Предисловие к сборнику стихов Резонанс

Валентина Томашевская
ПРЕДИСЛОВИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РЕДАКТОРА

Валентина Томашевская – давний член Международного Союза писателей "Новый Современник". Интересные литературные конкурсы, внимательное и доброжелательное отношение к литераторам привлекли на литературный портал «Что хочет автор» полтора десятка тысяч авторов. Портал и Союз стали всемирными с территориальными подразделениями на всех континентах Земли (в Европе, Америке, Азии, Африке, Австралии и Океании) и во многих странах мира. В этом заслуга руководителей и ряда ветеранов Портала и Союза. Звание «Заслуженный строитель «Планеты Рать»» присвоено и Валентине Томашевской. Она была членом Жюри открытого Литературного конкурса «О Альпы, и Рейн, и Дунай голубой». Принимала участие во многих конкурсах Литературного портала, неоднократно была их призёром и обладателем специальных дипломов. Призёр 3-го этапа Третьего Международного конкурса «Вся королевская рать», номинация «Верлибр».

Получила Почётные грамоты таких авторитетных литературных состязаний, как Пятый Международный конкурс «Вся королевская рать» (1-й этап, июнь-июль 2008 года, номинация «Лирика твердых строфических форм»), «Концерт для души с оркестром» (номинация «Проза»), «ЧеХАрда» (октябрь-ноябрь 2008 года, номинация «Проза»).
Немного о жанре верлибра, которым в основном и написаны лучшие стихи Валентины Томашевской. Слово «верлибр» происходит от французского vers libre – свободный стих. А именно, в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции, то есть от рифмы, метра, изотонии, изосиллабизма и регулярной строфики. Этот стиль имеет истоки в дописьменном поэтическом творчестве, эпосе, исторических песнях, а местами узнаваем и в народном творчестве. Но расцвёл в XIX- XX веках силами поэтического авангарда (Уитмен, Рембо и др.). А первым слово «верлибр» употребил Олдингтон в предисловии к антологии имажизма (1915): «Мы не настаиваем на том, что верлибр – единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом.»

«Верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нём обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих» (А. Жовтис). Установка на стих! И этой установке Валентина верна, это ее стиль. Его особенности – краткость и афористичность строки:
«Жизнь - уроки, / кто-то схватывает на лету, / кто-то затрудняется. / Как жаль, что уроки так кратки, / и нет времени на черновики.», «Жизнь пролетает / моментально, /
как горная или вешняя вода. / Звёзды, мерцающие и таинственные, далеки / Приближают, связь сохраняя, слова. / Благо ныне возможность дана / мимолётное уловить.», «Время - это бал, это трактир, / время - это пионер и конвоир, / время - это пирамиды и Нил, / время - это персональный комп, / время - это Вавилон: / время разделения языков / и время их изучения.», «В резонансе / друг с другом / счастливы люди бывают, / а случалось, резонанс /
мосты разрушает. / Стены Иерихонa / в одночасье пали: / штурмовавшие его, /
попостившись три дня, / в трубы заиграли.».

***
Снежинка -
шестикрылый гармонии
космоса знак.

***
Снежинки стихов...
Сколь быстро растаять
Вам суждено?

Всплывают и научные ассоциации снежинок с фракталами. Отмечу и такие художественные приёмы, как неожиданный поворот, осмысление: «не сразу / как я люблю тебя, / новый эмейл», «подумать только, / как я могла жить без тебя, / всемирная сеть», «упал, память потерял, / мурлычет теперь, как котёнок, / старый мой велосипед», «Буду лелеять, / любить тебя горячо. / Весенний сад.»
Слово наполняется новым смыслом: «В первый тёплый день / раскрылся одуванчик. /
Глашатай весны.» «Вот одуванчик –/ капелька солнца, – / лета десант.», «Домик жёлтый / с чуткими рожками./ Маркитантка утра.» (Улитка на асфальте). «Мой милый вахтенный / снов, отдыхов, трудов, / «Мой милый провожатый / в школу, в дорогу, в жизнь» (стихи о маме), «как я люблю тебя: / это тобой наполнена / каждая комната, /каждая лестница, / каждая простыня.»

Синтаксис. Точкой передается стремительность действия: «Пиджак. Галстук. Рубашка./
МИЛЫЙ ЗАПЯТАЯ ЛЮБИМЫЙ». Выделенное шрифтом – голос подсознания, небесная диктовка.
Единоначалие строк, анафора: «Как птица красива, / хороша, бела, / и богата полётом ,/
и пеньем, и пеной моря, / и скромным завтраком.», «И буря, и тишина, / и заката нежные шелка, / и игра луча, / и поиск чайкой завтрака, -/ всё морю знакомо.», «И орхидеи, и розы, / и виноградные листы, / друг милый, / как много в природе красоты / нерукотворной и рукотворной.»

Аллитерация: «Клубочек красный / крутит-качает котик,/ консультант красоты, /
какая картина: / красив каждый клубочек!», «Пиши, / пиши в тиши, / пиши в глуши, /
пусть идут они из души / (из колыбели души), / греши и кайся, и пиши.»
Звукопись: повтор звуков о-у-а рисует картину морской волны: «От сна отойдя, /незатейливым утром / обрастает душа / общения перламутром: / в слове "перламутр"» / немало сокрыто / морских утр.»

Очень важно, что многие произведения Валентины Томашевской заставляют читателя не только размышлять и сопереживать, но и вспоминать что-то своё – бесконечно близкое и дорогое. Поэтому надеюсь и верю, что эта книга найдёт своих искренних друзей и ценителей. Искренне желаю успехов и ей, и её автору, и вам, дорогие читатели.

Обладатель Национальной литературной премии «Золотое перо Руси»

Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон)

Мюнхен, февраль 2012