Несколько слов в защиту Стихи. ру

Олег Бобров-Южный
   В последнее время довольно часто, заходя на странички самых разных авторов, встречаю резко негативные оценки сайта " Стихи.ру". В чём, собственно, дело? Что вызывает нарекания?
   Нарекания справедливы и просты: раздражает раздутый рейтинг, массовый вброс рецензий, некие тайные договорённости о взаимной поддержке, низкое качество номинируемых произведений и т.д.Некоторые претензии даже предъявляются в стихотворной форме.
   Разделяя в целом чувства негодующих, хочу сказать следующее;
   1. Господа! Сайт "Стихи.ру "  -  коммерческое предприятие, приносящее прибыль. Он не ставит перед собой задачи поиска и продвижения талантов. Определив некоторые внутренние правила, продиктованные, кстати, российским законодательством, сайт даёт возможность публиковаться БУКВАЛЬНО ВСЕМ, не нарушающим эти правила.Сайт не отвечает за низкую художественную ценность произведений. Ему, в принципе, это до фонаря, зато у вас есть возможность АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО найти своего читателя.
   Впрочем, если есть желание потратиться, то в зависимости от суммы вы можете издать от пары стихотворений в альманахе до авторской книжки и, я уверен, администрация поможет и с редактурой, и с отбором произведений. Господа, это - бизнес, а не богоугодное заведение.
Вы можете издаться в любом захолустном издательстве, были б деньги. Когда достаточно молодые люди представляются авторами нескольких поэтических сборников, искушённым понятно, что, не являясь членами Союза писателей, они могли выпустить книжки только за свой счёт, и художественная ценность таких публикаций весьма сомнительна.
   2. Если немного окунуться в историю, то окажется, что взаимоотношения людей искусства с миром чистогана всегда были напряжены, а для успешности необходим был тандем "творец - покровитель ", "художник  -  меценат ". Где были бы Ломоносов, Жуковский, Крылов, Некрасов, Есенин, Маяковский и многие другие, если бы не имели высоких покровителей или не выполняли бы социальный заказ? Наверное, там же, где и Пушкин, который, определив для своего "Современника" тираж, если не ошибаюсь, в пять тысяч экземпляров, не нашёл в "просвещённой России" и тысячи подписчиков на литературный журнал. Итог  -  вылетел в финансовую трубу.
   Кстати, в то время его "рейтинг" был весьма невысок; он даже не входил в "топовую" десятку.То бишь математический подсчёт почитателей и тогда не соответствовал литературной и художественной значимости автора.
   Церетели и Лужков  -  показательный успешный тандем. В нём нет ничего нового и шокирующего - рабочая ситуация.
   3.Бестселлер  -  это хорошо продаваемый товар, не зацикленный на художественной ценности.Издание поэзии во все времена было убыточным, поэтому, как правило, часть денег от продажи "бестселлеров" шла и идёт на продвижение поэзии и поэтов, но процесс этот в большой степени зависит от симпатий и вкусов издателя.
   Другой путь  -  средства мецената. В стародавние времена любой не лишённый амбиций куркуль считал хорошим тоном "вкладываться в искусство". Примеров не привожу - их много. Наш же куркуль - современник лишён идеализма и сентиментальности, поэтому лично мне подобные примеры неизвестны.
    Раньше, в додемократии, существовал и третий вариант. Государство, понимая идеологическую силу искусства, делало максимум возможного для поиска талантливой молодёжи по всей огромной стране. Многие писатели выросли из журналов "Пионер", "Юность", "Смена". Было даже учреждено специальное издательство  -"Молодая гвардия" - для молодых и неизвестных. Но тогда государство имело идеологию и нуждалось в одарённых агитаторах. А какова сейчас идеология государства и в ком оно, собственно, нуждается? Так что третий вариант сдох и похоронен.
   Всё вышеперечисленное  - это когда автору ПЛАТИЛИ ГОНОРАРЫ. Фантастика, правда?
   4. О начислении баллов.
   Один из основных демократических принципов в действии; каждый может убедиться в его абсурдности  -  в данном случае количество никогда не определяет качества и не переходит в качество. Но, господа, "Стихи. ру"  -  не поэтический клуб. Для того, чтобы заработать, нужна замануха. Какая? Баллы, номинации, "Народный поэт", "Вселенский гений" и т.д. И если наши люди покупают "красивые" номера на авто, "липовые" корочки, несуществующие важные должности, то почему бы не дать им возможность отметиться на "ниве прекрасного"? Пусть себе!
   Были бы у вас лишние деньги, проанонсировали бы за тыщу слово "ж..а" и подсчитывали бы очки, сидя в тепле. И так несколько раз в месяц  -  пуркуа па? Умному человеку всё это до лампочки.
   Что касается вброса голосов и рецензий. Послушайте, если власть во время выборов позволяет себе и вбросы, и давление, и дешёвую интригу, не стесняясь праздновать "убедительную победу" при явке граждан менее трети, то почему этого нельзя поэтам? Или кто-нибудь отождествляет их творческие сентенции с их же личными принципами? Или, может быть, кто-нибудь думает, что поэт. который сюси-муси про любовь, никогда не бил или не оскорблял женщину? Бросьте, не берите в голову  -  это просто социальные технологии.
   5.Последнее и  -  главное. Вы можете представить себе полмиллиона людей? Я могу представить сто тысяч  -  В Тбилиси был построен первый в Союзе стотысячный стадион "Динамо".Полмиллиона я себе представить не могу. Армия. Армия поэтов "Стихи.ру".
   Скажу честно, с обидами и без обид, поскольку владею темой. В додемократические советские времена 98% от названного числа не дошли бы даже до порога редакций и издательств, из оставшихся и попавших внутрь такой же процент развернули бы и отсеяли дядечки и тётечки  - редактора: в отличие от нынешних, они были людьми строго-заточенными, - мимо них не то что мышь, таракан бы не проскочил. По крайней мере средний уровень произведений был достаточно высок, и вопросов по элементарной технике стихосложения не возникало. В Царскосельском лицее была, знаете ли, такая учебная дисциплина - основы стихосложения. Нынешней же России, судя по всему, не то что полумиллиона поэтов не надо - десяток наилучших для неё - непосильная обуза.
   Стихи. ру  -  срез нашего общества, где есть свои шустрилы и олигархи, честные работяги и высокие художники, фавориты и проститутки. Каждый использует СВОИ СРЕДСТВА для
достижения СВОИХ ЦЕЛЕЙ. Иной, смотришь, и полусотни стихотворений не написал, а уже засветился на десятке сайтов, поучаствовал в никому не ведомых международных конкурсах, посудействовал в каких-то невразумительных жюри, поприсутствовал на чтениях  -  когда успел? И, конечно же, сопутствующий апломб.
   Но, чёрт возьми, так было, есть и будет всегда! И, как всегда, время всё расставит по своим местам.
   Пишите и публикуйте! Не можете писать  -  не пишите! Не считайте баллы и не следите за рейтингами. Верьте в свои силы и разум. Дорожите своим кругом читателей, как дорожу им я. Это ваши слушатели и собеседники. Это  -  ваши критики и, следовательно, учителя.
   У меня  -  свой круг дорогих мне людей. Мы нашли друг друга на Стихи. ру.Это очень хорошо.