Бхагавад-гита. Глава 14. Три гуны материальной при

Кари Вестова
                БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ
        (в переводе Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады)


               
              ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ
              ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



Текст 1.  Верховная божественная личность сказал: "И снова Я возвещаю тебе эту высшую мудрость,
лучшую из всего знания, познав которую, мудрецы достигали наивысшего совершенства.

Текст 2.  Утвердившись в этом знании, человек может достичь трансцендентальной природы, подобной
Моей собственной, и тогда он уже не рождается во время творения, и уничтожение
не затрагивает его.

Текст 3.  Вся материальная субстанция, называемая Брахманом, является источником рождения,
и в этом Брахмане Я зачинаю все живые существа, о сын Бхараты, давая им возможность
появиться на свет.

Текст 4.  Следует понять, что все виды жизни, о сын Кунти, происходят из чрева этой материальной
природы, и что Я -- отец, дающий семя.

Текст 5.  Материальная природа состоит из трёх гун: добродетели, страсти и невежества.
когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с природой, о сильнорукий Арджуна,
оно обусловливается этими гунами.

Текст 6.  О безгрешный, гуна добродетели, будучи чище остальных, просветляет
и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой гуны обретают счастье и знание.

Текст 7.  Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вожделений, о сын Кунти,
и вследствие этого воплощённое в теле живое существо привязано к материальной кармической
деятельности.

Текст 8.  О сын Бхараты, знай, что темнота, рождённая из невежества, есть причина
заблуждения всех живых существ, воплощённых в материальном теле. Следствия этой гуны --
безумие, леность и сон, связывающие обусловленную душу.

Текст 9.  О сын Бхараты, в гуне добродетели человек счастлив, страсть толкает его
к кармической деятельности, а невежество, покрывая знание человека, обрекает его
на безумие.

Текст 10. Иногда гуна добродетели преобладает, побеждая гуны страсти и невежества,
о сын Бхараты. Иногда гуна страсти побеждает добродетель и невежество. А иногда невежество
побеждает добродетель и страсть. Так и идёт эта постоянная борьба за превосходство.

Текст 11. Проявления гуны добродетели можно ощутить, когда все врата тела освещены знанием.

Текст 12. О, лучший из Бхарат, когда возрастает влияние гуны страсти, развиваются признаки
сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых стремлений и неподдающихся
контролю страстных желаний.

Текст 13. Когда возрастает влияние гуны невежества, о сын Куру, она несёт с собой мрак,
бездеятельность, безумие и иллюзию.

Текст 14. Если человек умирает в гуне добродетели, он достигает высших планет,
чистых планет великих мудрецов.

Текст 15. Если человек умирает в гуне страсти, он рождается среди занятых кармической
деятельностью, а умирая в гуне невежества, он рождается в царстве животных.

Текст 16. Результаты благочестивой деятельности чисты; о такой деятельности говорят,
что она находится в гуне добродетели. Деятельность в гуне страсти ведёт к страданиям,
а деятельность в гуне невежества -- к глупости.

Текст 17. Из гуны добродетели развивается подлинное знание, из гуны страсти развивается
жадность, а из гуны невежества развиваются глупость, безумие и иллюзия.

Текст 18. Пребывающие в гуне добродетели постепенно поднимаются на высшие планеты;
находящиеся в гуне страсти живут на земных планетах; те же, на кого влияет отвратительная
гуна невежества, опускаются в адские миры.

Текст 19. Когда человек воистину видит, что нет другого исполнителя какой-либо
деятельности, кроме этих гун природы, и знает Всевышнего Господа, трансцендентального
по отношению ко всем этим гунам, он достигает Моей духовной природы.

Текст 20. Когда воплощённое существо способно выйти за границы этих трёх гун, связанных
с материальным телом, оно может освободиться от рождения, смерти, старости и приносимых
ими страданий и вкусить нектар даже в этой жизни".

Текст 21. Арджуна спросил: "О мой дорогой Господь, по каким признакам можно узнать человека,
возвысившегося над этими тремя гунами? Как он ведёт себя? И как побеждает
гуны природы?"

Тексты 22-25. Верховная божественная личность сказал: "О сын Панду, в ком просветление,
привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они есть, и кто не стремится к ним,
когда они исчезают, кто несгибаем и не обеспокоен, оставаясь безучастным и трансцендентальным
к любым воздействиям материальных качеств, зная, что ничто
не совершается помимо них, кто обращён внутрь себя и одними глазами смотрит на счастье
и несчастье, для кого кусок земли, камень и золото суть равны, кто принимает как одно
желаемое и нежелаемое, кто уравновешен, кто равно воспринимает похвалы и упрёки,
честь и бесчестие, кто относится одинаково к другу и к врагу, и кто отрёкся от всякой
материальной деятельности -- о таком человеке можно сказать, что он поднялся
над гунами природы.

Текст 26. Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению, непоколебимый
при любых обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы
и так достигает уровня Брахмана.

Текст 27. А Я -- основа безличного Брахмана, бессмертного, нетленного и вечного,
который есть изначальное положение конечного счастья".







 

 


"Человек, желающий пересечь ужасный океан материальных страданий, может сделать это очень легко, приняв прибежище на корабле "Бхагавад-гиты".

Тот, кто днём и ночью слушает и читает "Шри Гиту", никогда не должен рассматриваться как простой смертный. Без сомнения, его подлинный облик божественен.

Вне всех сомнений, что изучающий "Шри Гиту" с преданностью, обретает всё благо, которое он мог бы получить от изучения Вед, Пуран и других Писаний.

Тот, кто внимательно слушает и воспевает славу заключений "Шри Гиты", или излагает суть этого учения другим, несомненно, достигнет высшего предназначения.

Несчастья, возникающие от проклятия или чёрной магии, никогда не войдут в дом, где поклоняются "Шри Гите".

Человек, с преданностью изучающий "Шри Гиту", свободен и счастлив. Хотя и совершает деятельность в этом мире, он не запутывается в ней.

Все святые места в этой Вселенной, такие как Праяг, вечно присутствуют там, где присутствует "Шри Гита" -- вечная песнь Бога".

Тот, кто в смертный час помнит половину, четверть, одну главу или хотя бы один стих «Гиты», достигнет высшего назначения.

Излагая или слушая смысл «Гиты» в смертный час, даже последний грешник получает право на освобождение.

Тот, кто в смертный час с преданностью держит в руках «Гиту», отправляется на Вайкунтху, чтобы в божественном экстазе жить там вместе с Верховным Господом Вишну.

Тот, кто сосредоточивается хотя бы на одной главе «Гиты», после смерти снова родится человеком, чтобы, возобновив изучение «Гиты», наконец обрести освобождение.

Если в смертный час человек услышит хотя бы слово «Гита», его будущее светло.

Любые поступки, сопровождаемые декламацией «Гиты», очищаются и ведут к совершенству.

Человек, декламирующий «Гиту» во время посмертных церемоний (шраддха), удовлетворяет своих праотцов. Покинув ад, они восходят на небеса.

Тот, кто подарит «Гиту» в золотом переплете ученому брахману, никогда не родится вновь в материальном мире.

Тот, кто раздаст в милостыню сотню «Гит», поднимется на абсолютный уровень и вряд ли родится вновь.

Душа, подарившая «Гиту», получает место на планете Господа Вишну на срок семи калп, чтобы общаться с Всевышним в божественном экстазе.

Если, выслушав до конца смысл «Гиты», человек подарит книгу брахману, Господь, довольный им, исполнит все его желания.

Тот, кто никогда не декламирует и не слушает «Гиту», этот сосуд с нектаром, позволяет нектару вытекать сквозь пальцы, чтобы пить яд.

Открыв для себя знание «Гиты» и упиваясь этим нектаром, люди, страдающие в этом бренном мире, находят прибежище в преданности Всевышнему и становятся по-настоящему счастливыми.

Многие святые цари, такие как Джанака, приняли прибежище в знании «Гиты» и, став безгрешными, достигли высшего назначения.

При декламации «Гиты» не имеет значения, высокого или низкого происхождения человек. Только вера делает его достойным декламировать «Гиту», поскольку среди всех видов знания «Гита» - воплощение Абсолюта.

(Из "Гита-Махатмьи")




             

О "БХАГАВАД-ГИТЕ"
~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Бхагавад-гита" -- одно из самых почитаемых произведений Священной Ведической литературы.
"Бхагавад-гита" также известна под названием "Гитопанишад".
Она -- суть всего ведического знания и одна из наиболее важных Упанишад в ведической литературе.

"Бхагавад-гита" -- самое известное Ведическое писание.

Она является квинтэссенцией всего ведического знания, и потому утверждается,
что если даже не изучать всю другую ведическую литературу,
а ограничиться чтением "Бхагавад-гиты", любой человек сумеет разрешить все жизненные проблемы,
получить освобождение из самсары (круговорота бесконечных рождений и смертей материального мира)
и сделать свою жизнь совершенной.

"Бхагавад-гита" была поведана Верховным Господом богу солнца Вивасвану
более 120 400 000 лет назад. Вивасван передал её прародителю человечества Вайвасвату Ману,
а тот рассказал "Гиту" своему сыну и ученику Махарадже Икшваку, правителю планеты Земля, около 2 005 000 лет назад.
С тех пор "Бхагавад-гита" существует в человеческом обществе. Однако со временем это знание было частично утеряно,
и Бхагаван Кришна вновь поведал "Гиту" Арджуне на поле битвы Курукшетра около 5 000 лет назад.


Существует много разных изданий "Бхагавад-гиты", к которым написано большое количество различных комментариев,
однако большинство из них являются неавторитетными, поскольку авторами переводов и комментариев
была нарушена ведическая традиция передавать трансцендентное знание, содержащееся в Ведах, таким, как оно есть,
в чистом и неискажённом виде, без навязывания читателю "своего личного мнения"
и без собственных поправок, интерпретаций и дополнений.


"Бхагавад-гита как она есть" в переводе Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады
представляет ведическое произведение в его первоначальной форме, являясь оригиналом этой священной книги знания.
"Бхагавад-гита" с комментариями Шрилы Прабхупады представляет учение Вед в его абсолютной форме --
таким, каким оно передавалось по парампаре (цепи ученической преемственности Совершенных Учителей,
идущей от Господа Кришны -- Верховной Личности Бога.











ЗДЕСЬ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ О "БХАГАВАД-ГИТЕ КАК ОНА ЕСТЬ":
http://www.stihi.ru/2016/10/19/5887