Сердце в груди Обзор Леонида Пивоварова

Светская Хроника
Такое ощущение, что вновь надел судейскую мантию. Посерьёзнело "выражение морды лица", появился металл в голосе, желудок радостно заурчал в предвкушении авторской крови...

А у вас разве не так? Тогда поделитесь добротой! А я уж по старинке, подобно Васисуалию Лоханкину, который  "... стоял у  открытой
дверцы буфета, спиной к кровати, и громко чавкал. От нетерпения
и  жадности  он  наклонялся, притопывал ногой в зеленом носке и
издавал носом свистящие и хлюпающие  звуки..."
Посвищу, похлюпывая, и я! Итак...
----------------------------------

1. ЛЕДИ ДОЖДИК «Разные мысли»

При голосовании первого тура я поставил рядом с номером этого стихотворения цепочку восклицательных знаков. Это у меня обозначает что-то вроде ПЗС. Я терпеть не могу досужие разговоры о душе (особенно в стихах), ибо  слово "душа" каждый понимает по-своему. Не знаю, что понимала под этим словом Люба (хотя "изгнать из души", скорее – идиома), но мне стихотворение показалось исключительно душевным. Однако при внимательном прочтении заметил то, чего не замечал раньше.

Технически не идеально. Многовато личных и притяжательных местоимений. 
"Тут" в третьем пятистишии – явно лишнее. Или "и тут", выделяя это слово смысловым акцентом, или просто молча выбросить.

2. МАРГАРИТА ШУШКОВА  «Карусель»

Очень понравилось.  Прежде всего – непринуждённым тоном. Такое впечатление, что автор беседует с читателем и внимательно следит за его реакцией; умело, за счёт смены интонаций  поддерживая интерес к разговору. И, конечно, стихотворение очень украшают заимствования из самых разных источников, заимствования, которые придают стиху лёгкий иронический оттенок. По крайней мере, я так увидел...

3. ПОЛОНИНА ИРИНА    «Плотогонка»

Какое море эмоций! После чтения стоишь как оглушенный...
И ни одного напрасного слова, все до единого бьют точно в цель.
На небольшую техническую помарку не хочется обращать внимания, тем более, что она легко исправима. Но всё же...
"Ощущая, как мнёт тело жадно мужик" – строка явно трудночитаема."Мнёт тело" – два "т" подряд плюс спондей, или что почти то же самое – ДВА УДАРЕНИЯ подряд на значащих словах в обычной трехдольной силлаботонике. .   
4. ЛАНА ГРИГ  "По ниточке"

Получился изысканный коктейль – сочетание лимерика, который по традиции должен быть стёбным, и нежнейшей сказки про Дюймовочку-Мальвину-Белоснежку. Так сказать, трогательная трагикомедия... И всё это в мягких тонах, без малейшего перебора и без фальшивых нот. Просто образец гармонии!

5. БАСТРАКОВА АРИНА   "Маэстро"

Интересная, нестандартная тема. Тем обиднее некоторые детали, нарушающие  логику повествования, а порой просто вводящие в недоумение.
Ну как можно понять такую цепочку: "начисто обкурен, плохо выбрит, взгляд прекрасен" ? И никакого тебе разделительного союза, ни "но", ни "хотя", ни даже более мягкого "а"!
А это место : "...что смычок, не зная остановки, заставляет скрипку бредить болью, струны пробудив движеньем ловким"?
Что у нас, смычок – садист и ловкость ему нужна лишь только чтобы причинять боль несчастной скрипке? И вообще, зачем переключать внимание со скрипача на его смычок, описывая второстепенные детали?
Гуляние по временам (настоящее, прошедшее и снова настоящее) разрушает цельность картинки. И в заключении – настоящий ляпсус. Почему Всевышний в случае, когда его скорбь заработает, должен  именно ослепнуть, а не сойти с ума, например, или не оглохнуть?..    

6. ТАТЬЯНА ВАСИЛЕВСКАЯ  «За встречу»

Недавно читал обзор (не помню, чей именно). Там автор обзора написал, что давать на конкурс стихотворения, отсылающие ещё куда-то, не слишком этично и попахивает неуважением к голосующим или к арбитрам. Я не столь категоричен в этом вопросе, и почитать стих глубоко мною уважаемого, несомненного мастера слова Алексея Котельникова  – для меня не напряг, а удовольствие.
Но вернёмся к стиху Татьяны. В целом он хорош, и явился достойным ответом (если угодно – подражанием) стиху-первоисточнику. Мои придирки небольшие  и, пожалуй, слишком субъективны. Этих придирок две, и обе касаются  тавтологии, похоже, что явно демонстративной. "Астрозвёздное" – первая из них. И игра слов "...свилась  кольцом круговая порука, на «круги своя»...) тоже показалась мне надуманной. Но всё это мелочи. Главное – настроение, а тут оно – на высоте!         

7. ЛЕОНИД ПИВОВАРОВ   «Тост для вечно молодых»

"Беня знает за облаву". Помните, откуда это? 
Так и я... Думаю, за этот стих скажут другие. А место я определю сразу. Естественно – шестнадцатое. И вновь цитата, на этот раз от капитана Жеглова. "Твой номер –  шестнадцатый..."

8. СВЕТЛАНА МОИСЕЕВА 5    «Шарф»

Вообще-то я не жалую стихотворения на скорбные темы, стихотворения, основная цель которых – выжать слезу. Ну не верю я, что такое возможно написать с ходу, и это чудо никогда не потребует редактирования и шлифовки, мучительного подбора САМЫХ ТОЧНЫХ слов и наиболее осмысленной их расстановки. Уж не говорю о ритме и рифмах...
Книжку Маяковского "Как делать стихи" я прочитал ещё в детстве. Видал и до черноты испещрённые поправками рукописи Пушкина. Поэтому, читая резюме многих стихирских авторов, что стихи им нашёптывает Бог или Муза, лишь ехидно ухмыляюсь.
Но стихотворение "Шарф" мне понравилось, ибо тут не обнаружил первостепенной цели многих опусов – выжать из сердобольного читателя слезу. Здесь просто описываются нелёгкие думы пожилой женщины, познавшей немало несчастий, и смерть сына – лишь одно звено этой печальной цепи. Пожалуй, главное, но всего лишь одно...
Стихотворение сдержанное,  не кричащее, и этим оно мне тоже нравится.
Единственное замечание – неуместное слово "истома", которое никак не вяжется с тоской. БТС утверждает, что "ИСТОМА – чувство приятной расслабленности". Других значений у этого слова нет.

9. АННА КОРНЕТ   «Дикие лебеди»

Отличный стих. Все слова точны, все нюансы точно выверены. Ну что здесь сказать, когда мастерство видно невооружённым глазом...

10. КСЕНИЯ ВИНИЧЕНКО   "грустное"

Прочитал восторженные рецензии к стиху. Наконец-то понял, что я ничего в стихах не понимаю.
Я этот стих отметил в своём шорт-листе, но сейчас у нас не 70 стихов, а всего 16, и требовательность должна быть другая. Мне нравится многое у Ксении Винниченко – и чувство языка, и тонкое чувство ритма, и ироничность. Но именно в этом стихе все авторские достоинства ДЛЯ МЕНЯ перечеркнула выбранная автором форма – абсолютно неструктурированная, а для меня так вообще сумбурная.

Может, мне стоит потренироваться на скорочтении, на скороговорках... Или смириться, наконец, со своим тугодумием. Ну не способен я прочесть и оценить почти три десятка строк без единой точки, без заглавных букв, без разбиения хоть на какие-то фрагменты! Понимаю, что сейчас такие веяния, что так сейчас модно, но... Я и в молодости не шибко следовал моде, а носил то, что нравится, читал, что нравится и поступал, как считал нужным. Что же говорить о нынешнем времени...
Простите, Ксения, но выискивать в этом потоке слов интересные мысли и образы (а я уверен, что они там есть в достаточном количестве) я не намерен. Да и не смог бы...

11.  СЕРГЕЙ ХАРД   "Женское счастье"

Неплохое стихотворение. Тема не нова, но автору удалось внести что-то своё.
Мне бросилась в глаза строка "Ты испил жизни боль, взял до самого донца..." Во-первых, плохо читается – два ударения подряд, да еще техническая инверсия ("испИл жИзни боль). А во-вторых, рифма "солнце-донце" не намного лучше "осени-просини", после Маяковского употреблять её – себя не уважать.
И вторая у меня непонятка. Если централы возникли после 1905 года (а как не верить автору?), то при чём здесь декабристки? Даже в качестве метафоры это упоминание как-то не очень...

12. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2   «Миледи»

Я ещё во время первого голосования решил, что это стихотворение – лучшее во всей подборке. Ничто не поколебало моей уверенности до сих пор. Здесь  есть всё – и эмоции, и техника, и виртуозное владение языком. Но, пожалуй, главное – совершенно неожиданный авторский взгляд на всем известную литературную и киношную героиню.

13. МАРИ СОЛОМИНА «Новопассит»

Компактное и миленькое стихотворение. Я просто растаял от ненавязчивой авторской иронии и такого же мягкого юмора.
Замечание одно – штиль никак не связан с потеплением, а если эту связь рассматривать как замысловатый троп, то он мною воспринят не был. 

14. ТАТЬЯНА ДАВИДЕНКО  «Первая любовь Бабы Яги»

Как говорится, ничего плохого не могу сказать кроме хорошего. Аж настроение поднялось! Но с ужасом думаю – какие мучения меня будут ожидать, когда стихи придётся распределять по местам. Тантал отдыхает, а  заодно с ним и Сизиф!

15. НИКА ГИР    "Размышления о сокровенном"

Это – единственное стихотворение из всей финальной подборки (конечно, сюда включено и моё), которое я не выбрал на предварительном этапе. Вроде бы всё гладко, всё правильно, но не несёт никакой новизны и потому не трогает. По моему глубокому убеждению, техника должна играть вспомогательную роль. А техника ради техники хороша только в упражнениях. Хотя и по технической реализации у меня есть претензии, но не буду их озвучивать, дабы не огорчать автора.

16. ОСЕННЯЯ РАПСОДИЯ  «Влюблённый волшебник»

Ай, какое миленькое стихотворение! И маленькое, и миленькое!
Случайно это или нет, но наш дивертисмент из 16 номеров я покидаю с отличным настроением. Все молодцы, а доныне не знакомой мне Осенней Рапсодии – отдельный респект!
    
-------------------
А сейчас приступаю к самому сложному и, на этот раз, малоприятному занятию. Упорядочиваю слонов перед раздачей...
Когда-то у меня в доме на пианино стояли 7 слоников, и расставлять их было сплошным удовольствием – все они были разного размера и различить их можно было "на глаз" – без линеек и прочих штангенциркулей. Но за прошедшие десятилетия многое изменилось – я отрастил бороду и заболел графоманией, пианино рассохлось и нашло своё место на мусорном полигоне, слоники тоже куда-то подевались... К тому же слоновье поголовье существенно увеличилось. Но расставлять всё же придётся. 
Пожелайте же мне удачи в этом нелёгком деле!..