Последний Орфей

Светлана Бестужева-Лада
26 марта 1963 года телевизионный  эфир взорвался «Бухенвальдским набатом», прозвучавшим со сцены  Кремлевского Дворца – исполненным никому тогда не известным двадцатилетним певцом с изумительным по красоте и силе голосом, мгновенно ставшего известным  всей огромной стране. Его блистательный талант десятилетиями дарил людям добрый свет любви и красоты и продолжает дарить и поныне, согревая сердца. Такой  талант - благословенный дар небес - не  может  уйти в забвение,
Как важно  помнить, чтобы новые поколения открывали это великое имя, чтобы не покидал нас свет   далекой,  но всегда прекрасной звезды по имени  МУСЛИМ МАГОМАЕВ. 

Совершенно искренне, без особого пафоса Муслима Магомаева называли золотым голосом эпохи. Той, которая ушла, но благодаря его песням живет в сердцах миллионов поклонников. И если не всякий из молодого поколения помнит его имя, то почти каждый слышал «Луч солнца золотого…» из «Бременских музыкантов» в исполнении Муслима Магомаева.
Певец не просто обладал божественно красивым необыкновенным голосом, в каждую песню он вкладывал частицу собственной души. Будущий народный любимец, которого в прямом смысле носили на руках, имел удивительный по красоте и пластике голос. 
Мальчик родился 17 августа 1942 года в известной азербайджанской семье: дед, в честь которого и назвали новорожденного, был пианистом, композитором и дирижером. Отец не вернулся с фронта, погиб за несколько дней до победы. Мать Муслима – Айшет Кинжалова – была драматической актрисой.
Род Магомаевых берет свое начало из старинного чеченского села Старые Атаги. В Чечне Муслима Магомаева всегда считали своим, а имя его знаменитого деда, выдающегося чеченского и азербайджанского композитора Абдул-Муслима Магомаева и сейчас имеет широчайшую известность.
В то время когда сверстники Муслима играли машинками и оловянными солдатиками, он ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром.
Любовь к музыке в семье Магомаевых передавалась от поколения к поколению. Сын композитора Магомет Магомаев был театральным художником, любил петь, сам себе аккомпанировал на рояле.
Сам Муслим Магомаев так писал об истории своей семьи и своей национальности:
«…А потом в моей жизни зазвучали чеченские мотивы - своеобразное попурри из концертных успехов, гастрольных набегов на аулы под скрежет старого автобуса, двухнедельного молчания из-за того, что пропал голос… - пишет Муслим Магомаев. - Естественно, они познакомились и со мной, потом стали предлагать мне поехать поработать в Грозненской филармонии, посмотреть родину моего прадеда Магомета.
Здесь надо рассказать об одной легенде, которая сохранилась в нашей семье. В прошлом веке знаменитый горец, герой Шамиль, шёл со своим войском по Северному Кавказу с прекрасной миссией - объединить все кавказские народы. Он брал малых детей из одного селения и перевозил в другое - делал межплеменной, межнациональный замес, в который совсем ещё несмышлёным мальчишкой попал и мой прадед. Откуда Шамиль привез его, никто не знает. Для меня это не столь важно. С таким количеством кровей, что перемешаны во мне, я по самой природе своей интернационалист.
Потом мой предок оказался в Грозном, где был кузнецом-оружейником, жил в маленьком домике на улице Субботников (так она называлась в то время, когда я работал там, а Грозный был столицей тогдашней Чечено-Ингушетии).
Кем был мой прадед по национальности — неизвестно. Давно умерла родная сестра деда Маликат. Когда я расспрашивал её о происхождении нашего рода, она только хитро улыбалась и отговаривалась легендой о Шамиле… Как-то я участвовал в очередном концерте в Кремле, посвящённом то ли государственному празднику, то ли какой-то годовщине. Обычный концерт высокого уровня, куда приглашали артистов со званиями «народных». Я был уже человек известный, и многих интересовала моя родословная. После выступления вышел в фойе, вижу группу, в центре которой Махмуд Эсамбаев о чём-то увлечённо рассказывает. Увидел меня:
- Мы о тебе, Муслим, говорим. Скажи им сам, кто ты по национальности.
- Азербайджанец.
- Как азербайджанец?! - Махмуд от удивления аж свою знаменитую папаху заломил.
- Так. Если ты хочешь сказать, что я чеченец, то я не могу это утверждать с полной уверенностью, потому что сам не знаю. Зато я точно знаю, что родина моя - Азербайджан, я там родился. Эта земля меня вскормила. В Баку я получил образование и стал тем, кто я сейчас есть…
Как можно считать человека чеченцем только потому, что его прадед когда-то давно жил в Грозном? Махмуд ненадолго обиделся, но потом наша дружба возобновилась. Человек он обаятельный. И великий танцор…»
Сам Махмуд Эсамбаев вспоминал об инциденте с присущим ему юмором:
 «Я его спрашиваю: «Как ты, горец, мужчина, можешь отрекаться от своих предков, от отца, деда? Зачем ты всем говоришь, что азербайджанец?» Муслим возразил: «Но я же родился и всю жизнь прожил в Баку!» А я ему говорю: «Ну и что?! Если я родился в гараже, я что теперь - машина, что ли?!»
А вот фрагмент из воспоминаний о Муслиме известного чеченского писателя Хож-Ахмеда Берсанова:
- Я работал в Министерстве культуры ЧИАССР, когда впервые познакомился с Муслимом Магомаевым. Это было в начале 60-х годов. Один журналист, по-моему, это был Башир Чахкиев, привел в мой кабинет молодого человека и представил его. «Он – чеченец, и очень хорошо поет». Парень был молод, от силы лет двадцати, он немного смущался. Но когда мы прошли в зал заседаний, где стоял рояль, и обычно проходило прослушивание молодых певцов, юноша громко и уверенно запел. Как сейчас помню, это была ария Фигаро из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро». На голос молодого дарования сбежались сотрудники министерства. Даже под окнами прохожие останавливались и слушали «золотой» голос, льющийся из окон министерства. Явился и сам министр культуры. Когда ему сказали, что певец - внук композитора Абдул-Муслима Магомаева, он спросил:
- Ты сын Магомета?
Услышав утвердительный ответ, он крепко обнял парня.
Как выяснилось, министр был знаком с отцом Муслима - Магометом Магомаевым, который работал театральным художником в Грозном. Бросив работу в театре, он ушел на фронт и погиб за несколько дней до Победы. Кстати, своего отца Муслим никогда не видел. Но он посвятил ему очень трогательную песню…
Был еще один момент. Вчерашние «бандиты» (не зря все-таки «сестра деда Маликат только хитро улыбалась»), только что вернувшиеся из ссылки, слишком быстро восстанавливали свою культуру и искусство. «Два гения в искусстве – Эсамбаев и Магомаев – на один маленький народ, это уж слишком!» - наверняка, решили «наверху» и сделали все возможное, чтобы Муслим покинул республику».
Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил:
- Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать.
Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру и уехала в Вышний Волочек, а сына оставила на воспитание дяде – Джамалу Муслимовичу Магомаеву. Дом дяди Джамала навсегда стал для мальчика родным, а сам дядя заменил ему отца и деда.
«Всю жизнь дядя Джамал казался мне домашним Иваном Грозным, суровым к себе и другим, - писал Муслим Магометович. - Однако эта строгость была как бы прикрытием его доброты… Он словно стыдился быть сентиментальным. Из породы государственных мужей, полагал, что нельзя быть добрым открыто. Но я–то знал, что ближе, чем я у него на свете никого не было и не будет. А любить он умел – нутром, сердцем, немногословно, скупо. Такое у него было сердце – всё там умещалось, и сила и слабость».
Главное дело его жизни началось с итальянского фильма «Молодой Карузо». На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы: трофейные, старые и новые. Он продолжал учебу в музыкальной школе, но увлечением стало пение.
Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор Бакинской консерватории виолончелист В. Ц. Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».
Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956-м перешел в Бакинское музыкальное училище, где до 1960 года учился у преподавателя Александра Акимовича Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Исидоровны Кретинген.
Муслиму было восемнадцать лет, и уже в эти годы юноша пользовался бешеным успехом у девушек. В музыкальном училище он познакомился с однокурсницей, красавицей с романтическим именем Офелия, и решил на ней жениться. Бабушку Муслима это так напугало, что она спрятала паспорт любимого внука, чтобы тот «сдуру не женился».
Не помогло
«Беззаботная юность кончилась - я влюбился, - вспоминал Муслим Магомаев. - Все как в песне: я встретил девушку, полумесяцем бровь... Мы стали встречаться. Дядя и тетя, зная о моем увлечении и зная мой характер, почувствовали неладное. Но по своей природной деликатности дядя Джамал не решался затевать со мной мужской разговор, а я еще не считал нужным открываться дяде. И вот в один прекрасный день у меня исчез паспорт. Похоже, это была рука бабушки: она вовремя уловила опасное мгновение - мы с Офелией как раз решили пожениться. В нашем дворе жила некая Ольга Каспаровна Чарская, в прошлом известная исполнительница старинных романсов. Она была весьма общительная женщина и, если что-то рассказывала, то кричала на весь двор. И вот бабушка спрятала мой паспорт именно у нее, так как понимала, что дома я все равно разыщу его. Соседка, в силу своей общительности, не могла долго хранить доверенную ей тайну, и все кончилось тем, что я каким-то хитрым способом вернул паспорт….Мы с Офелией расписались, ничего и никому не сказав. Я поставил перед фактом свою семью. Реакция сдержанная, думал, будет хуже. Бабушка была расстроена, а погрустневший дядя ворчал:
- Хочешь быть самостоятельным? Хорошо, давай попробуй, ты уже взрослый. Но имей в виду, будешь плакаться - не поймем.
Я стал жить в семье Офелии. Ее отец, человек интеллигентный, ученый-химик, работал в Академии наук. Был он деликатный, скромный, а теща... Теща есть теща. Все получалось по закону семейных качелей. Очень скоро началось выяснение отношений. Мне надо было кормить нашу маленькую семью, пришлось срочно устраиваться на работу».
Брак оказался хрупким: родня жены считала, что Муслим должен, не щадя себя, зарабатывать много денег. Песнями же зарабатывать практически не удавалось. Наконец, Муслим был принят в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО. Но после этого, Офелия стала тяготиться сумасшедшим гастрольным графиком супруга: она хотела, чтобы муж всегда был рядом с ней с ней. Увы…
«С ансамблем мы ездили по разным городам, в том числе и по курортным. Везде был успех. В ансамбле мне платили по тем временам прилично. Гастрольная круговерть отвлекала меня от домашних неурядиц. Из поездки возвращаться домой не хотелось, разыгрывать роль благопристойного семьянина не позволял характер».
По приглашению друзей вместе с Офелией Муслим переехал работать в Грозный, на родину прадеда. Солиста Грозненской филармонии ждал успех. Но…
«В продуваемых всеми ветрами гостиницах мы кормили клопов... Я напростужался в разъездах по аулам, наорался в горах так, что у меня пропал голос. Нашли для меня в Грозном хорошую врачиху - специалистку по иглоукалыванию. Через две недели от ее иголок или от молчания голос вернулся. Я запел. Но Офелия не выдержала такой нашей жизни и уехала домой, в Баку».
Через несколько месяцев  в Баку вернулся и Муслим, но не в семью Офелии. Он  поселился у сына одной из сестер бабушки.
«После отъезда Офелии из Грозного в Баку я решил, что наша совместная жизнь закончилась, но, узнав, что жена ждет ребенка, вернулся в ее дом. У нас родилась дочка (1961 год), мы назвали ее Мариной... Но наша семейная жизнь не получалась... Впоследствии мы расстались...»
«Что тут сказать? - со вздохом вспоминал Муслим Магомаев об этой странице жизни. - Мальчик в 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Но я благодарен тем временам - наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу, чтобы не травмировать Марину… Жить мне стало совсем невмоготу. Меня стали заставлять где-то зарабатывать деньги. А я знал одно: мне надо петь в оперном театре, пусть в маленьком. А от меня ждали, что я уйду в какой-то коллектив, где больше платят. Но самое невыносимое — вечные причитания: «Из тебя не выйдет хорошего мужа»…. Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего…»
Сейчас Марина вместе с супругом Александром Козловским и матерью Офелией живут в США, в Огайо. У них растет семилетний сын - Ален, внук Муслима. Кстати, отец зятя Геннадий Козловский был другом Муслима, вместе они даже написали две песни.
Марина была очень близка с отцом, а Муслим бесконечно ценил дружеские отношения с дочерью. Хотя Марина окончила школу как пианистка, и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Отец с нежностью говорил:
- У меня прекрасная дочь Марина, уже взрослый человек. В свое время дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии: видно из-за меня в семье жены появилась аллергия на музыку. Марина с отличием закончила школу как пианистка, ей прочили прекрасное будущее музыканта, она потрясающе играет с листа... Но профессиональным музыкантом дочь не стала. Решила найти себя в другом. Я не имел права что-то навязывать ей, давать советы, а тем более вмешиваться в ее судьбу. У нас с ней дружеские отношения, и я бесконечно ценю это...
…Если бы она жила со мной... Впрочем, как она могла жить со мной, ведь я очень долго вел скитальческую жизнь? Да и с ребенком на руках я был бы не свободен в творческой жизни. Так сложилось - Марина не стала музыкантом… Я убеждал дочь бросить свою географию, идти в консерваторию. Выступала бы со мной в концертах, аккомпанировала…»
Бакинскую консерваторию по классу пения Муслим закончил только в 1968 году, после двухлетней (1964 – 1965) стажировки в Миланском Оперном театре «Ла Скала», когда он уже триумфально прогремел с «Бухенвальдским набатом», блистательно провел первый сольный концерт в Москве в Концертном зале им. П.И.Чайковского, стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета, много выступал на концкртной эстраде и был уже всесоюзно известен.
Однако предложение перейти в труппу Большого театра Муслим Магомаев не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но… отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.
Так что в жизни «золотого голоса» были не одни только розы – и шипов случалось предостаточно.
В конце 1960-х, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у ансамбля донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тысяч человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов.
За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна, и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось поводом для… возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.
Когда об этом сообщили выступавшему в парижской Олимпии Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжелое положение его родственников в СССР.
Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Нет худа без добра: использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил бакинскую консерваторию.
Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР Юрий Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.
Вскоре Муслим Магомаев снова оказался во Франции – в Каннах, где проходил очередной Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий. Его пластинки разошлись фантастическим тиражом в 4,5 миллиона экземпляров. Певец из СССР получил «Золотой диск». Незадолго до этого он получил первую премию на фестивале в Сопоте. Следующие несколько лет были годами побед на различных творческих конкурсах и музыкальных фестивалях, где публика аплодировала Муслиму стоя.
У Муслима Магомаева всегда были полноценные зарубежные гастроли. Из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта он первым поехал в США. А в 31 год был удостоен высшей награды – звания народного артиста СССР, почти сразу вслед за званием народного артиста республики Азербайджан. Он стал самым молодым в истории Народным артистом СССР. Между прочим, певец никогда не состоял в ВЛКСМ и не был членом КПСС – тоже беспрецедентный случай.
Магомаев не любил антрактов – предпочитал петь на одном дыхании, признавался, что если разгонится, то ему трудно бывает остановиться. В первой части концерта он исполнял классику, а во второй радовал слушателей популярными песнями и зарубежными хитами. Он стал одним из первых, кто начал в СССР их исполнять.
В шестидесятые и семидесятые годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (русские романсы, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: «Низами», «Поёт Муслим Магомаев» и «Москва в нотах». Сам он - автор более 20 песен, музыки к фильмам и театральным спектаклям. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца, и даже написал книгу об этом певце.
Голос Магомаева — яркий, звучный баритон с каким-то особенным, неповторимым тембром. Кроме того, талант и профессионализм певца позволили ему шагнуть далеко за пределы обычного баритонового репертуара. Так, например, при исполнении русской народной песни «Вдоль по Питерской» («коронного» номера Шаляпина) голос Магомаева звучит как бас-баритон. Магомаев спел куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст» (предназначенные для баса) и артистично воссоздал этот образ на сцене. В таких песнях, как «Вернись в Сорренто», «Скажите, девушки», «Гранада» и другие голос Магомаева имитирует теноровую технику пения.
Кроме прекрасной техники вокала, Магомаев обладал чрезвычайно выигрышной сценической внешностью и манерами. Элегантный, красивый, высокий, всегда стройный и подтянутый, с царственной осанкой, в элегантном костюме, с длинными ногами, с крупными цепкими кистями пианиста, с крупной же головой, то гордо откинутой, то меланхолически склонённой, с пронзительным взглядом горящих чёрных глаз, он при появлении на сцене моментально завладевал вниманием всех зрителей.
Стиль пения Магомаева — это всегда точная подача и филировка звука, чёткая дикция, тщательное построение вокальной фразы, точно угаданное настроение песни. Палитра динамических оттенков чрезвычайно богатая, от строго академической, патетической и торжественной до сентиментальной и даже интимной манеры.
Магомаеву были органически присуще благородство, огромное внутреннее достоинство, сочетающееся с ярко выраженным холерическим темпераментом. Будучи всесторонне образованным человеком высочайшей художественной культуры, Магомаев прекрасно понимал национальную специфику любой песни — русской, итальянской, немецкой, азербайджанской.
Почти пятнадцать лет - с 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по стране.
В личной же жизни все было непросто. Большой любовью Магомаева в 1960–70-е годы стала музыкальный редактор Всесоюзного радио Людмила Карева. На этот раз официального оформления отношений не было. На гастролях их отказывались селить в одном номере. Как-то Магомаев на банкете рассказал о своей проблеме министру внутренних дел Щелокову. Тот выдал справку:
«Брак между гражданином Магомаевым Муслимом Магометовичем и Каревой Людмилой Борисовной прошу считать фактическим и разрешить им совместное проживание в гостинице. Министр внутренних дел Щелоков».
 Но и этот союз оказался не навсегда.
С главной женщиной всей жизни, оперной певицей Тамарой Синявской, Магомаев познакомился в 1972 году, когда она еще была замужем. У них вспыхнул страстный роман, но затем влюбленные расстались на два года, сочтя подобные отношения ошибкой. Она уехала на стажировку в Италию, но он звонил ей каждый день, ждал возвращения. Лишь спустя какое-то время судьба вновь столкнула их на гастролях. С тех пор они не разлучались. Объездили множество стран, вместе гастролировали. С нею он летал в Америку – встретиться с дочерью и внуком Алленом, которого обожал.
«У нас с Тамарочкой прекрасные отношения, - говорила в одном из интервью Офелия, вторично вышедшая замуж уже за границей. - То, что нас с Муслимом связывало, - было давно. Она же не уводила у меня мужа. Они встретились после нашего развода. Да и Марина ей как дочь. Она с внуком часто ездила к отцу...»
Его уход со сцены в 1988 году был удивителен и уникален. Никаких юбилеев, долгих проводов и сборных концертов. Он предпочел коллекционировать старое кино, рисовать картины и общаться с поклонниками по Интернету. Мог часами просиживать за компьютером, записывая новые композиции, делая аранжировки или просто отвечая на вопросы посетителей личного сайта. О прекращении выступлений Муслим Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определенное время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда, несмотря на то, что Муслим Магомаев курил всю свою взрослую жизнь. Он не жаловался на здоровье, но иногда попадал в больницу, проблемы с сердцем давали о себе знать.
Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Тем не менее, одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года. Словно предчувствовал…
Муслим Магомаев умер 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца, на руках у своей супруги Тамары Синявской. Соболезнования по поводу кончины подлинно великого артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии. Своё соболезнование выразили и многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали Муслима Магомаева и работали вместе с ним.
28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, прошла церемония прощания с певцом.
29 октября… В зале Азербайджанской Государственной филармонии, в центре сцены, на постаменте, убранном белыми розами, установили закрытый гроб. Вдова - Тамара Синявская - с трудом сдерживает слезы. Ее успокаивает президент Азербайджана Ильхам Алиев. Рядом навзрыд плачет Марина. Она из-за проблем с визой не смогла приехать на прощание с отцом в Москву, а прилетела сразу в Баку. Ее поддерживает муж - Алекс.
Офелия очень хотела поехать на похороны, чтобы еще раз увидеть человека, которого так любила в молодости. Но осталась в США с внуком, говорят, здоровье не позволяет совершать дальние перелеты.
В тот же день он был похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан».
Тамара Синявская, вдова легендарного певца, категорически запретила рассказывать семилетнему Аллену о смерти его дедушки. Аллен очень любил своего дедушку и родные боялись, что для ребенка известие о его кончине станет сильнейшим стрессом. Аллен, у которого есть еще имя Муслим, пока не знает, что больше никогда не увидит своего доброго и великого дедушку…
Через год состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.
14 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение «об увековечении памяти Муслима Магомаева». Согласно распоряжению, на доме, где проживал певец, 6 июля 2011 года установлена мемориальная доска, а одна из школ столицы названа именем Муслима Магомаева.
В Москве 25 октября 2009 года был открыт концертный зал имени Муслима Магомаева в Крокус Сити, в  октябре 2010 года прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева, а памятник замечательному певцу был установлен и торжественно открыт 15 сентября 2011 года в сквере напротив здания посольства Азербайджана в Москве.
                *                *                *
Он жил, отдавая себя без остатка семье, сцене, поклонникам, любимому делу. Оставил после себя творческое наследие эпохи, которая все-таки никуда не ушла, ведь память о ней жива, а Муслим Магомаев так и остался вне времени.