Провинциальное соло. 8

Кира Костецкая
Провинциальное соло


 8.
  Дома Ирина Васильевна застала свою 87-летнюю мать Павлу Леонидовну за писанием рассказа под рабочим названием " Клара-волонтёр". Клара была подругой Павлы на протяжение более чем 50 лет. Обе они начинали работу в этом городе учителями вечерних школ. Клара Сергеевна, моложе Павлы Леонидовны года на четыре, ещё бегала на своих ногах по общественным организациям, называя свою деятельность новомодным слово "волонтёрство", так как не получала за свою работу в них ни копейки. Павла же уже как пять лет не спускалась со своего пятого этажа и не выходила из дому по причине перелома шейки бедра. С тех пор Павла Леонидовна была освобождена ото всех обязанностей по дому и проводила свои часы то за вышиванием, то за чтением книг из домашней библиотеки, то за писанием мемуаров, одной из глав которых должен был стать рассказ о подвижнической деятельности Клары Сергеевны, навещавшей периодически подругу и сообщавшей ей новости городской жизни. Несмотря на то, что один глаз уже плохо слушался, не видел и даже закрывался, писание рассказа про подругу доставляло Павле Леонидовне удовольствие и умиротворение.

  - Когда прочитаешь, Ирочка? - спросила она подошедшую к ней дочь, протягивая исписанный лист.
  - Ты обедай, мамуля, а я почитаю, - ответила дочь и проводила мать на кухню, где уже накрыла ей разогретый обед.

  Пока Павла обедала, Ирина Васильевна прочла написанное. Почему-то авторская мысль совершила глубокое отступление в детство Клары, когда её отец, министр образования одной из союзных славянских республик был репрессирован, и шестилетняя Клара его больше никогда не видела. Подобное в те годы случилось и с отцом Павлы, только он был главным инженером на крупном заводе, а Павле было десять лет. Репрессированные и расстрелянные отцы ( им было в этом момент 34 и 37 лет соответственно ) вспоминались дочерьми как былинные богатыри, принявшие неравный, героический бой с чёрными вражескими силами.

  - А когда же ты будешь писать о Кларе Сергеевне, как о волонтёре? - дочь отдала листок матери, довольной, что её творчество востребовано.
  - Чувствую, что ещё не скоро, - ответила Павла Леонидовна, - слишком много всего было в клариной жизни...

  И это было хорошо, что рассказ не заканчивался и Павла была занята, отвлекаясь таким образом от своих старческих хворей.
  - Ты попиши немного, а потом ляг полежи, - посоветовала дочь. - Помнишь, как у Маяковского про деревенских пахарей: "Сидят папаши. Каждый хитр. Землю попашет, Попишет стихи."
  Павла Леонидовна улыбнулась, она знала эту цитату из поэмы "Хорошо", так как тоже, как и Ирина Васильевна, была учителем литературы.


( продолжение следует: http://www.stihi.ru/2013/10/04/4284  )