Чай в осенних сумерках

Маштаков
Ну, что же ты, надежда вечная,
Не приходила так давно?
Осенним дождиком зачерчено,
Уже закрытое oкно,
    Как будто печь уже натоплена,
    Как будто ужин разогрет,
    И речь к любимой приготовлена,
    Только любимой нет, как нет.

Обжёгся? Или только кажимость,
Что кружка чая горяча?
Слова любви друг другу скажем мы,
Котомка соскользнёт с плеча,
    И залетают быстро ангелы,
    Любовь у сумерек отняв,
    И упадём мы будто со скалы,
    Сердцебиение уняв.

И прикоснувшись к вечной жалости,
Предвосхищая звездопад,
Попросим Бога, - ну, пожалуйста,
Перенеси меня назад,
    Туда, где лодочка качается
    В призывно голубой волне,
    Туда, где счастье не кончается,
    Где ты сказала это мне.

И будет длиться эта кажимость,
Переливаясь теплотой,
И голоса услышим даже мы,
О щёку опершись рукой,
    Услышим треск в печи пылающей,
    Увидим сполохи огня,
    И поглядим уничтожающе
    Я на тебя, ты на меня.
   
В подзатянувшемся молчании,
В густом настое пряных трав,
Свои желанья замечаем мы,
Сердцебиение уняв,
    Забрезжится надежда прежняя
    Через туманное давно,
    Дождём зачертится небрежно так
    В осенних сумерках oкно.
_______________

Уважаемые читатели, поскольку для меня, помимо удовольствия от самого процесса, интересны и всякие теоретические высказывания по поводу стихосложения, хочу прокомментировать этот текст.
  Форма. Текст построен на большом количестве повторов, придающих ему черты мысленного рассуждения. Имеется также охватывающие текст семантические повторы, образующие вложенные друг в друга кольца.
   Содержание. В нашем сознании существует слой жизни реальной, и слой жизни мыслимой, воспоминаемой и воображаемой. Эти слои трудно разделить, трудно понять, где одно переходит в другое, но заметно, как они движутся друг относительно друга. Вот это движение реального и воображаемого я хотел изобразить.
    Способ написания. Имеется два способа написания стихов - автор ведёт строку, или - строка ведёт автора. Стихотворение написано вторым способом - строки возникают из подсознания, чему я целенаправленно следовал. Кольцеобразные структуры стиха возникали также целенаправленно и естественно - новые восьмистишия возникали в середине того, что уже было в первом приближении готово, и стих при этом как бы расширялся. При этом, помимо движения слоёв сознания, вовнутрь поместилась некая история любви, закончившаяся расставанием и упрёком по поводу такого окончания.
     В тексте заметен символизм, например, "котомка" - символ бродячей неустроенности; имеется звукоподражание - "в призывно голубой волне" слышится лёгкий шум этой самой волны. Имеется и шаблонная рифма - качается, кончается, но я таких рифм не боюсь, более того, я этот шаблон ещё и обыграл, добавив туда cтоль же шаблонное счастье - получился даже и не шаблон, а некая стилизация, и это в общем-то оправдано, поскольку описывается работа подсознания, а оно, увы, не всегда предлагает нам обязательно нестандартные решения. Что принять, а что не принять - выбирает, естественно, автор. Вот мне и показалось. что можно.
    Звуковое единство стиля создаётся неточными, но, зато, глубокими и выразительно выговариваемыми рифмами. Кроме того, каждое восьмистишее в звуковом, в грамматическом и в семантическом плане закончено и обособлено. Это склоняет стихотворение в сторону если не песни, то речитатива, и мелодия этого речитатива явно слышна.
     Вот такие интересные наблюдения за процессом стихосложения. Возможно вам, уважаемые читатели, не понравится общий стиль именно этого стихотворения -  но я пишу и совсем другие стихи, каждый раз нужно уловить стиль, того, что возникает, и не противиться ему, поскольку сие, как говориться, не от нас зависит.
--------
ДОПОЛНЕНИЕ

Понравилось.
Только два рядом стоящих "Как будто"-не очень.
Мурашко Андрей   14.02.2018 20:43   Заявить о нарушении / Удалить

Андрей, повторы в поэтической практике самое обычное дело.
Хорошо, когда поэтическая речь не является описанием некого действия, а сама этим действием является. Данный текст представляет собой размышление на тему "как это было бы, если бы ты пришла". В этом контексте фразы не появляются сразу в законченном виде - "как будто печь уже натоплена, и поздний ужин разогрет", а продумываются, как бы делая несколько попыток с одного и того же места.
Сравните оба варианта. В тексте ощущается живое изображение, а не литературное его описание.
Но и второй вариант, я считаю, возможен. Поскольку эффект повтора сохраняется. Только теперь повтор переходит строкой ниже на союз "И":
И поздний ужин разогрет,
И речь к любимой приготовлена,
Но не иначе. Без повтора будет хуже.
Всё же, пусть остаётся, как в тексте. Спасибо за замечание. Мнение со стороны всегда полезно. Даже если не соглашаешься с ним, то оно наводит автора на ценные для него размышления.
С уважением. Дмитрий.
Маштаков   14.02.2018 23:03   Заявить о нарушении / Удалить

автору видней)
Мурашко Андрей   14.02.2018 23:55   Заявить о нарушении / Удалить

Тут есть ещё такое рассуждение теоретического плана.
Стихи отличаются от прозы своеобразной интонацией чтения, называемой монотонией.
И пока текст соответствует норме, то есть идёт в рифмах и ритме, уловленными читателем в самом начале текста (говорят о создании инерции прочтения), то текст идёт вполне в этой интонации, затуманивая нарративную семантику своим звучанием.
Однако поэзии свойственно иногда отступать от нормы, и тогда на этих местах интонация произнесения возвращается к обыденной речи. При этом возникает семантический акцент.
Сверхсхемное ударение на первом слове сочетания "кАк бУдто" как раз этот акцент создаёт. Тем более, что этот акцент ещё и повторяется.
Но что же собственно акцентируется? Акцентируется по-существу основная мысль - происходящее происходит "как-будто", то есть воображается, а не происходит на самом деле, воспринимаясь, тем не менее, вполне как реальность.
Этого нужно было достичь не прибегая к прозаизмам типа "мне показалось" или "я вообразил себе".

Дмитрий, здравствуйте!
Такое встречается часто и для меня до сих пор остается загадкой, что это: простая небрежность или какой-то неведомый мне смысл. Я о вашей восьмой строке. Явный сбой ритма, ударение на первый слог. Причем это легко исправляется простой перестановкой слов: "тОлько любимой" - "любИмой только".
Почему вы написали именно так?
Артур Леонидович Исаков   16.02.2018 22:53   Заявить о нарушении

Артур, так действительно бывает. Установленная норма в стихах иногда нарушается.
Автор обычно делает это интуитивно, но литературоведы видят в таком нарушении приём и объясняют суть его тем, что в результате, прочтение того слова, на котором происходит нарушение, выделяет слово из монотонного звучания речи. Это слово как бы выпадает из общего потока и произносится с другой интонацией. Обычно, с интонацией более прозаичной и акцентирующей это слово.
В данном случае это слово ТОЛЬКО. Акцентируется ситуация - всё приготовлено, но вот ТОЛЬКО! Сравните, если слова переставить, то такого акцента не будет, и стих потечёт плавно. Излишне плавно, на мой взгляд.
Интересно, что даже без этих специальных приёмов в обычном тексте можно найти акцентирование отдельных слов:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку ЗАНЕМОГ,
Он УВАЖАТЬ себя заставил
И лучше ВЫДУМАТЬ не мог.
Не правда ли, ЭТИ слова с двумя ритмическими ударениями на каждом из них (пиррихии) мы выделяем интонацией и слегка подчёркиваем их смысл при чтении этих стихов.
Конечно, приёмом не следует злоупотреблять. Иногда отступления от нормы читателю представляются неоправданными, а критик указывает на неумение автора, называя подобные нарушения плавного течения стиха "корягами". Иногда критик бывает прав.
Маштаков   17.02.2018 01:25
_______