2013 - 4 конкурс. Итоги. Солянова-Левенталь

Золотой Пегас
Представляем вам оценки и комментарии Наталии Соляновой-Левенталь http://www.stihi.ru/avtor/natashika



Во-первых, хочу отметить хороший технический уровень стихов, представленных в финале. Некоторые огрехи, разумеется, есть, но "кто без греха, пусть первым бросит камень". Слава Богу, можно в приличной компании об азах стихосложения не говорить, с чем и поздравляю финалистов и членов жюри. Но это обстоятельство не только радует, но и затрудняет выбор, потому что, остаётся оперировать тематикой стихов, и здесь неизбежно скажутся вкусы и предпочтения судей: кто любит ананас, а кто - свиной хрящик.
Мне, например, всегда ближе стихи, которые не просто воздействуют на мои чувства и эмоции, а приглашают к размышлению. Лидерами в этом смысле являются философские и психологические стихи, которых, надо сказать, среди финальных произведений большинство: 2, 4, 5 - психологический пейзаж, 3,9 - психологический портрет, 6 - философия в чистом виде, 7 и 8 - философия творчества. Есть одна историческая зарисовка - 10 и три сюжетных стихотворения - 1, 11 и 12. На мой взгляд, именно сюжетные стихи в наибольшей степени "давят на эмоциональные кнопки", активизируя то, что в читателе уже есть, и не генерируя в нём рост чего-то нового. Хотя иногда это давление бывает весьма удачным, и в этой связи хочу отметить стихотворение №11 "Кочан" - в нём в недрах сюжетности зарождается и крепнет философское осмысление реалий жизни дворника и его Шарика.

А в целом я распределила места так:


1. №6 "Красота" - с автором хочется поспорить о многом, а потому приходится особо тщательно вдумываться в повороты его мысли и прекрасную словесную игру. Такие стихи долго не отпускают.

2. №9 "Вервольф" - стихи, в которых люди уподобляются волкам, всегда подкупают. В этом стихотворении подкупает ещё и образность, и какая-то особость авторской интонации.

3. №8 "Кончится музыка" - свобода обращения автора с ритмом. синкопированность многих строк завораживают.

4. №4 "По лужам босиком" - очень удачное сочетание психологического пейзажа, сюжетности и бесшабашного оптимизма. Послевкусие реет улыбкой Чеширского кота.

5. №11 "Кочан" - об этом стихотворении я уже сказала выше, не стану повторяться.

6. №2 "Осень. Неприкаянная даль..." - не могу не поддаться обаянию настроения, так тонко и образно прорисованного автором.

7. №5 "Пишите письма" - тоже очень славное стихотворение.

8. №3 "Я внешности души своей не знал..." - интересный поворот: увидеть душу в зеркале. Жаль только, что осталось (лично для меня) непонятным: узнал ли лирический герой внешность своей души и что ему дало это знание.

9. №7 "Околесица" - написано не без доли юмора и с явной симпатией к этой самой околесице.

10. №12 "1941" - как царапнуло меня неприятное название места действия, так и осталась эта царапина саднить.

11. №10 "Иван да Пётр, или Царствуй на славу" - стихотворение построено на перечислении исторических деталей, что делает его довольно простеньким а финальный вывод - весьма и весьма шатким и неочевидным.

12. №1. "Дядя Толя" - а вот здесь автору не удалось надавить на мои эмоциональные кнопки как читателя. Основное впечатление после прочтения - недоумение: зачем мне об этом рассказали?


Ну вот, как-то так. Если кого обидела - извиняйте.