Гусли и скоморохи

Нина Орлова
Русский народ во все времена любил песни, пляски, весёлые забавы. Поэтическое творчество было теснейшим образом связано с музыкой (мусикой), так как зачастую былины исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов. В перечень музыкальных инструментов Древней Руси входили: бубны, рог, труба, сурна (зурна), рожок, окарина, дудка, жалейка, волынка, гусли, гудок или смык.

Кстати, балалайка и гармонь – инструменты пришлые, но хорошо прижившиеся в России.
Применение музыкальных инструментов было различным. Например, труба и рога были сигнальными инструментами при военных делах, на охоте, в руках пастухов; трубный салют играли в различных торжественных случаях при заключении мира, встрече послов, возвращении воинов из походов и др.
 
Очень рано среди народа выделились талантливые исполнители, ставшие музыкантами-профессионалами. Одни из них стали певцами-сказителями былин (под гусли), другие образовали бродячие труппы затейников-скоморохов. Народное искусство несло с собой черты язычества (сам термин «язычество» придумали церковники, но истинное его значение, как раз, «народный»), поэтому скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви.

По-другому скоморохи – это скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди. Это были странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв.
 
Интересно, что "скомрат" на санскрите значит вестник, посланец, говорили про скоморохов в народе, как об "идущих со светом по свету".
Но этот свет церкви мешал. Почему? Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент перечисленных инструментов. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора, шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и скоморохи», баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище»), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древними традициями, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».
В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представляя сатирическими персонажами купцов, воевод, представителей церкви.

О том, что церковники питали ненависть к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев. Так, в «Повести временных лет» написано: «Дьявол лстить, и другыми нравы, всячьскыми лестьми превабляя ны от бога, трубами и скоморохы, гусльми и русальи». Летописец с негодованием отмечает успех искусства скоморохов у простого народа в ущерб посещению христианского богослужения: «Видим бо игрища утолочена и людий много множьство, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленного дела, а церкви стоять». Церковные поучения XI—XII веков объявляют грехом и ряжения, к которым прибегали скоморохи: «Москолудство вам братие нелепо имети».

В XIII веке церковь, авторитет которой заметно возвысился, стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Так, митрополит Кирилл в своем поучении 1274 года запрещал ходить «на русалии скоморохов и прочие диавольские игры». Рязанская «Кормчая» 1284 года осуждала «скомрахов, гоудцов, свирелников, глумцов». Летопись Переяславля Суздальского сетовала на распространение короткого мужского платья: «Начаша... кротополие носити... аки скомраси». Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Напротив, оно успешно развивалось, а сатирическое "жало" его становилось все острее и острее .

Оппозиционный характер творчества скоморохов определялся их социальной принадлежностью: по данным писцовых книг, скоморохи числились в ремесленниках. В Древней Руси были известны ремесла, непосредственно связанные с искусством: книжные писцы, иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости . Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, пантомимы, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники, «веселые ребята».

С точки зрения феодалов и духовенства, это делало их мастерами не просто бесполезными, но, и идеологически вредными и опасными. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. Очевидно, сторонники церкви и сложили такие поговорки, как «Бог дал попа, черт - скомороха», «Скоморох попу не товарищ».

Первоначально, исходя из характера выступлений скоморохов, им не требовалось объединения в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте (гуслях) достаточно было только одного исполнителя. До нас дошло несколько скоморошьих монологов и диалогов. Можно полагать, что игрища с участием четырех-пяти и более человек - явление позднейшее.

Первоначально и радиус деятельности скоморохов был небольшим. Но позже они оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы. Вместе с тем городские массы сами выделяют из своей среды скоморохов.
Расслоение в скоморошьей среде наблюдалось еще в Киевской Руси.

Известно, что при дворе скоморохи развлекали пением, плясками и игрой на музыкальных инструментах князей Святополка (1015), Святослава Ярославича (1073—1076), Изяслава Мстиславича (1146—1154), Всеволода Мстиславича (1135) и т. д. Больше всех любил веселье, музыку, песни и пляску Владимир Святославич (978—1015). Во время его пиров, как гласят былины, с песнями и плясками выступали богатыри, которым, таким образом, народная молва приписывала искусство скоморохов.
 
Вот как обращается в одной из былин Владимир Святославич к Добрыне Никитичу:
Ай же, мала скоморошина!
За твою игру за великую,
За утехи твои за нежныя
Без мерушки пей зелено вино.

К XVI веку образуется сословие городских оседлых скоморохов. Оседание скоморохов вызывалось, несомненно, усилившимся спросом на их искусство в городах. К XVI веку относятся документы, свидетельствующие и о том, что искусство служило скоморохам источником заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду», «гудочную плату».
На рубеже XVI и XVII веков возрастает роль скоморохов. Однако термин «скоморох» сохраняется преимущественно за музыкантами, плясунами, певцами.

Cпециальностью скоморохов было «плясание и сопели, песни бесовские». Стоглавый собор констатирует, что скоморохи «играли» на кладбищах. Кроме того, под их музыку плясал народ. Документы свидетельствуют о запрещении скоморохам «играть» по волостям. Так, в XVI веке Сильвестр осуждает «скомрахи и их дела: плясания и сопели».

Грамота 1648 года запрещает пускать в дом скоморохов с домрами, гуслями, волынками и со всякими играми. В «Наказной памяти» патриарха Иосафа (1636) запрещается «скомрахом на улицах и на торжищах и распутиях сотонинские игры творити и в бубны бити и в сурны ревети и руками плескати и плясати». «Свиряющими в трубы» или «сопцами», то есть «играчами» на пищальнике, сурне, сопели, дубе, жалейке, называют скоморохов азбуковники XVI—XVII веков.

О том же говорят и произведения народного творчества. Так, известная былина-скоморошина «Вавило и скоморохи» точно определяет, что «скоморошить» - это значит петь песни и играть в гудок. Документы XVII века вместе с тем называют рядом со скоморохами «медвежьих поводчиков», дрессировщиков собак, «кукольников», «кобыльников», глумотворцев, бесчинников, сквернословов на свадьбах, «веселых», «потешных» ребят.
Наряду с возникновением различных скоморошьих специальностей наблюдалась и социальная дифференциация скоморохов. Скоморохи появлялись в крестьянской, посадской, стрелецкой, а затем солдатской среде.

Антицерковные и антибоярские выступления скоморохов привлекали к себе внимание царской власти по мере усиления ее борьбы с церковной знатью и боярством. Царь Иван IV широко пользовался услугами скоморохов. Прежде всего он обратился к скоморохам в целях политической борьбы с «князьями церкви». Разгром новгородской епархии сопровождался тем, что царь нарядил архиепископа Пимена скоморохом и в таком виде заставил возить его по городу.

Скоморошьи потехи с явно выраженной антиклерикальной окраской происходили и в Александровской слободе. Здесь по указу царя воспроизводился ритуал монастырской жизни, а во время попоек царь и придворные рядились в маски и плясали вместе со скоморохами Скоморохи участвовали и в придворных свадебных празднествах (так, например, они веселили царский двор и самого царя Ивана IV на свадьбе его дочери Марии).


Но уже на свадьбе царя Алексея Михайловича вместо скоморохов гостей увеселяли церковные певчие. В его грамоте от 1648 года был дан приказ, чтобы «личин на себя никаких не накладывали и кобылок бесовских (не наряжали)…А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды,  и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». Аналогичны были указания и в 1654г. В преследовании скоморохов не отставали и старообрядцы.

Но больше всего досталось русским инструментам гуслям и домре. Домру сумели в последствии восстановить (коротко К.Сазонов «Домра» http://www.stihi.ru/2012/10/27/4424 ).

Гусли выжили…Но почему же их так ненавидела церковь? Так еще проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем " кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки". В требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: " ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?". А игумен Памфил ругал псковичей за то, что "они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным".

Огромное значение придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице - гусю, лебедю, утке, где она символизировала: небо, свет, огонь, солнце, а также воплощение Творца и Вселенной. Так в санскрите хамса - гусь - лебедь душа, познавшая высшую Истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный Рим, музыка Вселенной.

В гусли гудели, и здесь стоит вспомнить, что и в русских диалектах и на санскрите "гу" значит звучать. Ни гука - ни звука, ни гукнуть, то есть не прозвучать. Но кроме этого термит "гу" в санскрите значит ещё и идти, двигаться. Вспомним русское слово гулять. Мы с вами гуляем праздник, мы с вами гуляем свадьбу, то есть и звучим и двигаемся.

Заметим что в поучении против язычества в XII - XIII века в "Слово о твари и дни рекомом недели", говорится, что русские язычники поклоняются в первый день семидневной недели (воскресение)НЕ СОЛНЦУ, утверждая, что солнце только вещественное воплощение света, а БЕЛОМУ СВЕТУ, то есть СВЕТУ ВСЕЛЕНСКОМУ. Как писал Борис Александрович Рыбаков, вот этот свет, не имеющий видимого источника не осязаемый и неисповедимый, как эманация божества творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников.

В священных текстах Упанишад говорится, что вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Огонь называют белой птицей, несущей свет. На санскрите огонь "очищающий, очищение", звучит как павана, а павака - чистый, яркий огонь. Кроме того, павана это свежий ветер, а павана манна это название многих хвалебных гимнов. Но в севернорусских обрядовых песнях, водоплавающая птица гусь - лебедь носит название паванька, пава, павана.

Таким образом, огонь и хвалебный гимн в санскрите прямо соотносятся с севернорусским названием гуся - лебедя - паванька, пава, павана.
Исполняя священный гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое все три мира (Славь, Правь, Навь). Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей - слов, на нитях основы - струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.
 
Гусляры гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия.

А церковники боролись за духовную власть. Но думаю, они проиграли, ибо и гусли сохранились и народ сумел восстановить многие музыкальные инструменты.


Используемые источники:
1)Секрет гонения на гусли лекция Светланы Жарниковой  http://www.youtube.com/watch?v=mybUGlj9Gp0    (на 14 минут)
Текст этой лекции http://clck.ru/BYR4U
2) http://clck.ru/BYR4q
3) «Причина гонений скоморохов
http://www.screen.ru/techno/skomoroh/skomor-2.htm

4)  Изображение музыкальных инструментов Древней Руси.
http://www.portal-slovo.ru/art/36096.php?PRINT=Y

5) О русских музыкальных инструментах
http://www.muz-school.ru/biblio/1182.html

6) О домре http://transantique.ru/articles/view/id/592

7) История домры
http://domrist.ru/encyklopediya/istoriya/istoriya-domry.php

8) Древнерусские  народные музыкальные инструменты
http://waterwind.ru/lib/articles/bychkov_01

9) Песни скоморохов http://www.rutraditions.ru/tegi/pesni-skomorokhov

10) В.Высоцкий «Ярмарка. Песня скоморохов»
http://poligonbtvt.narod.ru/Nerv/TEXT/56.html

11) стихи Константина Сазонова:
 «Гусли» http://www.stihi.ru/2012/10/27/6184
«Струны русской воли»  http://www.stihi.ru/2013/07/14/5393
«Домра» http://www.stihi.ru/2012/10/27/4424
«Скоморох» http://www.stihi.ru/2015/01/15/2757
Былина Людмилы Денисовой 4 "Погудите мне, гусли звончатые"
http://www.stihi.ru/2013/05/09/4670/

12) Так звучат
гусли:
http://www.youtube.com/watch?v=O0Q449xTJeY
http://www.youtube.com/watch?v=VNN4U_amkkc
http://www.youtube.com/watch?v=iQ5njPTwRzk
http://www.youtube.com/watch?v=kaFs9LMtrG0

домра:
http://www.youtube.com/watch?v=uydbU99tQ80
http://www.youtube.com/watch?v=bLvxIpFaqGQ
http://www.youtube.com/watch?v=iweNtcrfPic

балалайка:
http://www.youtube.com/watch?v=RgvT53fLjr4
http://www.youtube.com/watch?v=wCh9TqBFe5E

зурна:
http://www.youtube.com/watch?v=JhmtfojvbqI
http://www.youtube.com/watch?v=BDedqC9cOhs

сопелка:
http://www.youtube.com/watch?v=KYAxbWm1V0w
http://www.youtube.com/watch?v=Ld0QDARpexE

кугиклы:
http://www.youtube.com/watch?v=cbIvKepWHyY

лалюка:
http://www.youtube.com/watch?v=_cVHh803qPE

колёсная лира:
http://www.youtube.com/watch?v=Na_yYoA50Eg
http://clck.ru/BYRAW
гудок:
http://www.youtube.com/watch?v=n2BrQXv2oxs

пищики:
http://www.youtube.com/watch?v=r5m33N-WXNU
http://www.youtube.com/watch?v=xIKJLaFI29Y

жалейки:
http://www.youtube.com/watch?v=jofrVpn1gIU
http://www.youtube.com/watch?v=pGvD5l2rBSc

волынка:
http://www.youtube.com/watch?v=sTCJznUBotc
http://www.youtube.com/watch?v=_OVlwcfZNCo

окарина:
http://www.youtube.com/watch?v=b-c9XnovD8Y
http://www.youtube.com/watch?v=gt2rykEZgvo

бубны:
http://www.youtube.com/watch?v=t1xFQQtx-IA
http://www.youtube.com/watch?v=6tzRPLkgFr0

рог:
http://www.youtube.com/watch?v=GJfFUDLTivY

смык: не удалось найти. Выражение «Гоп со смыком» есть, фамилия «Смык» есть, а инструмента нет. Но по описанию это гудок.

Ансамбли народных инструментов:
Русичи http://www.youtube.com/watch?v=G8Pl6d2NpkA
http://www.youtube.com/watch?v=q67v4uT0m8o
http://www.youtube.com/watch?v=2-FTMQkeAps

Различные духовые деревянные инструменты разных стран и народов:
http://www.youtube.com/watch?v=0TxrbUZElj8

08.09.2013г
Картинка из интернета.