Памяти Драгана Мойевича

Закуренко Александр
 - Эти снежинки – люди,
 более чистые или
 более грешные,
 А посередине – Шар,
 Троица во ЕдИнице –
 И от нее исходят
 света потоки – лучи
 микрокосма,

 - Драган, снежинки тают,
 Разве жизнь человека тает?

 - Точно, брат Александр, не
 снежинки, тоже шары,
 но покрытые тенью,
 ржою изъедены,
 в кратерах, словно
 жизнь человека, вернее, он сам
 эта планета, плод,
 микрокосм,
 Те, что поближе к Округлому Свету –
 Сами светить начинают
 и видишь –
 Тень отступает, и рытвины,
 будто кто-то рассыпал
 вселенскую пыль,
 ту, что алмазную крошку
 стерла бы в тлен -
 исчезают
 в безудержной силе.

 - Ну, а те,
 Что в углах, в темных,
 безмолвных, ужасных?
 - Знаю. Несчастные,
 тенью покрытые, сами
 укрылись от Света во мгле.
 Этих пишу я по слову Владыки, брат
 Александр,
 верней, это запись,
 вИденье, помыслы и
 умозрения
 Троицы, я же, Мойевич
 Драган, только
 лекало, кисть, палитра,
 только орудие для воплощения
 бездн умословия, вИденья
 умного.

 Ночь напролет говорим мы
 о Боге,
 линдзуру пьем, открываем
 сокрытое и сокровенное,
 разум немотствует, сердце
 же умствует – сердце открытое,
 на чердаке, в мастерской,
 в Белом городе, отданном на заклание.

 И до бомбежек и
 смерти Драгана
 долгая, долгая ночь,
 Вечность с его картин,
 Лица черты острые,
 пота уставшие капельки,
 будто он ваяет
 пространство,
 лепит время, пишет лики,
 видит в прищуре глаз
 узкий и долгий тоннель
 к точке, шару, Сфере,
 мерцающей на полотне
 белградской неиссякаемой
 ночи.

 1992, 2013.




 Драган Мойевич

 Драган Мойевич один из наиболее значительных сербских художников XX века, родился в 1942 году в Белграде, учился и окончил Технологический институт в Белграде. Помимо этого изучал философию. Участвовал во многих выставках, как авторских, так и коллективных. Его картины выставлялись в Белграде, Югославии, во многих европейских и мировых центрах искусства. Помимо традиционных выставок живописи, Мойевич осуществлял и крупные многомерные действа, как он сам их называл. Его живопись была удостоена множества международных наград. Скончался в Белграде в 2001 году.
 Изобразительное искусство является раскрытием истины бытия в полной мере. Поэтому то, что есть (бытийствует), по Мойевичу, наиболее точно может быть выражено именно языком живописи.
 Другими словами, поскольку мистическое переживание встречи с молчащим Логосом невозможно выразить говором, картина действительно становится единственным способом визуализации памяти. Живописная манера Драгана Мойевича соединяет в себе принципы философского мышления досократиков (=пифагорейцев) и ранневизантийской христианской теологии. Подобное видение художественного процесса направлено на выявление сущности/божественных предикатов того, что есть (бытийствует), а это, как отмечено выше, точнее всего выражается языком живописи. Понятия онтологического ядра и начала (=Бога) остаются теми фундаментальными понятиями, которые определяют семантическое существо живописной поэтики Мойевича/

 Д., фил. н., проф. Синиша Елушич. Перевод А. Закуренко.