Литературный экзерсис. Конкурс 4. Рондо

Поэтический Клуб Золотой Папирус
~
                Ее колени я целую. Тени
                Склоняются, целуя нас двоих.
                Весь мир вокруг застенчиво затих.
                Мы - вымысел безвестных вдохновений,
                Мы - старого рондо певучий стих.

                Певец забытый! Брат времен святых!
                Ты песне вверил жалобы и пени,
                И вот сегодня мне поют твой стих
                Ее колени:

                "В венке из терний дни мои; меж них
                Один лишь час в уборе из сирени.
                Как Суламифи - дом, где спит жених,
                Как Александру - дверь в покой к Елене,
                Так были сладостны для губ моих
                Ее колени".

                /В. Брюсов/

                О Эрос мой! О бог весенних грез!
                Тебя венчают лотосы и розы!
                Но ты не здесь, ты - там, где крепко лозы,
                Виясь, ползут на дремлющий утес,
                Где расцветают золотом мимозы,
                Где пьяны солнцем резвые стрекозы,
                Где море моет ряд песочных кос,
                Ты там цветешь нежнее туберозы,
                О бог весенних грез!

                Сюда, где бродят белые морозы,
                Цветы дрожат в слезах холодных рос,
                И горестно качают зыбкие березы
                Зелеными волокнами волос,
                Ты мне приносишь злые скабиозы,
                О бог весенних грез!

                /Е. Сырейщикова, 1911/1913/


                ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
                на 4-й конкурс цикла "Литературный экзерсис" - "РОНДО"

                Здравствуйте, уважаемые Поэты!
                Сегодня в качестве Четвертой конкурсной темы цикла - рондо.
                Рондо - (франц. rondeau от rond - круг), твёрдая форма в поэзии, так или иначе опирающаяся на средневековые образцы. Эта стихотворная форма достигла своего расцвета в Западной Европе XVI-XVII веков. В России известна с В.К. Тредиаковского. В XIX-XX столетиях сохранилась в стилизациях.
                Среди массы предметов и явлений, связанных с кругами, круговыми движениями и всевозможными округлостями и обозначающимися однокоренными словами, есть и слово "хоровод", которое во Франции, как и во многих других странах, связано с народным танцем. Недаром говорят "кружиться в хороводе", то есть делать круг и возвращаться на исходную точку. Эта схема перешла из хороводов в поэзию (где "рондо" называются стихотворения с периодичными повторами слов или стихов) и в музыку. Эта форма тесно связана с человеком, она удивительно соизмерима с ним. Как часто в жизни мы с разных сторон возвращаемся к одному и тому же действию, месту, явлению. Рондо своеобразно запечатлевает эту закономерность нашего бытия.
                Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При этом, рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того, важной является возможность насытить всю конструкцию развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой-то иной принцип формообразования, который отчасти подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе единство и динамизм.
                Рондо возникло, как более изысканный вариант ронделя: припев сокращается до минимального намека, в середине и в конце стихотворения повторяется не вся первая строка, а ее начало, остающееся даже без рифмы - как бы недоговоренное. В классическом рондо 15 строк с рифмовкой ААББА+АББх+ААББАх (где х - повтор начала первого стиха). Нередко этот порядок рифм нарушается, но позиции повторяющихся полурефренов сохраняются твердо.
Как и во всех твердых формах с рефренами, художественный эффект рондо состоит в том, что заданный полурефрен, появляясь каждый раз с кажущейся естественностью, в новых контекстах получает новый, несколько иной смысл.
                Нерифмованные короткие строчки в рондо раздражали слух многим читателям и писателям с недостаточно изощренным вкусом. Им хотелось вставить и эти строчки в общий ряд рифм. Простейшим способом было ввести в начальную строку внутреннюю рифму. Так, у Бенедикта Лившица имеются и рондо со сквозной рифмовкой. Одно из них начинается так:

                Печальный лик былой любви возник
                В моей душе: вечерняя неистовая
                Фантазия влечет меня в тайник
                Минувшего, и, тихо перелистывая
                Страница за страницею дневник,

                Я вновь, любовь, твой робкий ученик,
                Я вновь тебе подвластен, аметистовая
                Звезда любви, явившая на миг
                Печальный лик...

                Таким образом, строки-рефрены на "лик" входят здесь в общую цепь рифм "возник - тайник - дневник" и т.д. С нею переплетается цепь гораздо более изысканных  гипердактилических рифм: "неистовая - перелистывая - аметистовая" и далее "насвистывая - батистовая". 
                А. П. Квятковский выделяет три типа рондо: 1) восьмистрочное рондо, где первая и вторая строки повторяются в конце стихотворения и первый стих появляется в четвертой строке; 2) тринадцатистрочное рондо, в котором начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки; 3) классическое пятнадцатистрочное рондо, где начальные слова первого стиха повторяются в девятой и заключительной строках. Пример классического рондо:

                Твои шаги в затворенном саду
                И голос горлицы загорной: "Я приду!"
                Прямые гряды гиациантов сладки!
                Но новый рой уж ищет новой матки,
                И режет свежую пастух дуду.

                В пророческом кружится дух бреду,
                Кадилами священной лихорадки,
                И шелестят в воздушном вихре схватки
                Твои шаги.

                Так верится в томительном аду,
                Что на пороге прах пустынь найду!
                Полы порфирные зеркально гладки...
                Несут все радуги и все разгадки
                Созревшему, прозрачному плоду
                Твои шаги.

                /Михаил Кузмин/

                С чего начать? толпою торопливой
                К моей душе, так долго молчаливой,
                Бегут стихи, как стадо резвых коз.
                Опять плету венок любовных роз
                Рукою верною и терпеливой.

                Я не хвастун, но не скопец сонливый
                И не боюсь обманчивых заноз;
                Спрошу открыто, без манерных поз:
                "С чего начать?"

                Так я метался в жизни суетливой, -
                Явились Вы - и я с мольбой стыдливой
                Смотрю на стан, стройней озерных лоз,
                И вижу ясно, как смешон вопрос.
                Теперь я знаю, гордый и счастливый,
                С чего начать.

                /Михаил Кузмин/

                Поэзии свойственно возрождать забытые жанры, подражая им. Разумеется, поэтическую форму, канувшую в Лету, восстановить в том виде, в каком она бытовала в давно минувшие эпохи, невозможно. Зато возникает имитация под старину, в сегодняшних стихотворениях поэтов порой просматриваются классические ориентиры великих предшественников. Это придает современному творению некое подобие классики.               
                Уважаемые Поэты!
                Мы предлагаем Вам поделиться строками своих стихов в жанре Рондо, не только украсив конкурсную страницу чудесными произведениями, но и доставив друг другу массу удовольствия от соприкосновения с этим красивейшим жанром в Поэзии.

                © ПК «Золотой Папирус»

                УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

                § 1. От одного автора принимается от одного до трёх конкурсных рондо.
                1.1. Тематика конкурса свободная.
                1.2. Работы авторов, не реагирующих на замечания и рекомендации Ведущих, касающиеся их произведений, к голосованию не допускаются!
               
                § 2. Заявка подаётся по форме:
Ваш электронный адрес / e-mail - Имя Автора. Название рондо = ссылка на рондо
Пример (ссылка рабочая): goldpapyrus@ro.ru - Михаил Кузмин. "Надпись на книге" = http://www.stihi.ru/2013/09/12/706

                Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!

                § 3. Победители конкурса определяются голосованием участников и читателей. Голосование участников - обязательно, для читателей - по желанию.
Правила голосования будут изложены в отдельной рубрике после завершения приёма заявок.

                § 4. Призовой Фонд Конкурса (ПФК) – 2ООО стихобаллов.

                Сроки приема заявок.
                С момента публикации - 12 сентября 2O13. - до набора не более 44 (сорока четырёх) заявок / рондо.

                Удачи вам в Конкурсе!

Источник: Рондо // M. Л. Гаспаров. "Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях"
В коллаже использован портрет "Валерий Яковлевич Брюсов" работы Михаила Врубеля.


Конкурс. "Литературный экзерсис. Рондо" = http://www.stihi.ru/2013/09/12/4
Голосование. "Литературный экзерсис. Рондо" = http://www.stihi.ru/2013/10/17/1
Итоги Конкурса. "Литературный экзерсис. Рондо" = http://www.stihi.ru/2013/10/28/6185

==========================================
> «ПАПИРУС – I n f o» = http://stihi.ru/2012/07/06/8891 <
==========================================