Тавтограмма в стихосложении

Геннадий Маков
   Сказанное ниже относится к теоретическим основам стихосложения, и, по моему мнению, может быть интересно для людей, пишущих стихи.
   Тавтограммой называется текст, каждое слово в котором начинается с одной и той же буквы. Тавтограммы пишут и в виде стихов, то есть с использованием рифм и ритмики.
    Казалось бы тавтограмму, также как и, например, акростих можно было бы отнести к некой забаве, отнести к желанию поупражняться, выставив своему творчеству дополнительные сложности, но поневоле при этом несколько отойти от собственно поэзии.
    Действительно, можно спросить: для чего стиху нужны дополнительные ограничения? Но, позвольте спросить - а для чего стиху нужны такие ограничения, как рифмы и определённая ритмика? Более того, мы постоянно видим, что стихи постоянно впадают в созидание всяческих структур, из которых повторы - структура наиболее часто встречаемая.
    Многие отмечают, что стихотворный текст является значительно более информативным, чем текст прозаический, но откуда эта свобода размещения информации появляется, при таких-то ограничениях?

    Ответ на этот вопрос хорошо известен, но я всё-таки повторю его. В тексте, дополнительно структурированном в плане его выговаривания и звучания, требования к семантике и грамматике текста могут быть существенно ослаблены в сравнении с требованиями к речи прозаической. Делается это прежде всего для того, чтобы ослабить, затуманить, или даже совсем убрать однозначный номинативный смысл произносимых слов, а привлечь внимание читателя к словесным ассоциациям. Появляется возможность разместить в тексте  семантический бред, в понимании прозаическом, сделав при этом тот же текст куда более ёмким при поэтическом его прочтении.
    Вместо знакомых всем основных цветов - красный, зелёный, синий, вместо привычных слов с их однозначным и номинативным смыслом, появляется поэтическая речь, составляющая материал поэтического искусства, появляются полутона и оттенки.
   
    Вернёмся к обсуждению тавтограмм. По моему мнению они указывают не просто на баловство, в них можно найти подтверждение той теоретической основы стихосложения, о которой говорилось. В обычном стихотворении его атрибуты - рифмы и ритмика, выполняют очень интересную функцию, это было только что сказано - они затуманивают прямой смысл слов. Слух может и не искать прямого смысла сказанного, а, наслаждаясь красотой звучания, искать некую аллегорию. Кроме того, благодаря рифмам и ритмике стихи могут быть густо наполнены тропами, и читатель не будет воспринимать такую речь как бред.
   С другой стороны, в тех местах, где стихотворная речь уклоняется в сторону прозы, прямой смысл слов понимается более чётко, создавая семантический акцент.
    Поэтому, например, в верлибре "густые" тропы создают, на мой взгляд, трудно понимаемый бред, верлибр поэтому следует писать проще, ближе к прозе. Это - моё личное мнение, и многие пишут верлибр так, что читать трудно, думаю, это нехорошо.
    В подтверждение своих слов могу обернуться и в другую сторону, в сторону тавтограммы. Тавтограмма накладывает очень сильные, дополнительные, ограничения на текст. Читатель хорошо чувствует эту дополнительную структуру, поэтому автору предоставляется уникальная возможность густо замесить в тавтограмме тропеический бред. Не надо стремиться к семантике, не надо создавать как можно более осмысленный текст, как делают это почти все, кто пишет тавтограмы - из этого получается только фокус, и не более того. Задача другая - попытаться передать в этой форме настроение. То есть, достичь не игрового, а действительно, поэтического уровня.

   У меня есть небольшой опыт написания тавтографических стихов, вот он, простите меня, уж как сумел, но попробуйте и вы.


                весеннее

Весенней влагою влеком,
Вертя весло в водовороте,
Войду в Вас в вялоголубом...
    Вы внутрь войдёте?

Внутри - вселенский Вавилон,
Вдогонку выпали валеты,
Вон - вурдалаки, ведьмы - вон,
    Вы все воспеты.

Вас васильками вознесу,
Вдохнув в весенние владенья -
Войти в весну, влететь в весну
      Возникновенья.


                зимнее

ЗвездАми запорошено, звездАми заморожено,
     Занесено, завьюжено,
     Застолблено, застужено.

     Зинь - зинь, зинь - зинь,
     Звук звездосинь.

Значки запали за забор -
Змеятся звёздно-золотые,
За застывающий зазор
Зашли закаты зоревые.

       Зон - зон, зон - зон,
       За зимний звон.


            Нянюшка

Называлась нянюшкой, начинала няньчиться,
Называла новыми несмышлённых нас,
Ничего не надобно - не на нас назначится,
На ночь наколдованный нянюшкин наказ.

Не на нас накидочку
Надевала наскоро,
Не на нас, на наледи ночью намело,
Настная - ненастная,
Незаметна ниточка,
Не признаться на людях,
И белым бело.

---
в последних строках вы видите отступление от тавтограммы, это, как я уже говорил, создаёт семантический акцент. Хотя, какая тут семантика? Настроение между тем передаётся.

   Тавтограмма, как элемент поэтического текста используется и в "обычных" стихах. Вот стихотворение Бориса Фэрра, стихотворение в котором тавтограммы, и тоже на букву "н" вы можете заметить.
   http://www.stihi.ru/2011/06/23/804

   Акростих, в отличие от тавтограммы не создаёт ощущаемой при чтении дополнительной структуры. Эта структура зашифрована и спрятана, и она не поднимает звуковой тонус текста, поэтому она просто создаёт препятствие, не возмещая его поэтическими возможностями. Поэтому рифму, ритмику и тавтограмму мы можем назвать естественными элементами стиха, а структуру акрхостиха назвать искусственным элементом. Правда, этот элемент не налагает таких трудных ограничений, которые налагает тавтограмма, и поэтому акростихи писать не намного труднее, чем стихи обычные.
   Мы с вами заговорили о структурных элементах естественных для поэзии и структурных элементах искусственных, как бы пришлых и не входящих естественным образом в звучание стиха. Такие элементы осознаются семантически и могут создавать некий общий смысл, однако они могут и мешать очень сильно.
    Рассмотрим в этом плане такую структуру на венок сонетов. По моему мнению так называемый "магистрал" является искусственным элементом, он очень мешает и мало чего создаёт, тогда как повторы последних строк в первых строках следующих сонетов венка - элемент совершенно естественный и в поэтическом плане продуктивный.
     Мой опыт и рассуждения на эту тему вы можете посмотреть здесь.
   http://www.stihi.ru/2009/09/14/6265

  Спасибо за внимание.
28.09.2013