Учимся мастерству-1. 2013г

Творческая Мастерская Алкоры
(разбор техники исполнения стихов, поданных на конкурс «Мастер класс -2013»)

http://www.stihi.ru/2013/06/05/2055   Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/09/17/2905   Итоги конкурса

О принципах отбора стихов в пакет для голосования - http://www.stihi.ru/2013/09/03/967

Начинаю разбор… Статей будет много - планирую опубликовать в этом сборнике все стихи, которые я включила в пакет для голосования. На самом деле, мне хотелось включить в него гораздо больше стихов: сейчас, пересматривая общий пакет всех заявок, я  нахожу в нем новые стихи, заслуживающие вашего внимания. Но я не имела морального права перегружать свою команду членов жюри работой: им и так, вместо стандартного пакета из 70 произведений, пришлось в этот раз анализировать - 81.

 Знаю, что я могла ошибиться в своем выборе: какие-то заявки  неоправданно отбраковать, а какие-то включить, несмотря на их слабости,  - увидела в них какие-то интересные решения, которые мне очень хотелось представить на ваш суд. Как получилось, так и получилось. После драки кулаками не машут.

Все комментарии к стихам - мои, причем, минимальные: это скорее экспресс-анализ формы и языка стихов. Если какие-то термины вам не знакомы - все нужное можно найти  в статьях Ликбеза.  Фразы и выражения в тексте, которые мне по каким-либо причинам не понравились, я выделяла заглавными буквами.

Итак, Мастер класс начинается. Урок мастерства на нем даете все вы - участники Ежегодного конкурса «Мастер класс по стихосложению-2013», на стихах которых мы будем здесь учиться. Не стану убеждать вас, что все приведенные мною стихи совершенные и гениальные. Они точно такие же, каковы и мы сами, авторы сайта СТИХИ.РУ - искренние, неравнодушные, ищущие, ошибающиеся и очень, очень разные. Не судите их строго, пожалуйста.  Стихи - это отражение нас самих.

№1. Рождение. Созерцающая Много Раз

В красной мандале, по раскаленному углю пятки жгу, танцую;
тороплю СЕКУНДУ, превращаю в золу черную, РАССЫПНУЮ.
Сквозь разбросанные времена поднимаю пыль, прошлые жизни;
лоб от пота блестит, я вдыхаю боль, выдыхаю страсти-слизни.

Пуповины страховку рву на девятом  круге, витке спирали;
не воюю, еще не живу, но во сне постигаю печали.
Вспоминаю, что мне здесь предстоит, чем закончится год Дракона;
МИРОТОЧИТ В КРАСНОМ УГЛУ, ПЕРЕВЕШАННАЯ НАСПЕХ ИКОНА.

Расправляю  АЛЬВЕОЛЫ-КРЫЛЬЯ, набираю в легкие воздух;
я ору что есть мочи, я кричу! В ВОДЕ ОТРАЖАЕТСЯ ОТЗВУК.
ЧТОБЫ красным горел на небе закат, на Востоке БЕЛЕЛ ВОСХОД
эхо будущей смерти в потугах, ЧЕРЕЗ РЕКУ РОЖДАЕТСЯ ВБРОД.

Строфа: Катрен из длинных строк с цезурой внутри, рифмовка ААББ, где полустроки перед цезурой то имеют рифму, то нет (недостаток).
Ритм: структуирован  не по стопам, а  по распределению  Иктов (как акцентный стихи): 4 икта/2 икта, где  « /» - цезура, точка деления строки.
10 100 000 100 01 /00 1 010
00 1 010  0010 01 /  100 0010
001000  001 0010 1  /100 10
0010 01 00 10 1  / 0010 0010
Лексика:  есть большие сомнения в выборе некоторых образов. Содержание  – близко к психоделике - эмоциональной передаче ассоциаций. Выделенные метафоры странны, порой неправильны, находятся вне логики изложения мысли или значения слов.

Стихи интересные, талантливые, хотя не проработанные с точки зрения исполнения.

№2. Одиночество. Людмила Нижегородцева               

Сто деньков земных
                да и ночек сто
на ногах кривых
                Одиночество
проторённою
                шло тропой людской
с ношей чёрною,
                ох, ко мне домой,

ночника УЗРЕВ
                свет мерцающий,
на постой-ночлег.
                Мне б тогда ещё
запереть на ключ
                дверь дубовую.
Осветил бы луч
                утро новое...

...Вздохи попусту:
                если бы-кабы.
Слышен сердца стук
                сироты судьбы -
Одиночества.
                Да дорожки слёз
в окнах с ночи той -
                это март замёрз.

Строфа: катрен из дактилических ритм ААББ с внутренней рифмой
м1А м1А Б д1Б д1 – где м1 и д1 – внутренние рифмы. Перенос предложений в другую строфу, перенос внутри строки.
Ритм: двустопный  анапест с дактилическим окончанием
001 00/ 001 00
001 00/ 001 00
001 00/ 001 00
001 00/ 001 00
Лексика: подходящая для народного стиля («ох», «если бы кабы» и т.д. ). Много банальных истин (тропа проторенная, ноша чёрная, дверь дубовая, сердце со стуком). «Узрев» - слово из другого стиля написания.

№3.  Ветер. Алексей Алексеевич Осипов

Сегодня порывы ветра БАЛУЮТ НАПРОПАЛУЮ,
Как будто ПРИРОДЫ СВЕЖЕСТЬ ПИНКАМИ ГОНЯЮ Я.
Однако скажу конкретно: воздушные поцелуи
Девчонкам дарю прилежно, лишь издали их любя!

А ветер сегодня нежный: похож на мои ладони.
Но наш неуёмный норов – виновник бесстыжих дел.
Сквозь тоненькие одежды девчонок ласкаем, тонем
Средь кружев, батистов, флёров, касаясь ДЕВЧАЧЬИХ тел.

А ветер – силён сегодня: на руки мои похож он.
Девчат обнимает властно и в танце хмельном кружит!
ВО ВРЕМЯ ТАКИХ ПОГОД я уверен, что мне всё можно –
Из ВЕТРА ЧЕРПАЮ СЧАСТЬЯ, и дальше желаю жить!

Строфа: катрен сдвоенный АбАб с внутренней рифмовкой полустрок
Ритм: логаэд 2 амфибрахий -1хорей
010 010 10/010 010 10
010 010 10/010 010 1
010 010 10/010 010 10
010 010 10/010 010 1
Лексика: Надуманность образов - ощущение игры с формой. Сомнительная по согласованию слов строка: «из ветра черпаю счастья» - может быть, черпаю «счастьЕ»? Неточное  употребление слова «напропалую» и странность фразы «природы свежесть пинками гоняю я». «Девчачьих» - вместо более правильного по смыслу «девичьих». Нет логики в образах: ветер похож сначала «на ладони», (нежный), а потом «на руки» (сильный и властный). Получается, что ладони – это не руки? Повторы значащих слов (в 3 строфах 4 раза употреблено «ветер», 4 раза - однокоренные от "девчонки").

№4.  Любить, прощая всё... Надежда Кучумова 

Любить, прощая всё? И секс - с другим?
И запах от волос её - другого?
Вдыхать её, как чёртов кокаин,
И, выдыхая, расставаться снова?
Принять любой - раздетой и босой,
Расхристанной, прокуренной, про-падшей..
Кто не любил, свят телом и душой,
Но станет сердце каменным однажды...

Распутной шлюхой? Ну и пусть вопят!
Забьют камнями на площадной брани.
Я выпью до конца любовный яд
И босиком по углям, иглам, граням,
Где лезвием заточен каждый шаг,
И капли крови, превращаясь в льдинки,
Собой напоминают красный мак,
Бутонами рассыпанный в картинки.
Я выклянчу прощальный поцелуй,
Он на губах моих печатью ляжет.
И как не жги его, не коляруй,
Клеймом сургучным нас навеки свяжет.
 
Любви продажной?  Любодейство тела
Есть не любви, а страстности порок.
Любовь в душе живёт птенцом несмелым,
Бутоном нераскрывшимся... . И в срок
Над миром воспарит, расправив крылья,
Распустится прекраснейшим цветком.
И, может быть, пред шлюхой из Севильи
Любой святой грешнее блудников.

Любить, прощая всё... А как же ревность,
Чьи стрелы и остры и горячи?
Лишь смерть остудит пламенную стерву,
Что рушит всё: и счастье, и мечты.
Войдя в тебя горчинкой малой, семя 
Даст быстро нездоровые плоды...
Пред ревностью бессильно даже время
И вновь горят сожжённые мосты...

Строфа: катрены АбАб с чередованием ЖмЖм рифм. Хорошие рифмы.
Ритм: 5-и стопный ямб с плавающими пиррихиями
01 01 01 01 01 0
01 00 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01
Лексика: в целом хорошая, но есть неудачная попытка неологизма:  «коляруй» (вместо «колорируй»). «Любодейство тела» -  дополнение здесь лишнее (любодейство -это  блуд. Блуд тела? Поэтический слог. Есть содержательность, раскрыта тема.

№5.  Лесное видение - сказочный этюд. Касатка Тата

Над лесом катилась луна золотою монетой,
И сыпались-падали спелые яблоки звёзд,
А Ветер, носившийся где-то по белому свету,
Легко ЦЕЛОВАЛ ДУНОВЕНИЕМ СПИНЫ БЕРЁЗ...

В ночной темноте колдуны с бородами седыми
Сны вещие прятали в дупла столетних дубов,
И поздняя осень касалась стопами босыми
Холодного тонкого льда у речных берегов.

Предзимняя стынь выползала из дальних оврагов,
Ещё не осилить ей было дремучих вершин,
Но всё-таки ШЛА, С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ ДРЕВНИХ ВАРЯГОВ,
И черти играли на дудках сухих камышин.

Метель на болотах свой тонкий снежок положила,
Кикиморы тихо молились лесным образам,
И юные ведьмы в избушках глухих ворожили,
Пока догорали созвездия в волчьих глазах...

А где-то вдали, за холмами, зима хохотала,
Ведя обречённую осень на тихую смерть,
В АГОНИИ осень морозные капли глотала
И МЯГКО СТУПАЛА В ЗНАКОМУЮ ей круговерть...

Вся эта осенняя сказка смешалась с природой,
Где быль, где виденье лесное - кому разобрать?
А Ветер, в согласии с русской лихою породой,
Летел и вздыхал - "Ах, какая же здесь благодать!"

Строфа: катрен из длинных строк без внутренней рифмовки АбАб, довольно много параллельных  рифм (одних и тех же частей речи в одинаковых формах)
Ритм: 5 стопный амфибрахий
010 010 010 010 010
010 010 010 010 01
010 010 010 010 010
010 010 010 010 01
Лексика: Поэтический язык, но много неправильных метафор, («спины берез», «целовал дуновением»), или  не раскрытых по смыслу фраз («шла с неизбежностью древних варягов») или нелогичных («В агонии… мягко ступала в знакомую…»).

№6.  Жара устала - только и всего... Марьяша Бурлай
 
Жара взяла сегодня выходной:
ну сколько можно вкалывать, ей Богу!
На небесах c работой очень строго,
но – не всегда…
                За окнами стеной
частит который час зануда-дождь,
и в чью-то честь бабахают салюты
меж серых туч. Гроза – безумно "круто",
особенно – когда её не ждёшь...

Народ, приехав к морю отдохнуть,
клянёт непостоянство сил небесных.
В кафе и на верандах стало тесно,
но – не надолго.
                Вот ещё чуть-чуть –
и перекроют где-то в вышине
огромный кран.
                Пронизывая тучи,
трудяга-солнце тянет острый лучик,
высвечивая радугу на дне
морского отраженья в небесах…

Жара вернётся к нам немного позже.
Ну а пока – пугать грозой прохожих
решил июнь.
                И громкое «Бабах!»
раскатисто, как сотня канонад,
вполне успешно разгоняет толпы...
Добро бы - от игры природы толк был, 
так – нет же, страх один...
                Лишь ветер – рад,
Кому теперь обуздывать его,
чтоб  удержать на берегу,  по силам?
На море – шторм. Опасно и… красиво.
Жара устала. Только и всего…

Строфа: катрены с охватной рифмовкой: аББа. Переносы внутри строки, которые нарушают  естественные  места пауз в охватной рифмовке. Нестыковка смысловых пауз и пауз конца строки (или строфы):  конец предложения переходит на другую строфу – отсюда трудное восприятие рифм на слух.   
Интересные рифмы, одна авторская (толпы- толк был).
Ритм: 5 стопный ямб с плавающими пиррихиями
01 01 01 00 01
00 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 01
Лексика: правильная, но в ней мало поэзии для пейзажной лирики, есть непоэтичные, разговорные обороты речи: «На небесах c работой очень строго», «Народ, приехав к морю отдохнуть», «вполне успешно разгоняет толпы», «Гроза – безумно "круто"».

№7.  Чужбина. Ольга Альтовская   
 
Здесь улицы висят в туманном смоге.
В них нереален ТВОЙ любимый образ.
Сырые тени – люди на дороге,
Как в лёгкие набившаяся морось.

Сырые слепки с формы – фары, взгляды –
Качаются в пару густом и липком.
И где-то в нём – чугунные ограды
И фонарей неоновые слитки.

В нём всё – мираж и неопределённо:
ДОМА, ДЕРЕВЬЯ, ПНИ, АВТОМОБИЛИ.
Здесь я блуждаю ВЗГЛЯДОМ ВОСПАЛЁННЫМ
И погружаюсь в ночи, обессилев.

В нём ты – вплотную, но проходишь мимо,
Не замечая КОНТУР МОЙ ОПАЛЬНЫЙ.
В нём наше ослепление – взаимно.
В нём наше расхождение – фатально.

Строфа: катрен АБАБ, все рифмы женские.
Ритм: 5 стопный  ямб с плавающим пирихием
01 01 00 01 01 0
00 01 01 01 01 0
01 00 01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
Лексика: не все образы адекватны значению слов: «взгляд воспаленный», «контур опальный». Неопределенность смысла в строке «В них нереален ТВОЙ любимый образ»: образ чей - того, о ком думает ЛГ  или самого ЛГ?  Случайность (или надуманность) слов, вставленных ради ритма: в перечислении «дома, деревья, пни, автомобили» - городской пейзаж или сельский? Странный набор значимых для автора объектов внимания, особенно «пни»…

№8.  Превозмочь. Руслан Цвиткис

Сердце - будто саднящая рана.
Мрак в душе беспросветен и густ.
Я (хоть это сравненье и странно)-
Как в снегу замерзающий куст.

И топорщатся пальцы, как сучья,
И во мраке душа холодна;
И вонзаются горечи крючья
В плоть и в мысли - до самого дна.

Только - что бы со мной ни случалось,
Как бы злу надо мной ни кружить,
Чем бы горечь моя ни кончалась-
Надо жить. Надо жить. Надо жить!

И живу я, событья итожа -
Ими полон мой день или пуст.
И, хоть так не бывает, но всё же
Я- снега растопляющий куст.

Оттого только сил мне хватает
Устоять, превозмочь, одолеть,
Что ЛЮБОВЬ надо мною ВИТАЕТ,
Даже в горе сумев уцелеть.

Слышу голос - знакомый и нежный.
Пью дыханье целительных уст.
Я теперь не продрогший, не снежный;
Я - в снегу расцветающий куст.

Строфа: катрен АбАб. Банальная рифма «нежный-снежный», три  глагольных.
Ритм: чистый 3-ст анапест
001 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
001 001 001
Лексика:  без критики. Образ «куста» проходит по всему стихотворению, раскрывается в динамике и передает  настроение автора. Хотелось бы больше поэтического языка, а не только рассуждений. «Любовь витает» - не совсем удачное выражение.

№9.   Два камня. Зоя Соснина   

Два камня,  разные на вид,
Один – гранат,
Другой – гранит,
Поспорили:
Кто всех нужнее?
            Гранат сказал:
-Я всех важнее!
Я краше утренней зари.
Не зря гордились мной цари.
Мной любовались дамы света,
Стихи слагали мне поэты!
Прославлен был на целый свет
Один гранатовый браслет!
Из-за меня была война –
Так велика моя цена!
             Гранит сказал:
-Ты мне внемли.
Я стал основою Земли.
И создан я не для ларцов,
А для фундаментов  дворцов.
И память вечную хранит
На пьедесталах  лишь гранит.
Я  плоть от плоти древних гор.
О чем у нас, приятель, спор?
Мне не страшны морские волны,
Из-за меня не вспыхнут войны.
Хоть камень ты и дорогой,
Но мне не ровня, дорогой.
Услышав спор, мудрец случайный
Сказал им: «Jedes hat nur seine*»               

*Каждому - только свое.  Нем

Строфа: катрены с попарной рифмовкой. Рифмы прекрасные (дорогой-дорогой).
Везде мужские и только в четырех  парах вдруг появляются женские, что придает ощущение эпистолы;  для используемого жанра - это допустимо.
Ритм: 4 ст. ямб с пиррихием.
00 01 01 01 0
00 01 01 01 0
01 01 00 01
01 01 00 01
Лексика: хорошая. Написано в жанре «Рассказ в стихах». Ошибка в цитате на немецком: «Jedem nur das Seine». Если автор претендует на введение в текст иноязычных идиом, то он должен делать это или грамотно или никак. И вообще, там, где нет острой смысловой необходимости, не стоит ради рифмы использовать  в стихах фразы на иностранном языке - лучше искать аналог на русском…

№10.  Под скрип старых вёсел... Мурашко Андрей 

Под скрип старых вёсел и палубных брёвен
Смотрели несчастные вдаль,
Где небо – огромная крышка жаровни,
А море – кипящая сталь.

Горячие скалы и чёрные чайки,
Из пепла седого метель,
И в неразрывной и стонущей спайке
Тьма потных и сгорбленных тел.
Вдруг чёрные птицы окрасились в белых,
Лазурною стала волна,
А в небе обугленном ангелы пели,
И солнце СИЯЛО СПОЛНА.

Душевные муки сменились покоем,
Прохладою ветер ласкал,
Но робкая радость, взлетев над тоскою,
Не долго кружила средь скал.

И в огненном море над вечной галерой
Растаяли грёзы рабов,
И снова мрак бездны и тайная вера
В спасенье и Божью любовь.

Строфа: катрен АбАб –разностопный 4-3-4-3
Ритм:  амфибрахий разностопный
010 010 010 010
010 010 01
010 010 010 010
010 010 01
Лексика: правильная, только фраза «сияла СПОЛНА» - неудачна. Содержательность, есть связная тема.

                Продолжение см.  http://www.stihi.ru/2013/09/19/3421