Учимся мастерству-4. 2013г

Творческая Мастерская Алкоры
(разбор  техники исполнения стихов, поданных на «Мастер класс-2013»)

http://www.stihi.ru/2013/06/05/2055   Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/09/17/2905   Итоги конкурса

О принципах отбора стихов в пакет для голосования - http://www.stihi.ru/2013/09/03/967

Разбираем  следующие  десять  стихотворений конкурсного пакета.


№31.  Жёлтое. Вера Да Юра   

Мне снился свет... Распахнутая дверь,
влекущая к истокам и ответам,
простужено скрипела: "Верь-Проверь".
Блестело лаком дерево паркета

и отражалось сполохом огня
в глазах у кошки с именем Багира.
Побег гардин в окошко, на сквозняк...
Среди травы желтеющим пунктиром

дорожка (из песка ли? кирпича?)
в страну, где исполняются причуды,
где с высоты отцовского плеча
не страшен мир...
                А худшее - простуда,

когда из дома я не выхожу,
пью с молоком противный гоголь-моголь.
Где жёлтым расцветает абажур,
и лето длится бесконечно долго.

Строфа: катрен аБаБ
Ритм: 5 стопный ямб с пирихием
01 01 01 00 01
00 01 01 01 01 0
01 00 01 00 01
01 01 00 01 01 0
Лексика: отличная. Поэтический язык -  точные образы воспоминаний детства - отдельными мазками картинки, сохранившейся в памяти. Стихотворение могла бы еще больше украсить концовка с какой-то завершающей мыслью, и после «гоголь-моголь» хочется не точки, а запятой, чтобы последнее предложение не выглядело как придаточное.

№32.  Ночь. Рита Круглякова   

Вся жизнь - казино. Неудачно упали кости -
Плати по счетам - ничего не бывает даром!
И ночь о стекло запотевшее точит когти,
Удушливо дышат зловонные зевы баров.

Где тот человек, называвшийся самым близким?
Пора признаваться, что этот роман случаен.
В пустынной квартире СОВСЕМ НЕ ОСТАЛОСЬ ВИСКИ,
Ход старых часов непрерывен и нескончаем

И в зеркале - призрак в домашней нелепой кофте,
Унылая тень, что мечтала о тихом счастье.
А ночь о стекло оглушительно точит когти
И, кажется, сердце сейчас разорвет на части.

Строфа: Катрен из двух полустрок без внутренней рифмы: АБАБ (внутри строки АбАб – без рифм). Исключение - внутренняя рифмовка 2 и 4 строк 1 строфы (и ее появление требует такой же рифмовки всюду!)
Ритм: логаэд: 1-ямб, 3-анапест, 1- ямб.
01 001 0 / 01 001 01 0
01 001   /001 001 01 0
01 001   /001 001 01 0
01 001 0/  01 001 01 0
Запись той же строфы без раздела полустрок: (ритм чистый!)
01 001 001 001 01 0
01 001 001 001 01 0
01 001 001 001 01 0
01 001 001 001 01 0
Лексика: правильная, содержательно, образно. Только несколько неестественно для женских стихов и грубо звучит фраза «в квартире совсем не осталось виски»  - она убивает  симпатию и сочувствие к ЛГ (по крайней мере, у меня!).

№33.  Парк. Алёна Норд               

Я сегодня хочу прогуляться по старому парку;
Туфли снять и босой побродить по примятым газонам;
Посчитать фонари, покормить лебедей и казарок;
И ЗАСТАТЬ там тебя, как и прежде - счастливым, влюблённым.

Посмотрю на часы, заскочив на подножку трамвая, -
Не бегите так быстро, оставьте минутку для встречи!
Нам не хватит ни часа, ни года, ни века – я знаю.
Но сегодня - для нас этот парк, и скамья… И беспечность.

Остановка моя, и «двадцатка» трамвай, попрощавшись,
Новых шляп и зонтов захватив у дороги с десяток,
Растворяется где-то, и сердце колотится чаще...
Вижу, осень наш парк ПО-ХОЗЯЙСКИ ПРИВОДИТ В УПАДОК.

Вот и наша скамейка... И ты - на себя не похожий.
Что-то в нас изменила разлука – ЕДВА ОЩУТИМО…
Нашим счастьем смущённый, шаги ускоряет прохожий.
Мы застыли - а люди, минуты, и листья проносятся мимо.
                001 001 001 001 001 001 0  - лишняя стопа!

Я опять ухожу, ничего не поделать – до встречи!
Так сложилось - расходимся: ты - на восток, я - на запад.
Чтобы нас разглядеть, ВКЛЮЧИТ ВСЕ ФОНАРИ этот вечер -
Но опять не успеет, с досады облив листопадом.

Вот и выход из парка у старой раскидистой СЛИВЫ.
Оживлённый проспект... – незнакома мне улица эта!
Нет трамвайных путей, лишь машины снуют торопливо…
Нет ни парка, ни листьев, ни нас, ни прошедшего лета...

Строфа: катрен длинных строк без внутренней рифмовки: АБАБ
Ритм: 5-и стопный анапест (в 4 строфе 4 строке - сбивка - лишняя стопа!)
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001 0
Лексика: поэтический язык, с несколькими лексическими неточностями:
-«застать тебя там»… Мне кажется, по смыслу здесь просится «найти тебя там»;
-«по-хозяйски приводит в упадок» … Если «по хозяйски», то «приводить в упадок» звучит нелогично, понимаю, что речь идет об осени, но все же «приводит в порядок» было бы лучше (у каждого свое представление о порядке!);
-«едва ощутимо»… Или «еле ощутимо» или «весьма ощутимо», а так - слова противоречат одно другому;
-«включит все фонари этот вечер»… Включают свет, фонари - зажигают…
-«у старой раскидистой сливы»… Просится «у старой раскидистой ивы» - это все же городской парк, а не сад, где не высаживают сливы, да и сливовое дерево выглядит иначе…

№34.  Крестины. Айк Лалунц   

Нынче тётя Жанна
Жарит баклажаны,
Бабушка готовит борани,
Тётка из Хашури
Лепит хачапури,
Повод есть собраться у родни.

Мы ещё купили
Всё для чахохбили,
Аромат такой... не передать.
Позовём соседей
И друзей приедет
Целая огромнейшая рать.

Что за праздник это?
В этом нет секрета,
Знают все окрестные дворы,
Что у нашей Нины
В этот день крестины
В храме у Давидовой горы.

Мы пришли из храма.
Пеленает мама
Новоокрещённое дитя.
А на сердце благость,
А на сердце радость –
Солнечное счастье бытия.

Соберутся гости,
И польются тосты
За огромным праздничным столом.
Будет у младенца
Радостное детство,
Будет счастьем полон этот дом.

Над горой Давида
Благодать разлита,
Жизнь на удивление светла.
С ярко-синей выси
Сверху на Тбилиси
Строгие взирают купола.

День как сахар тает,
А темнее станет –
Примостится месяц на ветвях.
Долго тёте Жанне
Жарить баклажаны
Ведь у нас полгорода в гостях.

*боранИ - грузинское и армянское овощное рагу.
гора святого Давида - Мтацминда (Святая гора)- гора в Тбилиси

Строфа:  6-и строчник  с рифмовкой ААбССб.
Ритм: разностопный хорей. Довольно редко увидишь на сайте хорей, да еще разностопный…
10 10 10
10 00 10
10 00 10 00 1
10 00 10
10 00 10
10 10 10 00 1
Лексика: колорит фольклорного  произведения,  дух Тбилиси хорошо передан - узнаваемая сценка. Жаль, что судьям не понравилось, а мне эти стихи почему-то  запомнились…

№35.  В бреду... Фрида Полак

Луна в полнеба – льёт прозрачный свет,
ужом холодным в душу заползает,
коварством жжёт, зудит, испепеляет,
как будто в мозг сигналы посылает:
надежды нет.

… Такая же была в ту ночь луна,
и звёзды в небе хоровод водили,
но где-то страшно ухал старый филин,
и призраки как будто в раж входили,
и не до сна…

Зачем тогда Он в лес гулять позвал?
БЕДА, КАК ТРИЛЛЕР, наплывает снова:
костёр… пожар… страх плена огневого…
зову Его, пока ещё живого…
потом – провал…

Кошмарный сон иль муки наяву?...
А, может, это просто наважденье?
Он не погиб, заглянет в воскресенье...
я буду ждать… сквозь боль и нетерпенье,
ведь я живу!...

Опять горю… опять мечусь в бреду…
то в пропасть падаю, то, сбросив лёд постели,
верчусь на бесконечной карусели,
взлетаю ввысь и… тлею еле-еле…
к Нему иду…

забыть… не думать… спать……

Строфа: 5-и строчник разностопный : аБББа со свободной концовкой
Ритм: 5-6-5-5-2 стопный ямб
01 01 01 01 01
01 01 00 01 01 01 0
01 00 01 00 01 0
01 01 01 01 01 0
01 01
Лексика: правильная, поэтический слог, передано ощущение невозвратимости потери - в стихах есть тема. «Беда, как триллер» почему-то не понравилось - меня эта фраза выбрасывает в язык обыденности и современного сленга…

№36.  Там, где нет меня отныне. Эдмар 

Там, где нет меня отныне -
Я остался ПАУТИНКОЙ -
ИЛИ ЖЕЛТОЙ, ИЛИ СИНЕЙ,
Между словом и запинкой,
Между кляксой и картинкой.
Много... Или... мало линий -
Там, где нет меня отныне?...

Там, где нет меня отныне -
Я гуляю по дорожкам,
По ЗАРОСШЕЙ СЕРДЦЕВИНЕ,
ПО ЧАСАМ И ПОНЕМНОЖКУ,
В сапогах и босоножках,
По краям, посередине -
Там, где нет меня отныне...

Строфа: семистрочник АБАББАА - редко используемый тип строфы.
Ритм: 4-х стопный хорей
10 10 10 10
10 10 00 10
10 10 00 10
10 10 00 10
00 10 00 10
00 10 00 10
10 10 10 10
Лексика: Многие фразы загадочны, не раскрыты, авторская мысль, тема стихотворения - туманны. Мне хочется большей законченности и ясности в сюжете.

№37.  Теплые пазухи Бога. Андрей Кац Доктор

Неужто лето выпало опять
Из теплых пазух ласкового Бога?
..За бабочкой спокойно наблюдать -
Лети себе, шальная, над дорогой!

И, вдруг, увидеть, как в густой жаре,
Кота, старушка, сгорбленная веком,
Несет, чтобы зарыть на пустыре.
Он был ей самым близким человеком.

А дома - как обычно..Маслом вниз.
Нет ни воды, ни слез, ни Интернета.
Как я люблю тебя, старушка жизнь!
За бабочку.. И, кажется, за лето..
 
Строфа: катрен аБаБ
Ритм: 5 стопный ямб
01 00 01 01 01
00 01 01 00 0 0
01 01 01 01 01
01 00 01 00 01 0
Лексика: без замечаний. Настроение передано, логика мысли - переходы от смысла одних предложений в другие -  нечеткие, но логика понятная, даже  фраза про кота «Он был ей самым близким человеком»  здесь понятна и допустима. Есть поэтический взгляд. 

№38.  В саваннах, в джунглях...Павел Владыкин

Спасенье - там.
Мчит по пятам
Гиппопотам.

Но нету сил...
Чтоб крокодил
Нас проглотил?!!

Мой конь! Краса!
Меня спасай!
Спасайся сам!

Не чуя ног
Мы без дорог...
Но! Носорог!

Ну, будь так добр,
Подай мне дробь -
Семь кобр!

Отстал гепард.
Здесь,в джунглях, пар.
...Сдох леопард!

Сражён кабан.
Вдруг - павиан,
С витком лиан.

Прошли сто бед -
Уж не тебе
Мы - на обед!

ФОРСАЖУ дав,
Летим стремглав.
Удар! - Удав!

Спасенье - там.
Но там: там-там!
И копья... по кустам...

Строфа: трехстрочник на одну рифму ааа – все мужские
Ритм: 2-х стопный ямб, в концевой строке ст-ия 01 00 01-лишняя стопа
01 01
01 01
01 01
Лексика: Игра рифм и формы, стихи на большого любителя - не содержание автору важно, не точность фраз, а только поиск интересных звучаний. «Форсажу дав» - жаргонно... Может быть, «разгону дав»?  Включила в пакет за нестандартность, но судьи, как и я, стихи не оценили.

№39. Скажу про любовь... Гоша Северный

Как-то обычно, банально и просто мы говорим о любви,
при этом (для важности, видно) нахохлившись, как средь зимы воробьи.
Но, будь-то зелёный юнец иль мужчина, или старик ПЛЕШЕВАТЫЙ,
покрытые пылью веков произносят из книги любви цитаты.

Мы выражаем в стихах или в прозе, в общем – при помощи слов
величье любви, но при этом невольно похожи на бормотунов.
Возьмите, и нежность прикосновений, желание, в рифму засуньте-ка,
и от любви, бесконечно огромной, останется, может, полфунтика…

А может быть, пробовать не словами, рассказывать про любовь,
а выдумать что-то совсем иное… на землю пролью КОРОВЬ-
его молока – молока Бога, пред ней развернув млечный путь,
и совпадём мы на этой дороге, не ВЗЯВ ЖИЗНЬ КОРОВЫ НА ЮФТЬ.

И встретятся наши глаза, и захочется что-то сказать о любви,
я подберу нереальность созвучий, став для неё люб ви-
дом, что навек её крепостью станет, не важно, что я немой…
Вырвется крик, как выдох последний, крик, как будто не мой.

Скажу про любовь …

Строфа: сверхдлинная строка без внутренних рифм, катрен с попарной рифмовкой ааДД (1 и 2 строфы), аабб (3 и 4 строфы), держится только на единстве ритма.
Ритм: дольник 7 иктовый (анапест с вкраплением ямба- хаотично)
001 001 001 01 001 001
01  001 001 001 001 001 001
01 001 001 001 01 001 001 0
01 001 001 001 001 001 01 0
В последней строфе игра рифм портит звучание:
Смысл заставляет после «люб» сделать паузу, но вид рифмы вынуждает делать ударение на половинке слога «ви», произнося «люб» безударно…
01 001 001 001 001 001 001
1 001 001 001 01 001 0ц1
0 001 001 001 001 001 01
1 001 01 00 01 01 001
Лексика: интересная,  с использованием  неологизмов, рискованных, но в образных рядах есть смысл. Понравилось наличие авторской мысли в стихах и попытка использовать  образность и нестандартное звучание. Хотя многовато игры с формой - местами форма подчиняет себе содержание, затуманивает его.

№40.  Расставание. Лара Филиппова 

Нет ни радости, нет ни горести...
Расставанье подобно пропасти:
Подойти невозможно к краю.

Подойдёшь - голова закружится,
И сорвёшься, и вдруг разрушится
Всё, что ТЩЕТНО оберегаю.

Отойти - невозможно зАпросто,
Неизвестностью мАнит пропасть та,
Так и тянет и тянет к краю …

Тьма на самом дне, но не видно дна,
И слепит глаза синева одна.
Может быть, не сорвусь, полетаю?

Сколько радости - столько горести.
Расставанье подобно пропасти:
Так и тянет и тянет к краю…

Строфа: шестистрочник: ААбССб с дактилическими рифмами, в последней строке - женская. Использованы  составные рифмы - интересные !
Ритм: логаэд 2 анапест, 1 ямб 
001 000 01 00
001 001 01 00
001 001 01 0

001 001 01 00
001 001 01 00
001 001 01 0
Лексика: без замечаний. Песенная, с использованием рефренов. Но логика мысли в последовательности предложений есть.
«Всё, что тщетно оберегаю» - напрасно оберегаю? Мне кажется, автор подразумевал «тщательно оберегаю», а на рифму легло «тщетно»…

Продолжение http://www.stihi.ru/2013/10/01/7028