Так. А о чем можно говорить еще

Андрей Бертыш Карлсон
"Ей, пошли на сеновал,
Почитаем Канта.
Ты там все с собою взял?
Ой, забыл стакан-то."

А о чем можно, о чем имеет смысл говорить еще. О культуре нейронных сетей? О цивилизации конечных автоматов? Есть чудная тема, которую стоит продавать и в которой, как обычно, для того что бы ее продавать, надо быть — мир-системный анализ.

Я выделяю ядерные процессы и процессы периферийные. Я понимаю, что если бы нейронные сети штамповались в готовом виде, как мощные необученные системы, то они в процессе обучения могли бы уничтожить много себе подобных, да и свой собственный мир, дающий им возможность существования. Если бы нейронные сети не имели враждебной среды, то им не было бы смысла к обучению и к коммуникациям. В своей книге по деревенской магии Папюс характеризует триаду дух, душа, тело как — дух-возничий, душа-лошадь, тело-телега. Если перевести это на современный язык, то дух - это информация, душа - это энергия, тело - это материя. Но этим не исчерпываются все сущности и все явления вселенной. Исчерпываются значимые явления. Приведу пример:
Что происходит в ядерных процессах вселенной, предположить не берусь. Что там есть? Что оно там дает на периферию? Что там, в центре, в точке большого взрыва, с чем конкурирует? С галактикой все уже проще. Ядро галактики - это гравитационный центр. Есть, конечно, физики с их предположениями, но это в данном контексте неважно. Галактика имеет гравитационный центр, где все очень насыщенно. Возможно, настолько насыщенно и настолько конкурентно, что самая биологическая жизнь там невозможна из-за возникающих в результате постоянных столкновений звезд жестких излучений. Процессы идут, пока какая-нибудь звезда не отлетит на периферию в результате бури галактических катаклизмов или не образуется на периферии из остатков звезд-предшественниц. Тут уже нет таких жестких излучений, как в центре. Образуются планеты, и звезда дает им тепло (энергию) точно так же, как ядро галактическое дает мощную гравитацию. В ядре галактики и на звезде биологической жизни нет. Центр, ядро направляет на периферию свой ресурс в виде энергии, материи, информации. На периферии оно все структурируется, осваивается. Далее нечто образовавшееся на периферии может быть вобрано центром. Так страна-клетка может вливать в другую страну ресурс, вынося негативные процессы и явления за рамки своей территории и собирая сливки. Структурирование — процесс затратный. Ядро не просто выносит на периферию затратные процессы, ядро стремится вынести на периферию все, что не является по определению актуальным, на тот момент, трендом, экономя невозобновляемый ресурс времени. На данном этапе это производства и ресурс денег-энергии, каковыми и наполняет центр периферию, выбирая ресурсы из центра и из периферии в разных видах во встречных процессах. Центробежный процесс, центростремительный процесс. Их сочетание меняет ландшафты на всех уровнях и во всех пониманиях. Мы даем игрокам информацию, энергию и материю, и они начинают, конкурируя друг с другом за ресурсы, менять ландшафт и проводить структурирование. Представьте себе дождь после засухи. Все приученное к такому циклу расцветает, радуясь ресурсу.
"Весна. Крестьянин, торжествуя..."

"Как у нас в селе идет
Развитье по спирали.
Что не сперли в прошлый год,
В этот поспирали".
Только эллиптическая орбита.
Только эллиптическая орбита дает циклическую смену центробежных и центростремительных процессов на периферии. Только в рамках циклической смены возможна жизнь, возможно изменение ландшафта от центра и до периферии. Нейронные сети в эволюционной гонке сменяют друг друга. Такова эволюция мемов - эволюция информационных структур на носителях, которыми и являются нейронные сети. Совокупность нейронных сетей сама является обучаемой нейронной сетью. Мертвое не учится. Живое учится, образуя ландшафт, образуя экосистему.
Мемы периферии.
Клетка живет своей жизнью и по своим законам. Ядро клетки несет свою функцию - быть ядром, выпрастывая из себя ресурсы, ставшие избыточными - процесс центробежный. Ядро манит структуры с периферии, притягивая к себе — процесс центростремительный. В сущности, получаем еще один эллиптоид. Центр несет свою обязанность — быть центром. Центр должен быть центром, чтоб собирать в единую систему всю периферию, до которой дотянется. Центр должен быть центром, чтобы система могла быть системой, а не хаосом первичного бульона. Центр делает систему системой. Элементы, из которых состоит система, вызревают на периферии и, если элементы мобильны, то могут стягиваться в центр. Естественно, не надо прыгать в сердце звезды. Центр стремится проконтролировать периферию, уплотняясь. Нейронные сети могут быть наблюдателями процессов. Их наблюдения, при условии наличия языка, могут стать основой для эволюции информационных сущностей (мемов), живущих в том, что называется "общественное сознание". Особи в центре могут иметь проблему с формированием мемов, отличных от доминирующих в ядре, ведь ядро в своем стремлении унифицировать все задает жестко сохраняемый набор диктуемых мемов, в случае, когда ядро и периферия как система состоят из наблюдателей, нейронных сетей. Наблюдатель, нейронная сеть, обладает свойством накапливания информации. Процесс накапливания информации и обучение с точки зрения наблюдателя за наблюдателями - один и тот же процесс. В зависимости от информационной емкости наблюдатель может обладать тем или иным опытом. Согласно своему опыту наблюдатель собой как нейронной сетью принимает решение о ценности тех или иных явлений в данный момент времени с учётом различных сценариев развития, угроз. Опыт диктует наблюдателю тот или иной горизонт планирования. То есть, наблюдатель, исходя из своего опыта, возникшего как продукт существования/наблюдения/обучения формирует горизонт планирования. Обладая горизонтом планирования в отношении явлений, которые на момент оценочных суждений об этом важны, наблюдатель может сделать три утверждения. Мир не меняется, мир меняется к лучшему, мир меняется к худшему. Изменения к худшему наблюдателя не устраивают, а оставшиеся два варианта и приводят нас к тезису о том, что всем наблюдателям в разных пропорциях, при осуществлении разных ролей, в разное время важны стабильность и прогресс. С точки зрения стабильности важна предсказуемость в ином, а с точки зрения прогресса возможности в ином. Видение возможностей зависит от горизонта планирования и предыдущего опыта. Как говорил философ "нет слова, нет и явления". Наблюдатель либо не замечает явление, либо замечает и дает ему языковой маркер. Вариантов немного. Наблюдатели занимаются коммуникацией, обмениваясь языковыми маркерами. Сеть языковых маркеров, реплика, мем. Мем позволяет идентифицировать себе подобных наблюдателей с родственными мемами. Коммуникация позволяет попытаться заразить своим мемом других наблюдателей. Информационная емкость совокупности наблюдателей позволяет поддерживать в актуальном состоянии тот или иной набор мемов. В отношении мемов наблюдатель может формировать оценочное суждение как просто так, так и с точки зрения наблюдения наблюдателя за собой, видения себя. Поскольку нейронная сеть состоит из нейронных сетей, то доминировать в сети на том или ином уровне ландшафта может та или иная нейронная сеть. Являясь наблюдателем, в том числе наблюдателем за собой, нейронная сеть может осознавать себя как доминирующий в данный момент времени фрагмент. Это приводит к тому, что нейронная сеть при своем взаимодействии с другими нейронными сетями видит себя как ту или иную роль. Понятие роли - это понятие Я, когда доминирует тот или иной участок нейронной сети по опыту самой нейронной сети. Информационная емкость нейронной сети ограниченна, а мир безграничен с точки зрения меня как нейронной сети. Наблюдая нечто, нейронная сеть может фиксировать явления на периферии своего внимания, понимая их неактуальность и свою ограниченность.

"Расследуй дело ЮКОСа". В.Графин

А есть ли смысл в расследовании данного дела? Куда как интереснее расследовать дело самой жизни. Куда ни посмотришь, а чувствуется рука творца, заботливая и бережная. Если он и ранее заботился, то есть некая надежда, что он будет заботиться и впредь. Как вот из этих молекул образовалась жизнь? Как из этих мартышек образовалась цивилизация? Синергетический эффект? Переход из количества в качество? Мы живем на берегах рек, на периферии тектонических и галактических процессов. Мы заполняем предложенные ландшафты, и наблюдение заполняет нас этими ландшафтами. Ты можешь смеяться, мой читатель, но я называю это родина. Малая родина с маленькой буквы и безо всякого пафоса. В детстве все проще. Ты смотришь, слушаешь и впитываешь. То, что в тебя входит тебя и формирует. Наблюдатели образуют нейронную сеть. Чтобы судить о нейронной сети в головах наблюдателей, достаточно понаблюдать за большей нейронной сетью, состоящей из самих наблюдателей. Старые наблюдатели уходят из сети, а новые приходят. Все правильно. Часть собственного опыта, не найденного ценным старыми наблюдателями для передачи новым наблюдателям, уходит из сети. Как ведет себя сеть наблюдателей? Наблюдатель сталкивается с явлением/артефактом, наблюдатель фиксирует его у себя в памяти/сознании. При столкновении образуется информационное отображение явления/артефакта. Далее в зависимости от оценки наблюдателем явления/артефакта в сети наблюдателей может образоваться сигнал, содержащий информацию об артефакте/явлении. Информация меняет опыт наблюдателя, если она им воспринимается. Акт передачи сигнала может быть отложен в пространстве/времени. Так, если наблюдатель неопытен или имеет «незамыленый» глаз, то он может инициировать обмен сигналами с другими наблюдателями по принципу "посмотри/расскажи что знаешь о явлении/артефакте". Если другой рассказать не может, то обмен может свестись к "посмотри" с привлечением широкой сети наблюдателей с постепенным искажением и затуханием сигнала. Передавать или не передавать сигнал наблюдателю, диктует собственный опыт и темперамент. В детстве все просто. Когда ты узнаешь о явлениях, то ты еще не знаешь о всяческих «НО», каковыми явление ограниченно. Твой взгляд не замылен. С возрастом взгляд замыливается. Обращаясь к терминологии нейронных сетей, можно сказать, что достигается некое усреднение совокупности сигналов и опыта. Периодически возникающие обмены сигналами и наблюдения за состоянием других наблюдателей усредняет опыт в поколении наблюдателей.

Я всю жизнь свою, как мне сейчас кажется, пытался сохранить незамыленный взгляд, не ради некоей мифической ценности незамыленности взгляда, а просто так уж вышло. Есть более опытные, чем я, в той же теме мир-системного анализа, но вот насколько незамылен их взгляд, это вопрос. О чем я хочу сказать? В фантастике обыгрывается сюжет - герой, отправившись в прошлое, наступает на бабочку и этим меняет свое настоящее. Но наше настоящее - это прошлое наших потомков, и в наших руках решение, наступать ли на бабочку. Мир слабопредсказуем в силу своей открытости в каждой точке. Мы ограничены как наблюдатели, меняющие наблюдаемый процесс. Но еще не поздно что-то решить и о чем-то договориться. Если в мире прослеживается роль творца, то нам надо понять как специалистам, где кончается граница нашей компетенции и нашей сферы ответственности. Искуситель - это сами мы в поисках нового опыта, процесса, каковой в результате отбора стал для нас самоценным. Вернее, мы потомки тех, для кого данный процесс стал самоценным - нейронная сеть наблюдателей, общественное сознание.