2013 - 4 конкурс. Итоги. Наталия Иванова

Золотой Пегас
Представляем вам оценки и комментарии Наталии Ивановой http://stihi.ru/avtor/ivanovanata


Уважаемые авторы! Пожалуйста, поймите меня правильно! Расставить стихотворения по местам – задача непростая. И если стихо стоит ниже – это не значит, что он никуда не годится. Это значит, всего лишь, что оно несколько менее зацепило рецензента.
Ваша Ива



12 баллов
№ 11. Кочан

На первый взгляд – вроде бы рифмованная проза. Ан нет. Автор пишет совсем не о том, о чем вроде бы написано. Через жанровую зарисовку проступают совсем иные чувства и мысли.  А это и есть поэзия. 


Здесь народ поезда ожидает, как ждут новостей,
Здесь и смех, и печаль, и тоска, и восторг, и страдание.
В напряжении рельсы, как вены на жарком виске,
И, сердца единя, по перрону бредет ожидание.

Здесь свои чудеса, отовсюду звучат голоса.
Здесь буфет-ресторан. Рядом – парк и аллеи просторные.
Это маленький город с названьем привычным "вокзал"
Во главе с чуть подвыпившим, вечно мешающим дворником.

Почему, неизвестно, его называют Кочан.
Проживает один. Во дворе – только Шарик хромающий.
Выпивает Кочан втихаря, а потом по ночам
Матерится во сне и кричит в тишину угрожающе.

Он собаку когда-то отбил у разгульных юнцов,
Что ее на костре на шашлычном едва не зажарили.
Пусть по полной досталось ему от юнцов-подлецов,
Но теперь поиграть во дворе можно с преданным Шариком.

Ежедневно перрон подметает прилежно Кочан,
Лишь затем, чтоб найти то ли хлеба кусок, то ли косточку.
И на тех, кто едою сорит, он не станет кричать,
Подметает перрон, дорожа каждой брошенной корочкой.

День за днем: лишь проснулся – все те же метла и вокзал,
Вид устало-похмельный и рожа с небритыми скулами.
Чтоб у Шарика жизнь человечней была, так сказать,
Сам он жизнью собачьей живет, но об этом не думает.

Пусть считают отшельником, пусть осуждает народ,
Твердо верит Кочан, что простятся ему все чудачества –
После смерти к могиле спасенный им Шарик придет,
И ему не завоется, не заскулится – заплачется.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

11 баллов
№ 9. Вервольф

Непростое стихотворение, стильное, неоднозначное. Хочется вернуться и перечитать.


Накроет тяжёлая ночь шерстяным покрывалом,
затёртой монетой прилепится к туче луна.
Трёхмерной стабильности комнат покажется мало,
и вывернет душу звериная воля, до дна.
Отчаянный ветер у окон промчится фантомом,
и ты, не успевший додумать финальной строки,
по зову отправишься в лес, непонятно знакомый,
где ветви – персты прорастающей шерстью руки,
где мёрзлые корни послужат тебе изголовьем.
Почувствуешь в запахе воздуха, наверняка,
и страх обречённой добычи, приправленный кровью,
и трепет свободного тела, и жадность клыка.
Приблизится мрачное небо дыханием колким.
Не тратя заряженных нервов в напрасной борьбе,
увидишь: как тени, вокруг собираются волки,
и, может, впервые поймёшь, что вернулся к себе.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

10 баллов
№ 7. Околесица.

Симпатично-ироничное стихотворение с мягким юмором и ноткой лирической грусти. Мне кажется, оно должно быть длиннее. Осталось чувство недосказанности и недочитанности.


Упирается  темная  лестница
В перламутровые небеса,
Где-то бродит в бреду Околесица
По бескрайним дремучим лесам.
Зацепляется белыми буклями
За густой непроглядный туман,
Собирает словечки и буковки
И кладет в свой огромный карман.
Просит вновь у богов вдохновения,
А они к ее просьбам глухи.
Но с упрямством непризнанных гениев
Появляются эти стихи...
      
********
Может ангел, а может и  грешница –
(Не бывает без строчки ни дня).
Незнакомая мне Околесица
Сочиняет стихи за меня.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

9 баллов
№ 2. Осень. Неприкаянная даль...

Не знаю, зачем автор решил написать длинные строки при очевидной опоясывающей рифмовке. Чтение становится практически невозможным. А в целом понравилось, хотя финал показался слабее всего остального текста


Осень. Неприкаянная даль опадает рыжими листами.
Проржавела средь стекла и стали времени упругая спираль.
Осень – время пожелтевших книг, время грога, время старых песен –
Ностальгии бархатная плесень спорами вонзится в каждый миг.
Осень – время скошенных надежд и упавших ниц плодов запретных,
Перелётных охладевших ветров, зябких снов и шерстяных одежд.
Осень – время слякотных дорог, безответных писем-оригами –
Откровений вычурный орнамент – время изъясняться между строк.
Осень – время собирать слова и бросать на ветер их бесстрастно,
Жечь мосты и тлеть в тоске напрасной, и внимать, как шелестит молва.
Осень – время скорых поездов, голубых прокуренных вагонов,
Городов, увязнувших в шансоне, телефонных сброшенных звонков.

Время воспаления обид, время осложнений отношений,
Время необдуманных решений, время, что под рёбрами болит...
Осень. Стебли выцветших зонтов под раскисшим скудным небосводом.
Жизнеутверждение восходов и закатов брызнувшая кровь...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

8 баллов
№ 6. Красота

Автор ради собственного удовольствия решил поиграть словами и ему это удалось. Публика поглазела на жонглера и ушла удовлетворенная.


Миры спасает красота? – Диагноз спорен.
Не наберётся раса та ума от горя,
Что превозносит экстерьер взамен породы.
Растёт несносности барьер, и длятся роды
Забитых истин, в постамент бубновой швали,
Не склеит истины момент, и ложь едва ли,
До обсыханья молока шартрез лакая.
А красота – она кака... она какая?

Мы спели песни, и за мной, по трассам лезвий
Вращаем спелый шар земной, наш шар нетрезвый.
Итожим сумерки богов как циклы лекций,
Сквозь обретение рогов и индульгенций,
Всегда надеясь пролизнуть без задней мысли,
Отмыть небес голубизну, пока не скисли,
Давясь расквашенной мечтой на дне колодца.
А красота – она за что... она зачтётся?

И как моряк, ушедший в рейс – больная тема,
Ещё начистит интерфейс морщинок кремом
Ошибок трудных блудный сын, в твоём обличье.
Ты, право, смотришь на часы? – То право птичье.
Сойти пытаешься за бренд, пролезть в пик тренда? –
Про лесть не сложено легенд, она – легенда,
Прелестной змейкой дорожа под шалой шалью...
А красота – она ужа... она ужалит.

Но ты, как увалень с моста, в терзанье зыбком
Вещаешь тупо "Красота!", узрев улыбку
Фортуны в облике сирен, точней – клаксонов...
Ты что, приятель, посерел? – Надень кальсоны.
В тебе проснулся джентльмен? – Будили зверя.
Судьба прикинется взамен глухой тетерей.
Ты соглашаешься на всё, летя на солнце...
А красота, что нас пасёт, – она спасётся...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

7 баллов
№ 10. Иван да Пётр, или Царствуй на славу

В таких текстах очень важно придерживаться точной пунктуации. Заменив запятую на двоеточие перед словом «бояре», например, автор может сделать картинку более зримой и логичной. То же самое с фразой «Не за верные улики – за царёву благодать». Тире сразу же преображает текст. Использование слов-омонимов «знать»  в подряд стоящих катренах тоже сильно запутывает читателя. Жаль, что такие мелочи мешают восприятию интересного стихотворения.


Солнце с неба ярит, ярит,
Русь святую матеря.
Знать с ума сошла, бояре
Ополчились на царя.

Знать, желает смерти лютой
Всяк в отечестве пророк.
Будет вам ужо Малюта,
Погодите, дайте срок.

Будет Новгород Великий
Над могилами рыдать
Не за верные улики,
За царёву благодать.

За неверность – в околоток,
За строптивость – батогов.
Больше в городе сироток,
Меньше в городе врагов.

Будет колокол разбитый –
Впопыхах, не впопыхах...
Будет смерть митрополита
На Скуратовых руках.

Будет Русь катиться к розни,
Будет плач её горюч,
Будет жёстко править Грозный,
Как положено царю.

Всех, кто против, укокошит,
Чуя заговор нутром...
Всё равно Иван хороший
По сравнению с Петром.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

6 баллов
№ 4. По лужам босиком

Хорошо, что автор замахнулся на симпатичную мне дактилическую рифму, плохо, что не сумел полностью ее удержать. И рифмы, принадлежащие к одной и той же части речи в одной и той же форме – не айс, конечно.


На сморщенный асфальт, жарой замученный,
Посыпался слепой июльский дождичек
Просеянный сквозь солнечные лучики,
Небесным нарисованный художником.
 
Прохожих разнородная компания
Под крышей остановки молча маялась.
Решив автобус ждать, туда попал и я
Досадуя, что выпала такая масть.

Но что это за чудное видение:
Смеясь, прошли босые мама с дочкою,
Рука в руке, на лицах – наслаждение
И капельки искрящимися точками.

Две пары ножек c розовыми пятками
По лужицам парнЫм так вкусно шлёпали,
Что вспомнил я, как были мы ребятами,
Как лихо босиком носились по полю.

«Чего стоять?» – подумал я безбашенно. –
«Не сахарный. Да тут недалеко пешком».
И, сбросив туфли, буркнув: «Будь по-вашему!»
Шагнул за ними следом в воду с солнышком.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

5 баллов
№ 12. 1941

Собственно, рассказ Петра Захаровича, переложенный в рифму. Очень советское стихотворение (в хорошем смысле этого слова, без иронии). Можно было бы использовать в воспитательной работе в школе, если бы не «Зажопье».


                Рассказ Петра Захаровича Космачёва,
                1935 года рождения,
                уроженца Смоленской области.


Зрела рожь, уставив в небо копья.
Были взяты Невель, Ельня, Псков.
Вдоль по пыльной улице Зажопья
немцы гнали пленных моряков.
Им кидали хлеб  и зелень с грядки,
бабий плач срывался в тихий вой.
В воздух для острастки и порядка
изредка постреливал конвой.
Вдруг, сорвавшись с места, молодуха
кинулась матросику на грудь,
зашептала, задышала в ухо:
я – Мария Капля,  не забудь.
Скажешь – муж, отпустят на свободу.
Ты ещё и не женат, поди?
Староста, он – выбранный народом,
он тебя не выдаст, подтвердит.
Немцы добродушно гоготали,
шли лениво, не равняя шаг.
Потому заметили едва ли,
кто из пленных начал петь "Варяг".
Голос звал надтреснуто и сипло
на последний бой, как на парад,
и вливалась вместе с песней сила
в этот строй измученных ребят.
Вот уже второй поёт и третий,
выше подбородки, твёрже взор.
Вся колонна на втором куплете
пела, как заправский сводный хор.
Гвардия потом родится, в Ельне.
А в Зажопье не было побед...
Шли матросы в плен, как в бой последний.
И мальчишки им смотрели вслед.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

4 балла
№ 5. Пишите письма

Акынское. Споем? Ну, отчего ж не спеть? А впрочем, можно и не петь…
Хотелось написать стихотворение – написали. А впрочем, можно было и не писать…


Завязли слова…
и спасать их не хочется,
Следы многоточий срываются в топь.
Иссякла гроза (ни к чему), обесточена.
Покаялись глупости.
Кнопочка «стоп!»
Выходим…
Разгульная степь, небо синее.
Дороги не топтаны…
Чист горизонт.
Беги – не хочу…
Настроение псиное –
свобода на вой.
Не желаешь? –
вперед! –
на автопилоте за ветреным запахом,
туда, где барашки волнистых морей
гуляют…
где светом простор перепаханный…
где трудно споткнуться, и радует Грей.
Где чувства – алмаз…
где…
ну, ладно…
И вот еще –
спасибо за грабли (скачок для IQ).
А письма?.. Пишите...
о чем-нибудь стоящем.
Споем?
(говорят, на дорожку... поют)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

3 балла
№ 8. Кончится музыка

Я читала это стихотворение на другом интернет-ресурсе. Надо сказать, там оно выглядело симпатичнее, что ли. Не нравится антиэстетика. Понимаю, что автор сознательно использует неровности в ритмике, но… не могу принять это в полной мере.


Кончится музыка, хмель пройдет,
Кофе испортит подстрочник.
Слово написанное врет:
Жизнь – множество многоточий.
Многоточие до, многоточие после,
Междометия посередине.
Завтрак скоромный и ужин постный,
Новое громкое имя.
Встречи с надеждой на лучший исход
После хорошей драки.
Ворон накаркал новый взлет
С предельным углом атаки.
Выше Гагарина за облака.
Будет паденье круто.
Вечер в угаре, ночь коротка,
Скоро наступит утро.
Утро щерится розовым ртом
Будто бы просит каши,
Пьяного неба выдох и вдох
После всего вчерашнего.
Пальцы скользят по квадратам быстро,
Поле чернеет жуками.
День в стихах пропадает без смысла –
Тяжек сизифов камень.
Мозг ложится под микротом.
Слабость и перегрузка.
А в это время вползает в дом
Входит, врывается… музыка.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

2 балла

№ 3. Я внешности души своей не знал...
многообещающее начало и разочаровавший финал. Вторая строфа настолько банальна, что остается ощущение, что читателя обманули в ожиданиях


Я  внешности  души  своей  не  знал.
В  далёком  детстве  в  зеркале  увидел
неправильный  мальчишеский  овал,
застывший  в  беспокойстве  и  обиде.
Приблизился  к  холодному  стеклу,
ладонь  прижал.  И  он  прижал  в  привете.
Во  тьме  зрачков  гнездившаяся  глубь
меня  в  ответ  окинула  при  этом.    
«Ты  кто?»  –  неслышно  задали  вопрос.
«А  ты?»   –  я  прошептал  едва  дыша.
И  показалось,  кто-то  произнёс:
«Твоя  душа».    

Промчались  годы,  друг  за  дружкой  вслед.
Исчезло  детство,  юность  улетела,
но  каждый  день  единственный  ответ
упрямо  ждёт  стареющее  тело.
И  тот,  второй,  он  всё  ещё  внутри,
рассеян  и  насмешливо  коварен:
секрета  своего  не  приоткрыл
дряхлеющий  двойник  за  зеркалами.
Теперь  он  смотрит  вдаль,  но  чаще  сквозь,
туда,  где  жизни  прожитой  межа,
где  задают  отечески  вопрос:
«Пора,  душа?..»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

1 балл
№ 1. Дядя Толя

Рифмованная проза. И тем до боль знакомая. К сожалению, кроме технического мастерства, ничего особо оригинального найти не смогла. Но сделано крепко, и читается ровно то, что написано.


Дядя Толя помнил Сталина и Брежнева…
Дядю Толю смерть достала под черешнею,
И теперь его на кладбище несут.
Вообще-то ничего нет необычного
В том, что дядя Толя стал её добычею –
Водка, возраст,  пять ранений и инсульт.

Дядю Толю  наконец-то смерть  осилила;
По-соседски пирожки печёт Васильевна,
Верка  с третьего строгает винегрет,
А  ещё с утра   к попу за свечкой бегала,
Оказалось,  больше вроде как и некому –
Никого у дядя Толи ближе нет.

Похоронят дядю Толю обстоятельно:
Соберутся собутыльники-приятели –
Мужики и молодые пацаны,
Пожелают Царства Божьего покойнику
И, не чокаясь, накатят за полковника
Без обеих ног пришедшего с войны.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~