Об акмеизме...

Анна Гриневская
“Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов.
Идея акмеизма - идея прекрасной ясности.
Это классицизм, выраженный новой более тонкой семантической техникой, это "память о мировой культуре", это "одна великолепная цитата".
 О современном акмеизме написано ничтожно мало, во всяком случае, мной ничего и не найдено. Только диссертации, основанные на произведениях поэтов Серебряного века.
   Три столпа акмеизма - пространство, время, бытие.
Пространство мыслится акмеистами как место, которое не должно пустовать, которое должно быть заполнено вещами.  Вещественная насыщенность обеспечивает статуарность акмеистических стихов, которые полны образами статических состояний. Скульптурность и статуарность невозможна в пространстве сквозном, устремленном, каким является пространство символизма.
 Задачу запечатления бытия – не в статике, а в некоей «текучести» – первым из акмеистов поставил О. Мандельштам, призвав в «Утре акмеизма» собратьев по перу любить «существование вещи больше самой вещи, а свое бытие больше самих себя...»
Движение отменено, но вместо обычного движения в тексте присутствует метафорическое: движение души, ее трепет, открывающийся читателю во внешних образах
На смену времени вечности  приходит эмпирическое, дискретное время. Отсюда  конкретные указания на конкретное время протекания события. Время как «чистая длительность» нередко воплощается в образах «тягучих» или «сыпучих» веществ, например, «Золотистого мёда струя из бутылки текла...»
Эстетика, классицизм, иллюзия отстраненности - вот что для меня акмеизм. Наибольшее наслаждение от поэзии, когда  рождаются стихотворения, пронизанные акмеистическим духом в состоянии счастья.

 Нам скупо светит день...
                Бальмонт.

Нам скупо светит день.
И ночь темна, укрыта облаками.
В ней правит полутень,
Рожденная неверными огнями.

Луны неполной свет
Лишь изредка, слабеющим туннелем,
Стекает сквозь  просвет
В туманной облачной метели.

Темнеет тихий сад.
В нем контуры деревьев так неясны.
Чуть слышно зашумят
Во мраке листья и опять безгласны.

Но бледен горизонт.
На нем  далеких башен очертанья
Видны чредой  колонн
Сквозь смутность воздуха. Признанье

Твое дрожит во мне.
Сливаясь с темнотой, я слышу шепот,
Как в тихом полусне
Мы слышим океана ропот.

Нам скупо светит день…
                Но ночь...

А между тем, всего одно можно поставить в вину акмеизму - это его аполитичность. Но в том и особенность акмеизма, являющегося по сути вершиной вершин символизма, что иное видение мира лежит в его основе. Вневременность. Обращение к самой сути души. Обращение к душе мира. Мир акмеизма настолько богат, что может позволить себе  отрешиться от повседневного мира и уйти к сияющим вершинам человеческого духа.
В основу акмеизма легко и естественно встраиваются милые моему сердцу материализм, атеизм и человеческая духовность - ничего лучше, здоровее и разумнее я не знаю.