом тянется к тонкой цепочке, висящей в пустоте. Дергает за нее. Гаснет свет за полотном. Ангела больше не видно.
Теперь заметными становятся диван у края полотна и темное окно за ним. На диване кто-то лежит.


Женщина:(Из темноты) Ты здесь?
За полотном появляется человеческая тень. Она замирает на секунду у края полотна.
Тень:Здесь.
Женщина:(Садится на диване, оказывается спиной к полотну и Тени за ним) Поговори со мной
Тень:(Остается за полотном, из темноты вытаскивает табуретку, ставит ближе к центру, садится) Давай поговорим.
Женщина:Почему все так?
Тень:(Выдержав паузу) Как?
Женщина:Почему дождь, ночь, холод?
Тень:Осень.
Женщина:Почему осень, если я так хочу лета, тепла, любви?
Тень:Потому что ты в сердце рождаешь осень, вот она и поселилась в твоей квартире.
Женщина:Опять глупые мудрости?
Тень:Ты хотела поговорить?
Женщина:(Отмахивается рукой, тень встает с табуретки и уходит в  темноту) Живешь-живешь. Кажется, проживешь еще сто лет, а жизнь спрыгивает со скорого поезда и ты оказываешься один на незнакомой станции, и на старом желтом здании с битым шифером  написано «Тупик». А ты стоишь и понимаешь, что это не станция так называется, это ты в тупике, и как назло обратного пути нет. Есть только это желтое здание и одиночество. Здесь  и умрешь. Сядешь на лавочку в надежде увидеть дорогу, чтобы продолжить путь, и умрешь. Потому что дорог в твоей жизни больше нет. Только ты и тупик. (Обнимает свои колени) Черт возьми. Что же это происходит? Почему я никому не нужна? Почему я в этом чертовом громадном городе никому не нужна? Тысячи людей ходят по его улицам, но никому из них я не нужна? (Начинает рыдать) Никому. И они идут мимо, такие разные и такие одинаковые. Черт бы их всех побрал.
Тень:(Не выходя в светлую полосу на полотне) Ты опять завелась?
Женщина:Заведешься тут. Все вокруг- уроды. Мерзавцы. Я ненавижу их.
Тень:(Выходит и садится на табуретку) Еще раз тебе говорю — никто не нуждается в злости и ненависти. Никто не будет любить человека, который презирает тебя. Ты не любишь людей, поэтому и они не любят тебя.
Женщина:(продолжает рыдать) Я устала любить людей.
Тень:Это в тебе говорит боль. Ты просто устала быть одна. Тебя приручили любящие тебя люди. Они приучили тебя быть необходимой каждую секунду. Ты жила и понимала, что ты — центр их вселенной. А когда не стало твоей мамы и твоего мужа, ты испугалась. Вокруг оказалась пустота. Мрачная неподвижная пустота.
Женщина:(Разворачивается лицом к полотну) Я ничего не боюсь. Cлышишь? Ничего. (Снова начинает рыдать, отворачивается).
Тень:Конечно, ты самая смелая и поэтому уже год не отвечаешь на телефонные звонки. Ты боишься снова услышать плохие вести от тех, кто тебе звонит.
Женщина:(Рыдает с новой силой) Уходи.
Тень:Хорошо. (Встает и уходит. Потом возвращается за табуреткой, забирает ее и исчезает в темноте)
Женщина:Ненавижу. Приходит и учит. Все вы только  и можете, что учить. А прожить мою жизнь не в силах.
Тень:(Из темноты)У тебя прекрасная жизнь.
Женщина:Чертова жизнь. Я — самый несчастный человек. У меня были близкие и дорогие мне люди. Их отобрали у меня. Я пыталась найти тех, кому полезными были бы мои силы и моя любовь, но надо мною смеялись, о меня вытирали ноги бессердечные люди. В какой-то момент мне показалось, что я нашла человека, с которым мне будет тепло и легко после смерти мужа, но он оказался мерзавцем и обманщиком. Он предал меня. И я снова осталась одна. Я ненавижу людей и свою жизнь. Меня растоптали и выбросили на помойную кучу.
Тень:(Из темноты) Ты сама себя выбросила.
Женщина:(Комкает плед и швыряет в полотно) Замолчи сейчас же. Ты ведь ничего не понимаешь. (Плачет) Ничего. Я просто очень боюсь...дальше жить. Я стала бояться жить одна, умереть в одиночестве. Это так страшно, когда ты ложишься спать в абсолютно пустой комнате и понимаешь, что это не ночь наступила, это густая жидкость поглощает все вокруг, и пока спишь она может тебя окружить и ты захлебнешься, и так умрешь. Страшно, когда утром некому положить руку на грудь, не к кому прижаться, чтобы спастись от утренних сквозняков. А потом встаешь и видишь, что тебе не для кого прихорашиваться, готовить завтрак. Это никто не оценит.
Тень:(Из темноты)Ты можешь все это делать для себя.
Женщина:Мне это совершенно не надо. Я делала это для него...Пока он был жив.
Тень:(Выходит в пятно света за полотном. В Тени угадывается фигура Влюбленного) А ты продолжай это делать в память о нем. И тогда каждое утро будет солнечным и радостным. Ты будешь просыпаться с теплыми мыслями о любимом человеке. Только не держи его рядом, не привязывай к себе его тень. А будто спрашивай себя, понравилась бы я ему сейчас?
Женщина:Конечно, не понравилась бы.  Я старая и толстая. У меня волны морщин на лице. А он любил меня тонкой тростиночкой с длинными прозрачными руками.
Тень:(Подходит плотнее к полотну, ближе к женщине) Глупая. Ты же помнишь, что он тебе говорил: человек выглядит таким, каким представляет себя. Ты рисуешь себя старухой, и видишь отражение этой старухи в зеркале. А ты представь себя молодой и свежей, сильной женщиной. Впусти в свое сердце надежду на счастье. И оно постучится в твою дверь.
Женщина:(Оборачивается к полотну) У меня не осталось сил обманывать себя.
Тень:Это не обман. Это простейший вариант получения силы над своими страхами и душевной болью. Попробуй снова услышать свое сердце. И скажи себе, что ты будешь счастлива, но для этого следует сделать несколько шагов. Пусть очень трудных, но таких важных шагов. Взять и выйти из квартиры одинокой стареющей женщиной, а вернуться сюда человеком, дарящим счастье. Помнишь, люди, которые что-то безвозмездно отдают, всегда получают награды за свои дары.
Женщина:Ты говоришь, как Он. Вот также сидели с ним перед самой его смертью, и говорили часами. И я плакала от бессилия. А он улыбался и говорил, что даже после его ухода я должна любить жизнь, как бы сильно она меня не била. Он боялся не смерти, он боялся за меня: как я переживу разлуку с ним, как я выживу в одиночестве. 
Тень:Вот видишь. Он хотел, чтобы ваш дом оставался домом радости и любви, а не боли и твоих ночных слез.
Женщина:(Пытается погладить тень сквозь полотно).  Мне очень плохо без него. Так плохо, что я даже подумываю поскорее уйти за ним. (В какой-то миг тень вздрагивает, за полотном гаснет свет, тень исчезает). Где ты? (Молчание в ответ) Вот так всегда. Вытащишь сердце наружу и будто уронишь. Ну, и уходи. (Женщина встает, смотрит в окно) Сколько же мы не сказали друг другу с ним? Но никому из этих людей, что ходят по улице, я не смогу выразить и каплю этих чувств. Они чужие для меня люди. Они злые люди. Я не люблю их. (Женщина возвращается к дивану, подбирает плед, начинает аккуратно сворачивать его.)
Тень:(Из темноты) А помнишь, тебя учила в детстве мама: важно не черстветь сердцем. (За полотном начинает теплится свет и в Тени угадывается фигура Мамы) В сложные минуты, в минуты боли надо вспоминать самого светлого для тебя человека и думать о нем, даже если его уже нет рядом. Только это позволит услышать свое сердце. Твоя беда в том, что ты не думаешь о любимых тобою людях, ты жалеешь себя, утратившую этих людей. Ты привязала память о них веревками и не отпускаешь. Ты вспоминаешь худшие моменты из прошлого, чтобы усилить боль, будто боишься забыть, что этих людей уже нет. А надо вспоминать самые светлые моменты жизни и жить с теплом от них в сердце, надеясь на то, что еще будет у тебя и радость, и встречи, и счастье.
Женщина:(С ногами забирается на диван, подходит к полотну) Мама. Мне тебя не хватает, мама. Тебя и Его. И всего, что с вами связано. Мне очень плохо.
За полотном снова гаснет тусклый свет, Тень становится не видна. Женщина зовет Тень, вначале тихо, потом громко, со слезами на глазах. Наконец, кричит, хватается за полотно и пытается сорвать его.
Женщина:Я не могу так больше. Я хочу туда, где вы. Я хочу быть счастливой. Я хочу любить.  (Полотно не поддается. Женщина обессилев повисает на нем, опускается на колени) Мне страшно.
Тень:(Из темноты) Тебе страшно лишь потому, что ты слышишь только себя. Ты себе внушила все свои страхи. В нашем городе сотни таких, как ты. И все вы сидите в своих пустых квартирах и плачете ночами, и кричите, и кормите с руки свою боль. Как кошку. (За полотном вновь появляется тусклый свет, Тень выходит в пятно света). И понимаешь, что тебе только труднее, что у тебя слабеет здоровье, что эта кошка снова и снова изводит тебя. Но ты привыкла. Все вы привыкли к этому питомцу. И терпите его. А боль жрет вас изнутри. А ты возьми и преврати ее в маленькое семечко. Просто заставь себя поверить, что в твоем доме может еще поселиться радость. И ухаживай за этой мыслью, лелей ее, люби ее. Главное помнить, что радость боится слез, и не плачь. Помни, что радость боится пустоты, и наполняй мир вокруг себя удивительным и светлым. Радость боится неподвижности. Двигайся. Не от дивана к окну. Пройдись по местам, где когда-то ты была счастлива и сделай что-нибудь для этих мест. Хотя бы самое малое. И сделай это с мыслью не о себе, а о тех, кому ты тем самым даришь радость. Вот увидишь, тебе самой станет легче при этом.
Женщина:Наверное так и надо сделать...(Вытирает слезы) Я завтра сделаю так. (Ложится на диване, засыпает) Обязательно сделаю.
Тень:Сделает она. Как же. Ну, вот как ее, ангела моего, одну оставить?(Поднимается в воздух) Ох, и сложное это дело — быть ангелом-хранителем. (Начинает приглушенно звучать мелодия колыбельной, которую пела когда-то Мама). И когда она наконец-то запомнит, что нет ничего страшного в том, что ты живешь один и просыпаешься в одиночестве. Достаточно просто подумать, что где-то, пусть и очень далеко, есть любимый тобою человек, и рано или поздно вы все равно встретитесь.
Гаснет свет.


24 июля 2012г.