Учимся мастерству-5. 2013г

Творческая Мастерская Алкоры
(разбор  техники исполнения стихов, поданных на «Мастер класс -2013»)

http://www.stihi.ru/2013/06/05/2055   Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/09/17/2905   Итоги конкурса

О принципах отбора стихов в пакет для голосования - http://www.stihi.ru/2013/09/03/967

Разбираем  очередные  десять  стихотворений конкурсного пакета.

№41.  Серебряная пуля. Татьяна Дрожко          

Возник маскарадным, нестрашным волком
Мой призрак, мёртвый и вечный.
В серебряной пуле зажат без толку
уставший биться сердечник.

Лелея патрон драгоценной пробы
в ячейке души-обскуры,
желала, чтоб час полнолунья пробил
для пахнущей зверем шкуры.

Я днем в апертуре держала мушку,
А ночью мне выстрел снился..
И местью отсроченной под подушку
Катилась медная гильза.

.. и выли звезды .. мы были квиты..
звенели черные сосны,
и волк, моею рукой убитый
лежал на земле по-пёсьи..

И я запирала на время створки,
Вернувшись под утро в тело,
в неясных глубинах моей подкорки,
не сняв идею с прицела…

А он пришел под картонной маской,
Мой призрак, мой враг, мой принцип.
Не ставшая гибельной явью сказка
теряла свои страницы..

Нелепым «здравствуй», неловким смехом..
Он таял, как снег вчерашний..
Почти бесплотный под волчьим мехом
Не нужный, не мой, не страшный…

Рассыпалось небо солнечной пылью
С утра на мою подушку..
Я сердце серебряной пули вылью
В забавную безделушку.

Строфа: катрен АБАБ, все рифмы - женские.
Ритм: разностопный амфибрахий (4-3-4-3)с хаотичным пропуском одного безударного слога (стопа хорея) - нестандартный ритм, но звучит интересно.
010 10 010 10
010 010 10
010 10 010 10
010 010 10

010 010 10 010
010 010 10
010 010 010 10
010 000 10
Лексика: без замечаний. Есть поэтический язык, есть содержание  и есть подтекст.

№42. Там, где небо касается горизонта... Марина Ширма 

Там, где небо касается горизонта,
Где заря отражается в травах росных,
А ночами луну утешают сосны,
Что ни день, наслаждаться игрою солнца
Всё же буду когда-нибудь, беззаботно.

На опушке, лохматой от игрищ ветра,
Что встречает входящих напевом звонким,
В берендеевой, ветхой совсем избёнке,
С ароматом присутствия тайны древних,
Обрету наконец-то покой душевный.

По тропинке, едва различимой в травах,
К тихой заводи вечно спешащей речки,
Повторяющей контур дороги млечной,
Подбегу на рассвете, воскликнув:"Здравствуй,
Богом данный мне мир для любви и счастья!"

Строфа: пятистрочник АББАА,  все рифмы - женские, не всегда точные, но с учетом длинной строки и разнесения - допустимые.
Ритм: строчный логаэд:  3 анапеста 1 ямб
001 001 001 01 0
001 001 001 01 0
001 001 001 01 0
001 001 001 01 0
001 001 001 01 0
Лексика: правильная. Есть содержательность, есть поэтический язык.

№43. А по скатерти снеженно-кипенной… Алена Качина      

Ночь мятежная... Боже мой, смилуйся...
Беспричинно запахло греховностью...
Ни судьбе, ни тебе не противлюсь я,
Наслаждаясь своей совиновностью....

А по скатерти снежно-кипенной -
Капли красные, видно крепленое -
Наливал мне услады погибельной
Ты небрежно в стаканы граненые.

Не спеша я надену все белое,
Ты - любимый свой фрак поизношенный.
Далеко, в пресловутое "первая",
Мы сбежим хоть на день, растревожены.

С головой, в пряный август мы босыми
Окунемся, беспечными, пьяными.
С серебристыми, сладкими росами
Да полынными рвами-бурьянами...

Одурманены спелыми травами,
Упадем от бессилья постыдного...
Будем долго ШЕПТАТЬ СПЛОШЬ ПРИТРАВЫ мы,
Лишь губами прильнув ненасытными...

А потом... я - навзрыд... о готовности...
Исступленно... до изнеможения...
Чтоб исполнив свой ДОЛГ БЕЗДУХОВНОСТИ,
Завершить свЯтой акт возрождения...

Строфа: катрен  АБАБ с дактилическими рифмами, рифмы отличные, есть составные, авторские
Ритм: 3 стопный анапест 
001 001 001 00
001 001 001 00
001 001 001 00
001 001 001 00
 «завершить свЯтой акт возрождения» - распад ритмического ударения
Лексика: интересная, но есть неточности:
- «шептать сплошь притравы мы» - слово «сплошь» (по смыслу - «все время» )- неудачно, и «шептать притравы»: притравы - это корм, приманивающий животное, а не то, что «шепчут». Можно, конечно, расценивать выражение, как метафору, но … не уверена.
- «долг бездуховности»:   бездуховность - это не долг…

№44. В полночь. Анна-Мария Ситникова 

Царапает метёлкой ведьма небо,
И звёздный дождь струится из прорех –
Гуляет свадьбу в полночь Дива-небыль,
Что с Бесом обвенчалась, знать, на грех!

Сверкают светлячки на шапках гномов,
Для свадьбы накрывающих столы.
Дымок курится. Варево готово,
Осталось бросить терпкую полынь.

Крапива льнёт к приземистой ограде,
Обсыпана любовною пыльцой.
Невеста-небыль в праздничном наряде
Причаливает к пристани…Кольцо

От света лун на пёрышках играет…
Фату из сажи тащит крот-слепыш.
Шатры полны волшебными дарами.
Все гости Беса ждут. Шуршит камыш…

«Да нет же, - скажешь ты, - то ветер веет, -
Окно закрыв, - гроза ползёт, видать».
Не видишь, как кружат над лесом феи
И ведьминым огнём горит вода,

В ветвях дубов поют, смеясь, русалки,
Щекочут в танце злобных упырей,
Шагает по пустым мосткам вразвалку
Жених, что всех ужасней и черней.

Слышны в болотной жиже жабьи крики,
Мышей летучих шорох в вышине.
Вот свадебный букет из ежевики
Бес дарит молодой своей жене…

«Послушай, - скажешь ты, - всё это - сказки.
Там гром гремит, скрипит наш дряхлый дом».
Погасишь свет… Сверкнут кошачьим глазки…
И ты уйдёшь, в дверях взмахнув хвостом.

Строфа: катрен АбАб, рифмы точные, много интересных, редких, хорошо звучащих
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 01 01 0
01 01 01 01 01
01 01 01 01 01 0
01 01 01 01 01
Лексика: правильная, тема с фантазией, яркая; интересная, ироничная  концовка. Удивительно легкий поэтический язык.

№45. Творчество. Владимир Зангиев 

Злобные щупальца молний
город схватили за горло...
Трепетом души наполнив,
хлестко вгрызались сверла

струй дождевых холодных
в спины домов понурых.
Посредством условий ПОГОДНЫХ
вскрылся характер хмурый,

в сущности, скверной природы
мира страстей и страданий.
Мятежная смена ПОГОДЫ
сопутствует духу метаний.

Сложный процесс созиданья
конфликтностью форм бытия
являет предмет испытанья
либидо,- так чувствую я.

Строфа: катрен АбАб, рифма 3 строки переходит на рифму первой следующей строфы.
Ритм: амфибрахий 3 стопный, в первой строке – отрицательная анакруза
 10 010 010
010 010 01
010 010 010
010 010 01
Лексика: правильная. Есть тема, но к концу стихотворения пропадает  поэтический  язык, сменяясь на философский, назидательный. Не понравился повтор концевой рифмы «погоды» и «погодный». Наиболее интересны в стихотворении первые 10 строк, над остальными, мне кажется, стоит еще поработать.

№46.  Подруга-ревность. Алла Волкова 5

Моя подруга-ревность живёт в соседнем доме
И по утрам с собачкой породы дорогой
Играет на площадке. И всё прекрасно, кроме
Любимых глаз, украдкой следящих за игрой.

За завтраком – улыбка и милая беседа…
Кашне поправлю нежно, обычное «пока»…
Холодный душ… Прогулка… Свободна до обеда…
Что нужно в магазине? Пакетик молока…

Задержится с работы и позвонит с тревогой:
Ведь собирались вместе который раз в кино...
Ну, что ж, подруга-ревность, ты снова у порога,
И одинокий вечер стучит в моё окно...

Конечно, он с коллегой по случаю приезда…
Под утро, невесомый, откроет дверь ключом…
Забуду, у какого вас видела подъезда,
И не спрошу опять я сегодня ни о чём…

Строфа: катрен АбАб из полустрок без рифмы, рифмы профессиональные
Ритм: 2х 3 стопный ямб
01 01 01 0/01 01 01 0
01 00 01 0/01 01 01
01 00 01 0/01 01 01 0
01 01 01 0/01 01 01
Лексика: правильная. Яркая тема - автор показывает  взаимоотношения, а не рассказывает о них глаголами действий - умело, ненавязчиво вовлекает читателя в сюжет. Хорошие стихи. 

№47. Прощай, гламурный донжуан! Адела Василой
(Цикличный большой триолет)

Прощай, ГЛАМУРНЫЙ ДОНЖУАН,
Тебя терпела еле-еле...
Не засоряй, МОН ШЕР, фонтан,
Прощай, гламурный донжуан!
Другой я заведу роман,
Пока в своём соку и в теле.
Прощай, гламурный донжуан,
Тебя терпела еле-еле!

У Вас семь пятниц на неделе!
К жене ступайте, под крыло,
Толстеть и слушать птичьи трели.
У Вас семь пятниц на неделе -
В монашки мне идти велели,
Пока Вы тащите ярмо...
У Вас семь пятниц на неделе!
К жене ступайте, под крыло!

Таким как Вы всегда везло -
Мой "план" Вам ОЧЕНЬ ПО НУТРУ!
Хранить обет, всему назло?
Таким как Вы всегда везло!
Клеймили громогласно зло,
ЖУЯ ОМЛЕТЫ поутру.
Таким как Вы всегда везло -
Мой "план" Вам ОЧЕНЬ ПО НУТРУ!

Ну нет, в монашки не пойду,
Свои грехи милы душе!
О чём Вы мямлите, в бреду?
Ну нет, в монашки не пойду!
Не будем дуть в одну дуду!
Сулили рай (не в шалаше)...
Ну нет, в монашки не пойду,
Свои грехи милы душе!

С три короба наврали же!
И где Ваш пресловутый рай?
Вы принц... но из папье-маше -
С три короба наврали же!
Грехов - как девок в неглиже,
У вас их - непочатый край...
С три короба наврали же!
И где Ваш пресловутый рай?

Не лицемерь, и не играй,
Прощай, гламурный донжуан!
Теперь хоть ляг и помирай -
Давно прошёл наш страстный май,
И не вернётся, так и знай!
За словом ты не лез в карман...
Не лицемерь, и не играй,
Прощай, гламурный донжуан!

Строфа: 6 триолетов  абаа абаб, где 1, 2 и 7,8 – рефрен пары строк, 4=7– рефрен (у автора 4=7 не соблюдено в 3-ем и в последнем триолете).  Закольцовка последней строчки триолета с первой строкой следующего, последняя строка произведение = первой строке первого триолета.
Ритм: 4 стопный ямб, мужские рифмы, но в 1-ом и 2-ом триолете есть женские рифмы в четных строках
00 01 00 01
01 01 00 01
01 01 00 01
01 01 01 01
00 01 01 01
01 01 01 01
00 01 01 01
01 01 00 01
Лексика: нормальная, хотя меня совсем не радует  разговорно-шутливый  стиль  речи, где все в одном флаконе: и современный сленг, и  французкие слова русскими буквами, и старые фразеологизмы, и  … много всего разного. Стихи на любителя. Труда в них вложено много (твердая форма триолетов - вносит много ограничений), но … ради чего? В чем смысл? Впрочем, это только мое мнение. Не настаиваю…

№48.  На берегу лесного озера... Светлана Карпук

На берегу лесного озера,
Где суете не побывать,
Волшебным солнечным молозивом
С небес сочится благодать.

Она питает буйство зелени
Над кротко шепчущей волной.
Струятся блики светотенями,
Зовут в какой-то мир иной.

По ряби глянцевой поверхности,
Вздыхающей, как кит, воды,
Листки плывут из томной вечности,
Оставив в ней свои следы...

Слегка трепещет ветер крыльями,
Тростник шуршит ему в укор.
Блистают в темной глади лилии,
Ведут с Вселенной разговор.

Ах, рай земной!.. В одно мгновение
Он опрокинут в небосвод,
И я в том дивном отражении
Качаюсь лилией меж звезд.

А мимо листики-кораблики
Плывут... Куда? Ну, мне ль не знать?
Туда, где отдыхают радуги,
Откуда льется благодать!...

Строфа: катрен: АбАб, где А – дактилические рифмы.
Ритм: 4 стопный ямб, чистый, разностопный за счет концовок рифм
01 01 00 01 00
01 01 01 01
01 00 01 01 00
01 01 00 01
Лексика: правильная, адекватная, поэтический язык, связность темы.

№49.  Боязнь несовершенства. Ольга Рачицкая 

Когда за словом «милый» запятая
Вдруг упадёт в заснеженность листа,
Зачем считаю мысленно до ста,
Как будто бы душе не доверяя?
И нежных фраз пленительная стая,
Готовая вспорхнуть вот-вот с пера,
Уж не летит с чернильного двора.

О, глупый разум! Бойся совершенства!
Оно не даст ни счастья, ни блаженства.

Строфа: семистрочник с кодой  АббААбб  ДД
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 00 01 0
00 01 01 00 01
01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01
01 01 01 00 01

01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
Лексика: правильная. Поэтический слог, мастерство речи. Прекрасные стихи.

№50.  Капкан. Нина Огневая Диамант

Внезапный лязг чуть ржавого металла,
рывок и боль, сковавшая всего...
Его тропа давно родною стала,
беды не предвещало ничего.

Предательски пробила дрожь загривок,
рванул, завыл, превозмогая боль...
Он здесь ходил всегда неторопливо
и знал пути все, поперёк и вдоль.

А зубья глубже проникали в лапу,
тепло и силы забирал металл...
Он никогда не действовал нахрапом
и для себя удобный ход искал.

Всю волчью силу и слепую ярость
как зов к спасению вкладывал в прыжок...
Капкан рвал лапу, силы не осталось,
уйти с тропы впервые он не смог.

А время шло и силы на исходе,
стальная челюсть - ненавистный плен.
С утра он воду пил на переходе
и нюхал в зарослях густой, болотный тлен.

В борьбе за жизнь и сладкую свободу
он землю грыз и ржавый грыз метал,
Но как бы не был он силён в природе,
он кровь терял, и здесь он проиграл.

Взошла Луна и он ей, как подруге,
провыл всю боль, нет больше силы встать,
смертельный вой разнёсся по округе,
и лишь она смогла его понять.

Строфа: катрен: АбАб
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 01
Лексика: правильная. Рассказ в стихах, поэтический язык, насыщенность темы. Прекрасные стихи.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/10/08/7429