Комментарий к Новому лесному кладбищу в Стокгольме

Елена Албул
" В 1915 году молодые архитекторы Асплунд и Леверентс победили в конкурсе проектов на постройку нового кладбища в Стокгольме. Северный ландшафт, уникальная архитектура и украшения стали примером для кладбищ во всём мире, и с 1994 года это кладбище занесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО."

Эти строчки из путеводителя говорят о кладбище с непроизносимым названием Скугсчюркогорден всё - и, в то же время, ничего. Просто создаётся ощущение, что добраться туда всё-таки надо.

Добирается мало кто из путешественников и никто из туристов, для которых Стокгольм ограничивается Старым городом и парком "Скансен". Но тот, кто всё-таки здесь оказался, получает ошеломляющие впечатления, причём само ошеломление наступает после того, как ты с кладбища уже ушёл. Кладбище от тебя не уходит.

Суть проекта заключается в том, чтобы, не нарушив ландшафт ни на йоту, сделать образы природы доминирующими и созвучными переживаниям посетителей. Но этого мало: путь от входа - к крематориям, от крематориев - к часовням, оттуда - к прощальному месту для развеивания праха устроен таким образом, что ощущения людей во время этого пути трансформируются от скорби - к примирению со своей потерей. И дело не в том, что кладбище украшено шедеврами великого шведского скульптора Карла Миллеса ("Гермес" перед московским Центром международной торговли тоже его работы), не в архитектуре находящихся там зданий, а в том, что такая, казалось бы глубоко личная вещь, как надгробие, превращается там в часть природного ландшафта. Фактически, кладбище - это огромное поле с предусмотренным местом для медитации и развеивания праха и чистый сосновый лес с невысокими памятниками без оград и цветов, которые воспринимаются совершенно природными деталями. Поэтому медитативная прогулка в этом монохромном величественном парке для многих - обычное дело.

Но шведы не были бы шведами, если бы в практичности своей не предусмотрели здесь и все нужды живых. Поэтому, кроме обычных - и очень удобных - удобств, в самом центре территории есть милое и уютное кафе с меню и путеводителями на всех языках...

И вот, разбираясь в своих впечатлениях, видишь три их последовательные фазы. Сначала - лёгкое разочарование: ехать далеко, слово ЮНЕСКО настраивало на какую-то музейность, а её нет и в помине, перед тобой только лес да поле. После двухчасовой прогулки, сидя в кафе - среди могил практически - приходишь в глубокую задумчивость. А на обратном пути к выходу на тебя сам собою снисходит медитативный покой.

А ещё через пару недель выясняется, что при слове Стокгольм первое, что всплывает в памяти - это сосновый лес и поле с вязами. Новое лесное кладбище.

Я попыталась выразить эти свои впечатления в стихотворении "Новое лесное кладбище в Стокгольме" http://www.stihi.ru/2013/10/08/9807. Нужно ли было его комментировать - не знаю. Но мне захотелось написать эти небольшие заметки для того, чтобы читатель, если доведётся ему побывать в Швеции, не пропустил это место. Оно того стоит.