Мелкие бесы

Михаил Буликов
“Не верь, не слушай, не гордись!..”
                А.С.Хомяков

             НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СЛОВ

 Эта заметка отнюдь не о популярном ныне радиоведущем Михаиле Веллере. Скорее, о явлении в нашей жизни, зачинающем новый пропагандистский нажим на массовое сознание. О новой опасности, когда ефрейторы от литературы могут позволить себе, как вздумается интерпретировать историю России и выписывать рецепты для её лечения. К примеру М.Веллер - “Россия и рецепты” изд.”Москва” 2007.
Они мнят себя пророками, на самом деле талантливые мистификаторы, жонглирующие фактами и вымыслами. Очень ловко используют так называемый “”25 кадр”,  мешая близкие сердцу полуобразованного обывателя банальности с вредными фикциями, пробуждающими  в человеке низменные страсти, страх, гнев, жажду мести. В целом - “засланные казачки”, назначенные возбуждать недовольство государственным курсом, накануне выборов президента. Веллер, лишь, один из многих. Если бы его “рецепты” были написаны дюжину лет тому назад, книга имела бы иной смысл, однако тогда г. Веллер, об очевидном, почему-то молчал. Прорвало его, простите, озарило, именно в тот момент, когда страна, остановившись на самом краю пропасти, начала преодолевать кризис, а население, наконец, обрело веру в своего лидера; появилась надежда на возрождение, безысходность перестала доминировать в сознании масс. Он выдаёт себя за радетеля России, - на  самом деле, у него другие намерения. Это враг, не любящий ни русский народ, ни его религию, ни историю. Впрочем, об этом он говорит открыто, всевозможными способами - радио, телевидение, печать - навязывая, вдалбливая своё мнение, словно зомбированному предыдущей полуправдой советскому, униженному пятнадцатилетней смутой образованцу.
Но если “Рецепты” Веллера читать внимательно, сразу видны все противоречия и несуразности. Остановимся подробнее на наиболее явных и вредоносных.

 



                1

Почему именно малоизвестному, заурядному литератору вдруг открылись все двери наших СМИ. Кто дал ему рупор и индульгенцию на вещание лжеистин и одурманивание народа? Кто он такой - Михаил Веллер? Впрочем, неудачливые в творческом плане люди нередко, именно на политическом поприще, снискали себе печальную славу. История их надолго запомнит.
У нашего “нового пророка” вполне обычная судьба советского писателя. Работал и лесорубом и скотогоном, много кем работал, а первые публикации - только после тридцати, в начале восьмидесятых, - в порядке вещей - ещё повезло. Как ни странно, Веллер, кажется, не “демократ”, или “почти демократ”, но кому он служит? Кому нужна пропаганда мести, террора, якобы, для блага Отечества? Читая главу “Преступник должен висеть”, так и слышится звон топора лесоруба - и щепки так и летят, летят... Впрочем, ему наверно это мило - воспоминания о молодости. Но, это же прямой призыв к жертвоприношению! К расколу, из без того, потерявшего нравственную парадигму, измученного сомнениями и чувством потерянности  народа России. Он хочет возрождения страны на костях? Да, кому нужна такая страна и такое возрождение? И кто останется? Ведь речь идёт не о нескольких зарвавшихся олигархах, а сотнях тысяч несчастных российских предпринимателей, вынужденных, вопреки своей воле, так или иначе, обходить закон, чтобы выжить в условиях налогового беспредела. Не о двух-трёх маньяках, а о массах заблудших. Это вполне в духе большевиков-евреев, уничтожавших, с “благими намерениями”, миллионами русское население.  Сегодня мы пожинаем плоды их борьбы за счастье народа! А державное могущество, по которому так ностальгирует бывший советский писатель М. Веллер, напоминает фасад внешне незыблемого особняка, внутри уже изъеденного, источённого жучком.
В тот час, когда наш народ, наконец, понял, что такое “демократы”, и откуда растут их ноги, начал разбираться в сути произошедшего и бесповоротно отвернулся от этих господ, ему подсовывают новую, более утончённую псевдоистину. И самое опасное, что это подаётся в красивой обёртке логического анализа ситуации, замешанного на праведном негодовании, человеком, вроде бы, никакого отношения к тем реформаторам не имеющего, даже разносящего их  “по кочкам”. На словах, которые были бы уместны десятилетием ранее. Но тогда он молчал, да, и кто бы ему позволил говорить.
Смешение правды и лжи, когда одновременно с правильными мыслями и идеями, допускаются откровенно ложные, крамольные, гибельные, сбивает с толку несведущих, наевшихся мифами и пропагандой ХХ века, уже не знающих, кому верить, людей. А что удивляться: такова тактика “отца лжи” и всех, кто ему продаёт душу.
Ну, вот и добрались до берега. Берега тёмного, мрачного, зловещего. Попробуем светом разума развеять эту тьму и рассмотреть, что за ней притаилось, и какие враждебные силы нас окружают.

                2

“Мне не нравится реальное православие.” - пишет г.Веллер, аргументируя эти слова, высказываниями отдельных пороков Московской патриархии, причём пороков второй половины ХХ века, осужденных.  Иначе бы не произошло слияние с РПЦЗ. Но чувствуется, что Веллеру не нравится никакое Православие, иначе бы он употреблял, хотя бы, не строчную, а заглавную букву. И не говорил, кощунствуя, что порядочный человек должен быть атеистом.  Наши атеисты все, как на подбор - кристальные подвижники: не воруют, не убивают, взяток - ни-ни.
А может господин просто не понимает сути Православной религии? Ну, допустим, откуда бывшему советскому человеку взять такое понимание? И то, “что “неверие”, по существу, есть особая религиозно-метафизическая установка - именно установка религиозно-метафизического дуализма”,* - не знает? Ну, это-то – вряд ли! Значит, умалчивает сознательно!
А может, не понимает качественного, кардинального различия между Православием и Католицизмом, когда предлагает религиозные реформации, на подобие латинских?
____________
*С.Л. Франк “Непостижимое”

3

Что Православие и Католицизм - две христианские конфессии, выросшие из единого зерна - два совершенно различных колоса? Тогда напомним. Если после разрешения христологических вопросов и принятия догматов отцами церкви, на IV и VI Вселенских соборах, вера восточного христианина обрела опору в разуме, и на первый план вышла нравственная парадигма человеческого бытия, то напротив -  христиане-католики, потеряв надежду доказать разумность вероучения, обречены были верить слепо, что с неизбежностью привело к демонологизации сознания.
Подробно и аргументировано эти вопросы рассмотрены во второй статье “Теория отражения” монографии О. Алёшина “Эволюция” Москва. 2007г.
Казалось бы, именно православное созерцательное вероисповедание, а не рациональное католическое, ставящее во главу угла правовые нормы церковной жизни, должно было  мистифицировать сознание человека. Однако, на протяжение полутысячи лет, в действительности, наблюдается совершенно противоположная картина. Как это объяснить?
Дело в том, что секурализованное Католическое учение, представляя религию, в первую очередь, как идею, настолько развело рациональное мировосприятие и мистический опыт, положив невозможным человеку напрямую общение с Богом, что как бы раздвоило человеческое сознание, создало некий барьер, через который, без посторонней помощи, невозможно перебраться из области рацио, в область духа и обратно. Напротив, вероисповедание Православное, “поощряя” мистический опыт, умную молитву и религиозное восприятие мира, как истинное состояние души и сознания, дало “ключ к той двери”, между областями эмпирического и трансцендентного, через которую свободный от комплексов разум может проходить, не совершая над собой психологического насилия.
Уже одно только изменение символа веры - допущение Католицизмом исхождения Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, так нарушило равновесие в Святой Троице, что это повлекло за собой необратимую мистифицированность, демонизацию всего мировосприятия западного человека. Одна только торговля спасением души, повлёкшая раскол в самой западной религии, не апофеоз ли дьявольского искушения?
Господин предлагает нам всем снова, только что очнувшимся от психоза воинствующего безбожия, с ума посходить?
Так чего же добиваются “порядочные люди”, проповедуя атеизм? Хотят доказать бессмысленность существования человечества? Зачем? Внести ещё больший хаос и анархию в, и без того, сложную жизнь? Может, это та самая проблема теодицеи? То самое сладострастное искушение отпадения от Бога? Вот это - скорее всего: внуши человеку, что не только тело его тленно, но и душа, и делай с ним, беззащитным, что хошь!
               
                3

Почему-то некоторые доморощенные философы считают, что они разбираются во внешнеполитической ситуации лучше президента и целого коллектива владеющих информацией профессионалов. Именно они знают, какие территории России малозначительны, какие обуза, чем можно пожертвовать. С кем и против кого ей следует дружить. Дать взятку островами японцам, за дружбу против китайцев. Калининград - немцам. За что? Но присоединить проблемные Абхазию и Осетию. Смело.
Конечно, эти рецепты, пятилетней давности, ныне просрочены, но возникает вопрос - почему именно сейчас они изданы двенадцатитысячным тиражом?
Почему, именно в послекризисный период, выписываются рецепты господина фармацевта, где он, в частности,  предлагает торговать российскими территориями. И как пример, достойный подражания, приводит политику раннего большевизма. Не иначе, как “Брестский мир” для него - образец внешнеполитического компромисса.
И хватит, уже, все нелепости, беды и неряшливость российской действительности  новейшего времени выводить из тысячелетней истории Великороссии, якобы сформировавший такой ущербный генотип, однобоко, искажённо трактуя факты, а чаще версии и домыслы. Нет, ну надо же – оказывается, славянские государства были созданы цивилизованной арийской нацией под себя! Только, почему ж умные, аккуратные германцы подготовили себе такую странную вотчину, населённую безалаберным, трудноорганизуемым и совсем непредсказуемым сбродом. Наверно, они с самого начала знали, что,  в конце концов, после этих русских недотёп: Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана IV и Петра I, на престол взойдёт их соотечественница Екатерина, и скоренько наведёт образцовый немецкий порядок. А то уж очень плохо у диких славян с системообразующим инстинктом.
Так плохо, что империя, практически мирным путём, распространившаяся на шестую часть мировой суши, добравшаяся до Аляски и Калифорнии, совершенно неспособна к самоуправлению. Ну-ну! Ведь власть самодержавная веками воспитывала у русского народа подсознательно-ассоциативную цепь отношения к своей родине-мачехе, от смирения и покорности, до отчуждения и ненависти. А девиз - Православие, Самодержавие, Народность - миф, пустой фетиш.
Поиграть на чувствах доверчивого, советски образованного обывателя нетрудно. Нужно только грамотно использовать и  недовольство жизненными условиями, доведя раздражение до степени “гнева праведного”, и извечную привычку к самобичеванию обратить в комплекс национальной неполноценности. И тогда, исподволь, якобы невзначай, намекнуть на возможность выхода, из создавшейся безнадёжной ситуации, с помощью жёсткой руки и железного порядка, по образцу германского фашизма, такого внешне привлекательного выправкой и формой своих бойцов, которого ненужно боятся, поскольку все воины немного фашисты, а все остальные слабаки - пацифисты и геи. Вот искушение - так искушение! Практическая бесовщина.
А что ещё могли изобрести “почти демократы” советской закваски, после того как провалилась пропаганда западных либеральных ценностей? Не прижилась в головах глупых русских мужиков американская мечта. Мелковато! Не стоит из-за этого кочевряжиться.
 Но основная причина социальной и демографической катастрофы,  нравственной болезни России в ХХ веке лежит отнюдь не на эмпирической поверхности очевидных явлений, не из-за глупости власти и не из-за бросающейся в глаза атаки внешних враждебных сил, без которых, разумеется, не обошлось. Однако сводить все несчастья, обрушившиеся на нашу многострадальную Родину, лишь плохими чиновниками, злобным умыслом супостата, иудо-масона или происками “одичалого либерала” - пустое дело и популистское словоблудие, в пользу бедных.
Эта причина, от не зашоренного материалистическими догмами разума, кроется не так уж и глубоко, а чутким, не превращённым в “пламенный мотор”, сердцем явственно ощущается совсем рядом,  сквозь тонкую коросту экземы богоборчества. Если оглянуться и посмотреть на нашу историю, даже с середины ХIХ века, и невооружённым оком видна та мутная атеистическая пена, которая возникла, в среде взбаламученной псевдообразованной интеллигентщины, в основном, из мещанской и разночинной максималисткой, экзальтированной молодёжи.  Её детский нигилизм, поспешно проскочив все стадии возмужания, от “разумного эгоизма”, до западной прагматической философии метафизического дуализма, вырос, к началу нового века, в матёрый безбожный рационализм, для которого всё позволено и все средства хороши, ради результата. Он, словно злокачественная опухоль поражал всё новые и новые клетки государственного организма, в мозг которого пробрались  его метастазы, довели до болевых судорог всё тело державы, коим является народ.
Обезумевший, лишённый страха божия, питаемый наркотиком примитивных меркантильных квазиидеалов, потерявший ориентацию, он забился в революционных конвульсиях. Это была болезнь - болезнь душевная. Россия превратилась в душевнобольную.
После всех  большевистских вивисекций: красного террора, коллективизации, репрессий, очищение великой войной несколько успокоило буйную фазу бесноватости уставшего тела, которую сменила вяло текущая шизофрения. Но и такой результат не удовлетворял “заботливое” демократическое сообщество, решившее “вылечить” больную наверняка. Здесь нужна была не просто терапия, а терапия шоковая. Россия нужна не просто слабая, она нужна в коме, как растение, безвольная, парализованная, навсегда забывшая сама себя. Да, вот только, чего-то не учли “лекари”, не получилось у них. Вот, и пытаются теперь мелкими пакостями, провокациями, засылая всяческую нечисть, вновь искушать выздоравливающую душу, то мстительностью, то шовинизмом, играя на её страстях: национальной гордости, униженной вековым геноцидом, и низведением до нищеты, во времена последней смуты.

4

Мифы. Вроде, всё по делу пишут Веллеры. И про трагизм мировой истории, который в иных странах, до двадцатого столетия, проявился куда с большей варварской жестокостью, чем на Руси. Хотя, варварство оставило свой след и в веке ХХ: Хиросима и Нагасаки, германский фашизм и Дрезден 1945. Да и бомбёжки Белграда.
И про культурные и научные достижения цивилизации, где Россия лишь в ряду первых, наверно, справедливо. Но исподтишка, в конце концов, следует потрясающий вывод: все беды русского народа, из-за его Православной веры. Вот были бы католиками - давно бы навели порядок. Православие, мол, поощряет бездельников и пьяниц, “культивирует люмпенскую ментальность”,  у “протестантов они давно сдохли и перековались”*. Перековка - основа воспитания несознательных элементов... в большевистских лагерях.
И о противоречиях западных стран, веками воевавшими между собой - тоже верно. Вроде, никто на Россию не собирается нападать, и своих проблем хватает. Почему-то господа забыли про холодную войну, я уж промолчу про горячие - 1812 и 1941 годы. И про большую ближневосточную игру. И про планы западных идеологов по деморализации, развращения изнутри советского общества - молчок.
Об истинных причинах неприязни Запада к России, вообще, ни слова. Если даже не трогать религиозные противоречия, то столкновения культур очевидно. “Что они там шизофреники, на Западе?” - спрашивает Веллер. Да, шизофреники! А разве мало тому исторических свидетельств?  Религиозный фанатизм - не психическое расстройство! Крестовые походы, разрушение и разграбление православной столицы Византии Константинополя - это норма? Своих проблем было тогда меньше? Инквизиция - это ли не предтеча Освенцима и Бухенвальда?
Когда Россия отказалась от своей веры, она тоже была сумасшедшей. Тогда-то и пережила она самые страшные свои времена.
Не собираются нас уничтожать? Допустим? Но надо долго осмысливать тезис, что Америке и Европе нужна сильная Россия против крепчающего Китая. Особенно, в свете последних политических страстей по Сербии, и наступлении НАТО на пространство бывшего Союза. Они так любят Россию, что готовы задушить её в объятиях!? Даже бывшим цэрэушникам смешно.

____________
*М.Веллер “Россия и рецепты” 2007г. стр. 272
6

Национальная идея. Здесь всё перевёрнуто с ног, на голову. Долго, рассудительно, вкрадчиво, разжёвывая школьные догмы, из советского учебника по обществоведению, нам пытаются втемяшить в голову, что такое национальная идея. Такая идейка практического характера, типа строительства дамбы от цунами или уничтожения астероида, грозящего свалится, на эти глупые головы. Про НЛО и пришельцев, наверно, забыли.
И к чему же приходят в итоге? Что национальная идея - смысл жизни в национальном масштабе - всего лишь проекция  национальной задачи, на национальное самосознание. То есть, главный, надличностный смыл нашей бренной жизни - проекция, достижение локальной промежуточной цели. Ну, об этом ещё говорили большевики - отдать жизнь, ради счастья будущих поколений. Таких же бренных и промежуточных, как и наше. Да, только у коммунистов попривлекательнее фиксидея была - построение рая земного, царства божия здесь, на земле, а не на небе. Ведь мы рождены, чтобы сказку сделать былью. Около полувека срабатывало. А теперь, такой идеи нет. Ну, так надо убедить, что не нужна вовсе или вредна, если, вообще, возможна национальная идея, для сегодняшней России. Она и не политкорректна и противоречит, о ужас-то, либерализму, а её принцип - сути и принципу нынешнего государства.
Следите за мыслью. Если “национальная идея всегда направлена на благо и величие народа, ...[а]  у власти и национальной идеи неизбежно противоположные векторы”*, то вот вам единственно возможный сегодняшний крутой  вариант: “социальная справедливость и месть виновным.”** Короче: когда власть сменится, и виновным отомстят, настанет “справедливое величие России.”*** Кстати, о покаянии - ни слова.
Чем нас соблазняют - ясней ясного. То, что веллеры шарахаются от Православия, как черти от ладана - очевидно. Действительно, ни одна религия смыслом жизни быть не может, потому как она для верующего - сама жизнь, её образ и суть. Но и не может быть у неущербного человека, по главному счёту, смыслом жизни, ни богатство, ни благополучие, ни борьба с трудностями или опасностями. Ремонт квартиры не может быть смыслом жизни её жильца. Смысл жизни лежит в ином, духовном. Если национальная идея - надличностный смысл жизни, да в национальном масштабе,  её трудно найти среди многообразия очередных государственных задач.
Философская мысль нашего времени, даже оставаясь в пределах рационально-материалистических представлений, всё же гораздо шире смотрит на эволюционно-историческое становление цивилизации, признавая, что “методологию эволюции давно продумала сама Природа.”* И эта эволюция “осуществляется исключительно и только в религиозные эпохи, когда на отражательном фоне возникает трансцендентная схема Триединого Божества, о чём настойчиво свидетельствует сама История.”** А “ устройство светского государства, по своей сути, не способно создать условия для эволюции, так как не имеет феноменологических условий для эволюции человека на макроуровень.”*** На языке синергетиков: эгоцентрические силы не способствуют самоорганизации системы при ложном аттракторе. Но не будем углубляться в научные дебри и поминать, уподобляясь веллерам, Илью Пригожина всуе. Проще говоря, невозможно искусственное создание идеологии на прагматичных принципах, подменяя истинные феноменологические цели, тактическими, локальными задачами.

_____________________
             *М.Веллер “Россия и рецепты” 2007г. стр.290
**,*** Там же
* О. Алёшин “Эволюция” 2007. Стр. 118
**, *** Там же.


7
                5

Вообще-то, начинает надоедать мне эта полемика, напоминающая или бой с тенью, или поединок бойцов совершенно разного уровня подготовки, один из которых просто боится ненароком отправить противника в нокаут, и изо всех сил старается создать видимость интриги для зрителей. Но и поворачиваться спиной к такому противнику не следует; как пить дать, ткнёт сзади ножичком под рёбра. Это в их духе, либерально-демократическом, европейском.
А русский дух они на дух не переносят. Конечно, ведь, по словам Веллера (немецкая, похоже, фамилия: Шиллер, Геллер, Мюллер, Шекель..., о, простите, за грубость): “германцы были великими племенами ещё тогда, когда о славянах не слыхивали.  А во времена Карла Великого никакой Руси не существовало.”* Ну, что тут скажешь? И на кого рассчитаны все эти тезисы, напоминающие большевистскую пропаганду, по мнению Веллера, в достаточной мере определяющие русский дух? Это и “комплекс национальной неполноценности великороссов, желание стать над своим народом”, “угнетённый хочет стать угнетателем и презирает таких, как он сам”, “русский садомазохизм”, ”национальная рефлексия и дуализм”**, мораль, поощряющая воровство, рабская психология.
Кривляется, ёрничает господин рецептописатель; не иначе - какой-то вертлявый бесёнок покоя ему не даёт. Поговорками и анекдотами сыплет, высказывания одесских шутников цитирует в доказательство. Так и ждёшь подлый анекдот про молодого поддонка, ветерана войны и баварское пиво.
Но то, как глумится он над Православием, как принижает его перед Католицизмом, особенно Протестантизмом, - ещё кощунственнее. Вдумайтесь, в то, что он пишет!
“Западное христианство пережило Великую Реформацию***. Ренессанс сопровождался великой религиозной революцией, за правду совесть и справедливость. Протестантизм изменил сознание Европы. Предельная простота обряда, упразднение роли церкви, чистота нравов и трудолюбие отличали жизнь германских народов. Нравственность, трудолюбие и достаток были утверждены, как взаимозависимые черты богопослушания и богоизбранности, Богат - значит, избран Господом... Богатый - значит достойный по морали и перед лицом Бога.”****
Искажая историю, он навязывает версию о сугубо насильственном, приказном утверждении Православия на Руси. Между тем, “В отличие от экспансии Римско-Католической церкви, Русская Православная Церковь и государство ни одного народа не обратили в христианство насильственным путём!”***** Ему смешны заповеди Сына Божьего, милость к падшим, презрение к мирскому богатству, славе и власти.
Я не собираюсь комментировать ересь! Перечитайте Евангелие!

_____________________
* М.Веллер”Россия и рецепты” Стр. 294
**Там же. Стр.296, 297,310
***Везде курсивом выделено мной.
****М. Веллер “Россия и рецепты” Стрю301.
***** Прот. Л, Лебедев “Великороссия. Жизненный путь” Стр.323




8
Глумится Веллер и над называемым им, по аналогии с коммунистическими, лозунгом - “Православие, Самодержавие, Народность”, считая его высосанным из пальца! А ведь это был девиз, которым жила Россия XIX века.
Все пороки  нации, всё то - негативное в российской действительности, что Веллер пытается вывести из тысячелетней истории Великороссии, появилось лишь после разрушения Империи, после отречения от Православия, разрушения церквей, поругания святоотеческого девиза. А ведь накануне нашествия большевиков, в 1912 году, хотя “Россия ещё отставала от Запада по количеству техники и элементов комфорта на душу населения, но по темпам развития всех отраслей народного хозяйства превосходила его. При этом без малейшего увеличения налогов доходы государства неуклонно росли, с 1 миллиарда 410 миллионов золотых рублей в 1897 г. до 3 миллиардов 104 миллионов золотых рублей в 1912 г. а расходы были постоянно ниже доходов. ... С 1904 по 1914 г.г. общая сумма превышения доходов над расходами составила 2 миллиарда 400 миллионов золотых рублей, что представляется особенно удивительным в связи с тем, что Государь за это время отменил выкупные платежи с крестьян, снизил ж.д. тарифы и уменьшил ряд налогов. ... Неуклонно росли доходы на душу населения, как неуклонно росло и само население. ... Теперь нужно сказать, что это относилось, прежде всего, к росту Великорусского народа, где к 1912 г.  на каждую семью приходилось по 5 детей! А в русских деревнях сплошь и рядом имелись семьи с 10 -15 детьми, что считалось обычным. В деревенском быту нередкостью становились швейные машинки Зингера, отечественные калоши, зонты, граммофоны, городские костюмы.”* Вот какая Империя,  с высосанным из пальца лозунгом, “рухнула в страшный 1917 год, как дерево в костёр.”**
И не кто-нибудь иной, как президент США Уильям Тафт заявил, в присутствии высокопоставленных русских чинов: “Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, коим ни одно демократическое государство похвастаться не может”. Это к вопросу о справедливости. Любопытно, что имеет ввиду, господин Веллер, под Справедливостью, как высшей ценностью, в стране попранных идеалов и поголовного безверия. Отмщение? Уважение к чужому богатству? От каждого по способностям, каждому по труду? А нерадивых сечь, “перековывать”! “Всё это было, было, было...” При большевиках.
Если можно представить бесовщину и нечистую силу в её реальном воплощении, наглядно, то страшнее военного коммунизма, сталинизма, будет разве что гитлеровский национал-социализм, в любом смысле этих слов. Воистину - дьявольская справедливость “величия человека великих империй”.
 
6

Но какие же, всё-таки, рецепты выписывает России Веллер? Шарлатан, одетый в белый халат врача, уповая на то, что пациент всё равно не знает латыни и вполне может купить мышьяк, вместо лекарства от головной боли. Нам уже прописывали и кровопускание и шоковую терапию, - что на этот раз?
Вроде всё верно; мы, действительно, хотим жить в счастливой стране: богато, безопасно, свободно. Да, “мы хотим традиционных ценностей”. Да, то, “что ведёт к  величию страны  и процветанию народа, - хорошо”. Однако, всё ли хорошо? Оправдывает ли цель любые средства? Ведь “в итоге моральный фактор решает всё” и, правильно, “основа всех свершений - вера и желание людей.”*** Такие правильные мысли, такие веские доводы. И дети рождаться должны, и уровень жизни должен быть приличный. И страна должна быть сильной, без угрозы распада.
Не поспоришь.
____________
* Прот. Л, Лебедев “Великороссия. Жизненный путь” Стр. 402
**М.Веллер “Россия и рецепты” Стр.310
***Цитаты тезисов М. Веллера из книги “Россия и рецепты”
9

Но где же здесь подвох, на каком рецепте выписан яд? Веллер прописывает нам диктатуру. Ну конечно: искушать - так искушать! На Православной вере далеко не уедешь! Мало того, что они воров и изгоев жалеют, они ещё и табаком с водкой торгуют! И Папу Римского не слушают. Ладно бы протестантами были, а то ... Нет, им  Реформация срочно нужна! “Не в обряде суть, ... и не в иконах.”* Молитва - что за бред? Дела надо делать! Символ веры - да ерунда, пережиток. (К чему приводят подобные реформации, уже говорилось выше.) Вот погрохотать бронетехникой по Красной площади - это другое дело. Могущество! Золото и парча в Храмах - это лишнее, зато Москву надо украсить, перестроить, придать столице парадный вид, чтобы перед Западом стыдно не было. Но забыл радетель наш, что мэр начинал реконструкцию стольного града, с восстановления Храма Христа Спасителя!
“Должна быть Вера во что-то и гордость своей страной. И смысл какой-то должен быть во всём происходящем.”** А далее следует подмена запредельного феноменологического фактора, веры в Бога и, пусть тщательно скрываемой в трансцендентных глубинах подсознания, но неискоренимой у любого человека надежды на спасение и вечную жизнь души, способного структурировать рефлексивный хаос суетливого умствования, на практический земной приоритет гордыни. “Цель! Маяк! Идеал! Воздаяние по заслугам для каждого! Счастье и справедливость для каждого! [Это при земной-то жизни.] И пусть никто не уйдёт [ на тот Свет] обиженный.”
Но просто евроремонт, без запредельного феноменологического фактора, русский мужик делать не станет. Не стоит оно того! Не выпитой водкой в могиле не похмелишься. Вот, дай ему цель высшую, вечную, асимптотически достижимую! Коммунизм манил, потому что он лежал за горизонтом.

Это не критическая статья. Это предостережение о новой опасности. Либеральная демагогия и неоконсервативная риторика - две стороны одной медали.  Но общая грань, где они сливаются воедино, - это их ненависть к истории Великороссии, её истинной вере и любой, кроме тиранической, форме власти. Их цель  - отнюдь не указание путей выхода России на передовые позиции, не её державное величие, не сплочение, самоиндификация и благосостояние народа, а противоположные, деструктивные процессы, возбуждение народного гнева, недовольство своими лидерами, хаос и анархия, способные снова вернуть страну в состояние перманентной смуты. И, как всегда, расчёт делается на поверхностно образованные слои псевдоинтеллигенции, с верхним советским, пропитанным антирелигиозными марксистко-ленинисткими догмами, образованием. Униженного, свергнутого со всех уровней самоутверждения собственной самости, раздражённого, потерявшего жизненные ориентиры обывателя, некогда мнившего себя гражданином самой могучей страны. Почва для посева весьма благодатная.
И чем сильнее будет становиться Россия,  и значительнее её влияние в мире, тем активнее, изощрённей будут искушения и провокации её антагонистов.

Февраль 2008 г.

______________
**М.Веллер “Россия и рецепты” Стр.326
*** Там же. Стр.312