Изгнание Андрея Звягинцева

Книголюбка
Недавно я посмотрела фильм «Изгнание» Андрея Звягинцева по мотивам книги У. С арояна «Что-то смешное. Серьёзная повесть». Некоторое время я находилась под сильным впечатлением. Он «зацепил» меня, но не сразу…

В начале неспешность повествования вызвала во мне откровенное недоумение, даже досаду. Но потом, погружаясь далее в фильм, я осознала глубину его философского смысла. Содержание картины можно передать несколькими фразами, совершенно не передав при этом ее смысла.

Действительно, разве кого-нибудь можно удивить неладами в семье, подогретыми признанием Веры, жены, в измене? Конечно, ситуация усугубляется тем, что она ожидает ребенка… Александр не намерен с этим мириться – он хочет воспитывать лишь своих детей, поэтому и склоняет жену к немедленному аборту прямо на дому…Трагедия в семье, тщательно скрываемая от соседей, выходит за ее пределы, подвергая Александра и Марка, его брата, новым испытаниям…

Фильм  постепенно захватывает зрителя даже не сюжетом, а нравственными переживаниями. Его герои крайне немногословны. Их эмоции передаются через жесты, взгляды, поступки, что так теперь редко встречается на экране. Ведь многие современные картины, зачастую, проходят через нас абсолютно бесследно, не оставляя в душе никакого следа.

Андрей Звягинцев сделал настоящий фильм, который глубоко ранит, заставляя задуматься о многом. Режиссеру не важен фон, на котором происходят печальные события. Действие происходит в безликом, словно фантастическом, городе, потом оно переносится на малую родину Александра, в маленькое селенье. И вновь зритель не может понять, где оно расположено –  скудный пейзаж, открытое сельское кладбище и одинокая церковь, непонятно к какой конфессии принадлежащая…

Оказывается, все это сделано специально (даже такую церковь построили исключительно для съемок), чтобы зритель не привязывал события ни к времени, ни к стране – тема-то вечная… Поэтому создатели фильма и отсекают все, что концентрирует внимание на чувствах героях…

Любовь, ответственность за тех, кто рядом, компромисс, осуждение, прощение – вечные проблемы, встающие перед каждым в этом мире. И каждый решает их сам, исходя из своего воспитания, чувства, совести…

Мне фильм понравился, местами даже вспоминались картины Тарковского… А вот  критики встретили его довольно холодно. Они  постоянно сравнивали его с  первым фильмом А. Звягинцева –  «Возвращение» (2003),  получившим две премии «Ника» и двух «Золотых Львов». Мне очень будет интересно посмотреть его.

Но должна отметить, что картина «Изгнание» тоже получила награду на 60-м Канском кинофестивале. Исполнитель главной роли К. Лавроненко был признан лучшим исполнителем мужской роли.  А еще он получил приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале в 2007 году.

Вообще все три центральные роли, на мой взгляд, весьма колоритны. Марка сыграл А. Балуев. На роль Веры режиссер пригласил известную шведско-норвежскую актрису Марию Бонневи.

Тех, кто заинтересовался фильмом, приглашаю сюда http://baskino.com/films/dramy/760-izgnanie.html