Художественность и польза

Адела Василой
Каким должно быть художественное произведение, исходя из своих литературных и общественно-значимых целей? Многие считают, что в художественном произведении должны гармонично сочетаться познавательность и развлекательность, из которых последняя призвана обеспечить интерес читателя к содержанию. Мне лично кажется, что это разные параметры и оба можно выбрать "по максимуму". Однако между ними есть "позитивная корреляция" - чем полезнее читателю содержание (информация), тем с большим интересом  он читает текст и, соответственно, получает больше удовольствия. Есть и такие "параметры", которые имеют обратный эффект, раздражая читателя и гася интерес, сколь ни полезно было бы содержимое. Эти параметры касаются стиля писателя, знания им языка, умения чётко излагать свои мысли, оригинальности мышления. Косноязычие и банальность мышления не могут  служить катализаторами читательской реакции на содержание малохудожественного текста. Наоборот, умение свежо и оригинально "подавать" свои мысли, оживить их изюминкой, хорошим чувством юмора и оригинальной образностью всегда повышают притягательность излагаемого текста.

Разумеется, это относится и к стихам, и к прозе! Стихи тоже должны быть и познавательными, и увлекательными. Только познавательность в данном случае надо воспринимать шире - это уже познавательность сродни философскому, психологическому, эмоциональному познанию мира. И это может быть чрезвычайно интересно и увлекательно для думающего и тонко чувствующего человека. Но не для всех, к сожалению. Хотя читательский вкус, безусловно, можно и нужно развивать. Есть разные уровни восприятия, и разные уровни понимания, что такое увлекательность. Стоит вспомнить, как эти уровни зарождаются - что для маленького человека увлекательно? Думаю, не ошибусь, если скажу: действие! Действие - это жизнь, и это вызывает величайший интерес у малыша, который только начал жить. Недаром Чуковский в своих заповедях говорит о том, что стихи для детей должны быть динамичны! Каждая строчка должна содержать действие, и оно должно быть "отображаемым" - если художнику с ней нечего делать, то её можно выбросить! Малышу она будет неинтересна. Главное слово для маленького человечка - "делать"! И этот интерес к действию, к движению и образному его воплощению, пожалуй, и есть тот стержень, на котором наслаиваются следующие уровни восприятия, всё усложняясь и обогащая внутренний мир человека. После интереса к конкретному - наблюдаемому и осязаемому движению, на мой взгляд, у малышей появляется интерес к "движениям души", то есть эмоциям, и в первую очередь к эмоциям сильным - страху, боли, плачу... через эти эмоции они развивают в себе способность их "коллективного" преодоления путём совместного реагирования, через дружеское сочувствие и "чувство локтя" - некоторое нагнетание коллективной общности и агрессивности в ответ на сильный раздражитель. Это своеобразный и безусловно необходимый тренинг нервной системы, необходимый на определённом этапе развития и становления человеческой личности. Со временем и эта мотивация теряет доминирующее значение, уступая приоритету разума - когда человеческая личность поднимается на этот - высший уровень восприятия, он и обретает способность усваивать элитарные произведения литературы, которые опираются на эрудицию, развитое чувство прекрасного, способность мыслить философски, тонкость душевных переживаний, которые неотделимы от понятия человека дважды разумного, образованного и тонко чувствующего.

От чего же это зависит? В первую очередь от интеллекта, во вторую - от воспитательного подвига родителей, и в третью - от запущенного ими (и книгой) процесса самовоспитания, к которому "подключается" сам воспитанник. Школа обеспечить этот процесс в полную силу не может, потому что к тому моменту "поезд ушёл", как говорится. В крайнем случае, она может поддержать "процесс", который уже идёт полным ходом. Поэтому большинство людей "застревает" где-то на полпути, и "динамические сюжеты" банальных детективов и мелодрам кажутся им высшими достижениями литературы. Они всё ещё, как маленькие дети, хотят быстрого развития сюжета и "ужастиков" - наслаждение движением философской мысли им недоступно. Впрочем, такие предпочтения в молодом возрасте естественны - молодой темперамент тоже не последнюю роль играет в этих предпочтениях, важно не остановиться на этом, благополучно перерасти этот период.

Согласно этапам развития человеческой личности, в разное время требуются разные по жанру произведения - от сказок и детской поэзии до приключенческой литературы и фэнтези, а от них - к детективам и любовным романам, и наконец, к серьёзной литературе, наполненной "философией благородных идей". Эти лёгкие жанры соответствуют "второму этапу" развития личности, когда она тренирует свою нервную систему, способность к психологической защите и устойчивость по отношению к жизненным стрессам. Каждому овощу - своё время! Недаром приключенческая литература так любима молодёжью - все мы через это прошли. Детективы, к примеру, отвечают внутренней потребности человека к логическому мышлению, к разгадке сложных психологических ситуаций, а также удовлетворяют потребность "внутренней встряски", моделируя искусственные стрессовые ситуации в целях своеобразного, не опасного для жизни тренинга - как барокамера для космонавта. И фэнтези - тоже для этого, и для развития воображения, кстати. Не случайно они относятся к литературе для юношества. Научно-фантастический жанр, к сожалению, обмельчал - фэнтези его практически вытеснило "со сцены", а зря. Лучшие произведения этого жанра соответствовали потребностям зрелых людей, интеллигентов духа.

Многие задаются вопросом, как достичь гармонии между формой и содержанием, чтобы обеспечить стихотворению желаемый художественный эффект. Мне кажется, этот баланс найдётся сам, если не ставить перед собой психологических преград - дескать, "это под силу только гениальным поэтам". Если Вы будете так думать, Вы сразу получите от Её Величества Лени индульгенцию на ничегонеделание. Нужно упорствовать, работать до тех пор, пока не выразите с блеском то, что хотели, а не останавливаться на полпути. Полумеры никогда не решают проблему, а только отдаляют решение. Не получилось? Попробуйте снова! Вплоть до того, чтобы начать сначала. Маленькими шажками далеко не уйдёшь. А готовых конкретных рецептов не бывает, увы!

Хотя один всё-таки есть: написав предложение (любое, не обязательно стихи), представьте себе, что это молодое деревце, которое Вы только что посадили. На нём должно остаться ровно столько здоровых веточек, сколько оно сможет полноценно питать - возьмите садовые ножницы и вырежьте все лишние сучки. Упражняйтесь в этом почаще, и Вы научитесь создавать гармонию между формой и содержанием. Я эту науку постигла, когда писала конспекты в студенчестве. Серьёзно...