И нынче Ирода пиры... Память Предтечи и Крестителя

Вера Гиоргадзе
                Дни памяти:
7 января (Собор), 24 февраля (Первое и второе обретение главы),
25 мая (Третье обретение главы), 24 июня (Рождество),
29 августа (Усекновение главы), 23 сентября (Зачатие),
12 октября (Перенесение десной руки)
________________________________________


Православный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечается 11 сентября (29 августа по старому стилю). В Православии праздник считается великим.
Народные названия праздника — Головосек и Иван постный. В этот день принято держать строгий пост, в народном календаре Иван постный знаменует
окончательное наступление осени.

В день памяти Усекновения главы святого Иоанна пророка - строгий пост.

В марте 1914 года Святейший Синод Русской Православной Церкви принял решение о ежегодном праздновании Всероссийского дня трезвости.
В 1913 году, когда Россия праздновала 300-летие дома Романовых, количество алкоголя на душу населения составило 4,7 литра спирта в год. В дореволюционные годы 43% мужского населения в стране оставались абсолютными трезвенниками.
К 1979 году доля непьющих мужчин сократилась до 0,6%. А в настоящее время количество спиртного на душу населения, включая несовершеннолетних, составляет
18 литров спирта в год, что выходит далеко за пределы нормы.


________________________________________

               
                «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мф. 26: 41)

         

          - Ведь ты не лишь страшился только,
          Но благодарен был ему,
          Антипа Ирод! ... Да что толку
          Бесед от тех: ты во хмелю
          И сердце  матери бы родной
          За взгляд один лишь той, чей стан
          Гадюки юркой гибче, продал...
         
         
          О, жало Ев!
                Ах, Иоанн…


         ***


Пир подходил к концу....

При тусклом
Мерцаньи света, полумрак
Пропитан негою искусно,
И воздух сам: в нём аромат
И блюд изысканных, и дивных
Вин драгоценных, и цветов
Уж увядающих… В ленивых
Коротких фразах - сонность слов,
Но - ожиданья взгляды резвы
Гостей пресыщенных вокруг
На властелина: чем любезно
Он удивит ещё?..
И вдруг….

Словно вползла в зал Саломия...
И вот блазнит уж пляской ведьм...
О сладкий яд для глаза! Змия
Дыханью в такт, извивы всем,
Чем можно лишь: и руки, ноги,
Осина талия – всё в ход!
Страсть - то в личине недотроги,
В плену то похоти тенёт... 

И - оживилась блуда радость,
И встрепенулся интерес!

/В покоях бдит Иродиада./

И – голос подал тут сам Бес
В безумце... Клятвенно и пылко:
- Полцарства требуй хоть,- отдам!

Похолодел царя затылок....
В темнице смолк вдруг Иоанн...
И - окровавленное блюдо
С Главою "Ангела" внесли...

- На, Саломия!

...Кто принудил
Сорить словами? - Пьян! Пьян был,
Как никогда в тот день рожденья
Он свой, чем дал и в руки шанс
Живущей жаждою отмщенья
Тому, устами чьими Глас
Всё обличал прелюбодея:
"Не должно, Ирод, те иметь
Жену Филиппа - брата".

С теми
Словами же на языке
Отсечена была Честная
Глава Крестившего водой
То "Слово", было Что в начале...

***

А что - с Антипы головой? -
Он ведь, не лишь страшился только,
Но благодарен был ему -
Пророку! Ах, был пьян... Пил столько,
Что потерял совсем - свою...

И по сей день в угаре дымных
Пиров - безчинство на крови;
Евъ торжество в мiру постыдном,
Давно отпавшем от Любви...

***


Главу ж Честную Иоанна,
Язык и мертвой коей всё
Иглой колола, словно жалом,
Плясунью рождшая; не днем
И захороненную ею
В отстойном месте же, тайком,-
Скрыть в них пласты и не посмели
И ни земли, и ни времен!

Свершив над праведником Божьим
Злодейство гнусное Судом
Того, Кто был и есть "Неложен",
Горело, чуть прошло, огнем
Всё нечестивое семейство.

А Иоанн и там, в Аду,
Предтечей стал, бы выйти вместе
Со всеми верными Кресту. 









Тропарь:
Па;мять пра;веднаго с похвала;ми,/ тебе; же довле;ет свиде;тельство Госпо;дне, Предте;че:/ показа;л бо ся еси; вои;стинну и проро;ков честне;йший,/ я;ко и в струя;х крести;ти сподо;бился еси; Пропове;даннаго./ Те;мже за и;стину пострада;в, ра;дуяся,/ благовести;л еси; и су;щим во а;де Бо;га, я;вльшагося пло;тию,/ взе;млющаго грех ми;ра//
и подаю;щаго нам ве;лию ми;лость.

Кондак:
Предте;чево сла;вное усекнове;ние/ смотре;ние бысть не;кое Боже;ственное,/ да и су;щим во а;де Спа;сово пропове;сть прише;ствие./ Да рыда;ет у;бо Ироди;я,/ беззако;нное уби;йство испроси;вши:/ не зако;н бо Бо;жий, ни живы;й век возлюби;,// но притво;рный, привре;менный.

Величание:
Велича;ем тя,/ Крести;телю Спа;сов Иоа;нне,/ и почита;ем вси/ честны;я твоея; главы;// усекнове;ние.
               





________________________________________

*"Иоанн Предтеча по кончине, сошед во ад, проповедовал праведникам ветхозаветным грядущее разрешение их от уз явлением Христа Спасителя. Он исшел из ада со Христом по Воскресении Христовом и сподобился многих венцов на небе как девственник, как пустынник, как проповедник покаяния, как пророк, как Христов Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик. Обезглавленное тело праведника с честью погребли его ученики близ Самарии вместе с пророками Елисеем и Авдием.

Блаженная же глава его, претерпев поругание от безумной Иродиады, со временем явилась в славе, и свет этой славы уже не мог затмить ничто в мире. И Церковь поет: “Ирод безумный отсекает главу Предтечи, Христос же содевает его, яко Крестителя, главу Церкви, веры сиянием и проповедью о явшемся в мир Спасителе...”

Ирод же вскоре оклеветанный племянником пред римским императором, он был сослан в ссылку в Испанию, потеряв при этом все свое царство, а не только обещанную плясавице половину его.

Саломия, испросившая по наущению своей матери милости для себя в убийстве пророка, погибла в водах реки, провалившись под лед. Шея ее была перепилена обломками льда, на котором висела она, исполняя ногами в воде страшный танец, начатый на безумном пире.

Ирод и Иродиада по преданию были поглощены живыми землею. Зинула земля, и ад расступился, приняв души их. И горькая память их, как беззаконников и убийц, хранится лишь в связи с вечной памятью праведника, которая жива и по сей день."

*"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" - Откр.1:8


          ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

           ТРЕТЬЕ ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОЙ ГЛАВЫ
СВЯТОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 - 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 - 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.





11.09.2013г.

http://www.youtube.com/watch?v=dBc0pE4f50g