Мы привезли звезду в ладони

Юлия Раа
Прошло три года, как это случилось...
Ах, как же время тянется... Или - мчится?
...Я перестала чувствовать его! Как хорошо!
Вот - заметка с того события, которую я писала в качестве отчета в районную газету:)))
(затерялась, а сегодня вдруг показалась на глаза...)

                «Ягдор» привез Диплом лауреата Муромского фестиваля

3-5 июля сего года [2010] древний город Муром отметил свой 1147 День рождения. В рамках празднования этой даты и Всероссийского Дня семьи, любви и верности 3-4 июля прошел IX Межрегиональный фестиваль народной музыки и ремесел «На Муромской дорожке». Дуэт фольклорного ансамбля «Ягдор» из с. Ягул (Евгения Антонова и Юлия Разина) побывал на этом фестивале и на днях вернулся домой, став его лауреатом.

Чтобы «не свариться в собственном соку», как говорят в народе, ты вынужден искать выхода в мир. Особенно, если, кроме своего желания, еще обязан и «по уставу».

В это лето нам улыбнулась возможность принять участие в работе фольклорного фестиваля «На Муромской дорожке», проводившейся под патронажем Государственного Российского Дома народного творчества, Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Департамента по культуре администрации Владимирской области и Областного Центра народного творчества.

По причине поздней подачи заявки мы могли не иметь мест на этот фестиваль, но чудом два места получили. Найдя информацию о фестивале только 1 июля, раздумывать пришлось недолго: 3-го числа в 16.00. на сцене ДК им. 1100-летия г. Мурома все делегации, приехавшие на фестиваль, должны были собраться на репетиции, а в 18.00. - уже выступать на Открытии праздника.

Мы не первые проложили путь на Муромский фестиваль. Начальник управления культуры в г. Муроме, Заслуженный работник культуры РФ Людмила Владимировна Алексутина, которая делает все от нее зависящее, чтобы фестиваль в ее городе имел наилучший статус, признавалась в любви к Удмуртии и о том, что из нашей республики в Муроме выступали уже «Купанча» и «Танок».

Побывав немало на разного уровня конференциях и фестивалях, могу сказать, что приняли нас по высшему разряду. Оргкомитетом были организованы: размещение участников в классных номерах гостиницы по 2 и 4 человека, трехразовое питание, концертные программы на площадках города, вручение памятных сувениров. У каждой приехавшей на фестиваль делегации был свой куратор. Для нас родными стали имена Людмила Владимировна, Наталья Васильевна и Алла Георгиевна. Нас встречали и провожали на вокзале, водили по городу, по экскурсиям, два раза устраивались званые ужины.

Такое впечатление, словно мы попали в ромашковый рай под куполами многочисленных храмов и монастырей: на уютных улицах невысотного города (а в современную часть города мы не стали ездить), кроме ярких цветочных газонов, очень часто встречаются большие газонные массивы ромашек, а когда заходишь в здания Управления культуры и ДК, вас снова встречают пышные ромашковые букеты в огромных вазонах. Оказывается, символ их области - ромашка (как италмас - в нашей республике). Муромляне любят свой город, и экскурсию по городу для гостей готовы провести люди от преподавателей искусств и до водителей такси.

По словам Л.В. Алексутиной, она часто принимает участие в работе фестивалей, перенимает лучший опыт и, видя недостатки некоторых, делает все, чтобы в своем городе избежать их. Считает, что такого рода фестивали проводить имеют право только те, кто сам имеет базовые творческие коллективы. И ее город на высоте: нас покорили муромские артисты: мужской фольклорный ансамбль «Мурома», образцовый хореографический ансамбль «Радость», танцевальная группа «Россияночка», Муромский русский народный хор и ансамбль гармонистов «Хромка».

А в числе приезжих, кроме нас с Женей, были: гости из Беларуси («Радимичи», г. Полоцк), из Липецкой области («Околица», г. Елец), казаки («Донцы», г. Новочеркасск), детский театр танца из г. Дубна, фольклорные ансамбли из Рязани («Рязаночка»), Тамбова («Тальяночка»), п.Балакирево («Колечко») и др.

У нас в Удмуртии часто идут споры по вопросам фольклора: быть ли ему правдивым или вводить в него какие-то новшества, какие-то экстравагантные нововливания, дабы каким-то образом привлекать молодежь. Не спорю: было бы здорово, если бы молодежь «валом повалила бы» к нам, да только главная задача «Ягдора» - бережно сохранять фольклор в том виде, в каком он нам достался (если по-другому - оно уже нечто другое). И мы часто стараемся петь без сопровождения. И в беседе с нашими знакомыми из Муромского управления культуры мы услышали много слов в свою поддержку.

Одна ситуация произошла в зале во время Открытия фестиваля. Муромская зрительница устала от шумного «фольклора» (т.е. ансамблей, исполняющих свои песни под электронную музыку, под «минусовки»), и уже хотела уйти, как услышала нас и воскликнула: «Вот! Такого фольклора я давно ждала! Тихого и проникновенного, как в былые времена!» Нам было приятно слышать этот и другие отзывы о нашем дуэте, к нам подходили за кулисы сказать слова благодарности, просили дать интервью, на улице обращались с просьбой разрешить сфотографировать нас в наших, национальных нарядах.

Собирая фольклор, знаем ли мы, откуда он родом, кто сочинил ту или иную песню или сказ? Нет. Мы привыкли считать, что фольклор - это коллективное творчество, не имеющее авторства. Я всегда удивлялась такому определению и не могла смириться с мыслью, что у «народных» песен нет авторов. Что с того, что несколько слов в песне поправили и поют в какой-то деревне по-своему? Мне казалось страшно несправедливым, что песня теряет авторство. Но что делать - такова судьба не только песен. Зато какое счастье, когда находишь потерянное!

На гала-концерте участников фестиваля (на центральной площади) на завтрашний день нас выловил один пожилой человек и горячо спрашивал, действительно ли мелодию нашей песни «Ягул но тыметын» [("На Ягульском пруду")] сочинил удмуртский народ, и затем с извинительным тоном объяснял, что он родом с Украины и с детства слышал эту мелодию. Я поспешила его успокоить, что вполне возможно, что мелодия украинская: ведь поток эвакуированных украинцев во время II мировой войны пришел в Удмуртию, где и обрел вторую родину.

Там же, на гала-концерте, мы встретились и с женщиной из Ижевска, живущей в Муроме, которая сама подошла к нам, узнав в нас своих земляков. К сожалению, мы не успели даже спросить имен ее родственников, живущих в Ижевске, так как вынуждены были скоро расстаться.

Фестиваль удался. И хотя 4 июля была непогода, а наш гала-концерт продолжался более двух часов, народ выстоял все это время под открытым небом, под обильно моросящим дождем, и не уходил.

А вечером погода разыгралась, и мы были приглашены на концерт звезд российской эстрады, приехавших на праздник города. Их концерт прошел на берегу Оки, и тут уж «яблоку негде было упасть», но самих звезд в лицо мало кто увидел, кроме как на установленных экранах вдоль берега. Но ничего: звезды - они на то и звезды, что далеко.

Зато звезды Муромского фейерверка летели так близко, что мы ловили их в ладони. И ехали домой с таким чувством, словно везем эти звезды с собой!

Юлия Разина,
Руководитель фольклорного ансамбля «Ягдор» [на ту пору],
Член Союза писателей России