Всё дело в шляпке?..

Игорь Лебедевъ
Памяти Ольги Аросевой.

Народная артистка России Ольга Аросева скончалась на 88-м году жизни в Москве.

Статья была написана к 85-летнему юбилею.

85 лет Ольге Аросевой.

Неужели этой прекрасной даме 85? «Не может быть», - скажет любой, кто хоть один раз видел Ольгу Александровну на сцене или по ТВ, ну хотя бы в роли пани Моники в знаменитом Кабачке «13 стульев».

Рождение.

Младшая дочь известного большевика, писателя и дипломата Александра Аросева родилась в Москве, но первые годы жизни провела в Швеции, по месту командировки отца.
Между прочим, первые три дня новорожденная девочка жила под именем Варвары - так зарегистрировал ее счастливый папа. Однако по требованию мамы Варвара благополучно превратилась в Ольгу, и остается ею по сию пору. В роду Аросевой был польский аристократ, был усмиритель вольнолюбивых поляков Муравьев-вешатель, имелся купец первой гильдии и, конечно, не обошлось без актеров. Надо сказать, что и две её старшие сестры тоже актрисы.

Мать.

Ольга рано осталась без матери, мама просто бросила своих трех дочерей на руках отца-дипломата и уехала с возлюбленным на Северный Сахалин.
Легкомысленная, эксцентричная и наивная, мама Ольги Аросевой была родом из польских дворян. Ольга Вячеславовна Гоппен окончила институт благородных девиц и хотя не испытывала враждебности по отношению к советской власти, но и приспособиться к ней никак не могла. Ольга Александровна вспоминает, как в голодные послевоенные годы колдовала над салатом из трески с картошкой, а мама, лежа на диване, суфлировала: "Обязательно приготовь соус сабайон..." Сама она готовить никогда не умела(!)  Но очаровательные странности не помешали Ольге Вячеславовне добиться, чтобы после ареста бывшего мужа ей отдали дочерей, которые прежде жили с отцом. Кажется, она даже встала на колени перед высокопоставленными чекистами. И она вымолила своих дочерей у чекистов: в детский дом девочек не отправили.

Ранние проявления актерского таланта.

Еще со времен пражского детства (там Оля также находилась вместе с сестрами и папой) выяснилось, что Оля Аросева - прирожденная актриса. Как-то раз, посмотрев "Трехгрошовую оперу", она изорвала и нарезала лохмотьями платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой-чешкой (кстати, из богатой чешской семьи) отправилась просить милостыню на знаменитую пражскую лестницу, рассказывая изумленным пражанам трогательную историю, будто бы мама их оставила(что было 100% правдой), а папа денег не дает. Дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: на следующий день во всех пражских газетах появились заметки «Дочь советского дипломата собирает подаяние». (Нищих в те годы в Праге просто не было.) Отец поговорил с Олей и на этом «выступления» талантливой юной актрисы на время прекратились. Но зато наступила любовь к театру! Да, именно в то время. Ведь мудрый папа не стал строго наказывать свою дочь, а отвез всех троих своих девочек в Вену, в настоящий и прекрасный театр, Венскую оперу! Счастью Оли не было предела! И даже спустя много лет она помнит ту самую ложу, где они смотрели волшебный спектакль в Вене вместе с папой и сестрами.

Первая роль и первый поклонник.

Уже в Москве Оля дебютировала в школьном театре. Она сыграла японского шпиона, которого задерживает бдительная пионерка. Вместе с первой ролью появился и первый поклонник; мальчик ухаживал очень оригинально - регулярно срывал с объекта своего поклонения зимнюю шапку и забрасывал на дерево. Это повторялось несколько раз. Но однажды «кавалер» поплатился: решительная Оля вылила на его белобрысую голову пузырек чернил, а незадачливому поклоннику пришлось ходить в школу, к радости одноклассников, с фиолетовой шевелюрой.

Первый гонорар.

Как ни странно, к театру первый гонорар Оли отношения не имел. Однажды, по пути на стадион, где наша героиня занималась гимнастикой, к ней подошел невысокий человек не слишком примечательной наружности и предложил написать ее портрет. Он заплатил ей как настоящей натурщице. Человека звали Николай Ромадин. Художник. Результатом их дружбы стали два великолепных полотна, которые потом, став взрослой, Ольга Александровна выпросила у художника. Старик-художник не хотел отдавать картины, т.к. привязался к Ольге и боялся, что, получив свои портреты, она перестанет его навещать.

Оля и Сталин.

В 1935 году состоялась встреча будущей актрисы со Сталиным на авиационном параде в Тушино, куда Олю и сестру Елену взял с собой отец. Сталин удостоил девочек своим вниманием, попросил стоявших с ним рядом соратников пропустить детей вперед, чтобы им было лучше видно, и подарил Оле цветы. Об этом случае сёстры дали интервью в газету «Комсомольская правда». Тогда же И.Сталин спросил Олю: «Когда твой день рождения»?  Она ответила, что 21 декабря.  Сталин засмеялся и сказал: «Очень хорошо! Тогда я тебя приглашаю на день рождения! У меня он тоже 21 декабря. » Оля стала тайком готовиться, собирать деньги  и в день рождения Сталина пришла к входу в Кремль, прижимая к груди завернутый в газету подарок — голубую гортензию в горшке. Охрана была очень удивлена, гортензию вырвали из горшка, землю просеяли, но ничего не обнаружив подозрительного, стали разговаривать с ребенком. «Куда ты идешь?» «Меня пригласил на день рождения товарищ Сталин». Охрана куда-то позвонила и через некоторое время Оле сказали: «Товарищ Сталин просил передать, что он очень занят». Когда Оля вернулась домой, отец спросил, где она была. Удивлению его не было предела, когда девочка ответила: «Ходила на день рождения к товарищу Сталину.»

В 1937 году отец был арестован и репрессирован. Матери, у которой к тому времени была другая семья, удалось вернуть дочерей себе. После казни отца (в 1938 году) юная Ольга не побоялась написать Сталину письмо о том, что не верит в виновность отца, и, не получив ответа, решила не вступать в комсомол.


Юность и война.

Ранняя юность Ольги совпала с войной. Именно тогда молоденькая девушка поступила... в цирковое училище. Она мечтает быть лихой наездницей, но…всех лошадей, как на грех, мобилизовали на фронт. Новоявленная циркачка не отчаивается - с энтузиазмом жонглирует и ходит по проволоке. Параллельно с цирковым училищем Оля успевает посещать десантную школу, и совершенно неизвестно, чем бы это всё кончилось, но свойственный Аросевой с детства страх высоты, мирно дремавший на арене, просыпался во время тренировок по прыжкам с парашютом. Девушка буквально цепенеет от ужаса и её отчисляют.
…зато со 2-й попытки принимают в театральное.

Театр.

Природная непосредственность и восхитительный авантюризм, присущий Ольге, сыграл поворотную роль в ее судьбе. В Москве проездом из эвакуации гастролирует ленинградский Театр комедии под руководством замечательного режиссера и художника Николая Акимова, и туда (о чудо!) набирают актрис. Ольга Аросева, студентка младших курсов, пришла показаться, была встречена благосклонно и, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное, "просочилась» в труппу театра. Затем Ленинград, где Ольга провела пять счастливейших лет, освоила азы профессии, играла с изумительными ленинградскими актерами. Здесь она впервые вышла замуж и здесь... угодила под суд - когда по недоразумению не явилась на спектакль, а тем самым его сорвала.

Всему приходит конец. Причем хорошему - быстрее, чем хотелось бы. Николая Акимова сняли с должности, вменив в вину космополитизм. Он стал изгоем. Отреклись все, за исключением двух человек: Бориса Смирнова (он впоследствии успешно играл Ленина во МХАТе) и нашей безалаберной, отчаянной, безоглядной Ольги, на удивление преданной тем, кто ее "вывел в люди". В Ленинграде ей больше делать было нечего, и она вернулась домой, в Москву.


Театр сатиры

В Москве Ольга Аросева поступила в Театр сатиры, где работает и сегодня. Она - актриса определенного амплуа, но этим не тяготится, а, посмеиваясь, говорит: "На первых курсах в силу худобы мне давали играть лирических героинь, потом природный юмор победил".
Аросева сегодня собственноручно устраивает антрепризы и разъезжает со спектаклями по городам и весям, вплоть до Америки. Она сама рассказывает в интервью, с каким восторгом  её встречают соотечественники за рубежом. Один господин даже упросил её прогуляться с ним под ручку по Брайтону, чтобы «другие обзавидовались».

Но, скорее всего, Ольга Александровна понимает, что благодарной публике она милее в образе эксцентричной пани Моники из Кабачка «13 стульев» и простодушных героинь рязановских комедий, поэтому не ломает рамки собственного амплуа. Тем более что в разные времена оно позволяло работать в пьесах Островского, Эрдмана, Бомарше, Грибоедова, Кальдерона...

Кстати, несмотря на неслыханную популярность, Аросевой долго не давали звание: диплом она получила лишь к своему 80-летию. А в военные и послевоенные годы она так и не доучилась. Из дипломов было только удостоверение об окончании курсов водителя троллейбуса. В 2000 году, отмечая 75-летие и полвека работы в труппе, Ольга Александровна приехала в театр за рулём троллейбуса — как её героиня в фильме "Берегись автомобиля". Ведь именно по настоянию режиссера Эльдара Рязанова она и окончила эти курсы перед съёмками этого фильма.

В 1969—1971 г.г. Ольга Аросева была актрисой Драматического театра на Малой Бронной. Затем снова работа в Театре Сатиры.

Всё дело в шляпке…

Ах, да мы забыли о шляпках… Ольга Александровна всю свою сознательную жизнь коллекционирует и носит дамские шляпки. За все прошедшие годы  их набралось изрядное количество. Но они ей не мешают, а помогают сохранять молодость и обаяние!..


Звания и награды:

• Орден Почёта (27 ноября 1995)
• Лауреат приза «Серебряная маска» (1976, Конкурс актёров московских театров)
• Заслуженный деятель искусств Польши (1976)
• Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1977, за театральную работу)
• Народная артистка РСФСР (1985)
• Лауреат Государственной премии России
• Приз «Золотой стул Остапа Бендера» (Одесса, 2001, в номинации «Ретро. Лучшая передача и героиня»)
• Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 декабря 2000)  Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 декабря 2010)

Фильмография и работа на телевидении(работы на телевидении помечены звёздочкой *):

• 1948 — Драгоценные зёрна
• 1949 — Великая сила
• 1951 — Белинский
• 1953 — Беззаконие
• 1954 — Мы с вами где-то встречались — Девушка в красном
• 1954 — Ревизоры поневоле
• 1955 — Гость с Кубани — Надя, секретарь Загорянской МТС
• 1955 — Урок жизни — Рая
• 1956 — Безумный день — Секретарша Миусова
• 1956 — Это начиналось так…
• 1957 — Девушка без адреса — соседка
• 1959 — Аннушка — Мать Вовки
• 1959 — Обнажённая со скрипкой — Черри-Мэй Уотертон
• 1961 — Морская чайка
• 1962 — Яблоко раздора — Домаха
• 1963 — Короткие истории
• 1963 — Наследники Рабурдэна — Мадам Воссар
• 1964 — Всё для вас — Пирожкова
• 1966 — В городе С. — Мария Павловна Чехова
• 1966 — Не самый удачный день
• 1966 — Берегись автомобиля — Люба
• 1968 — Встречи на рассвете — Софья Васильевна
• 1968 — Интервенция — Мадам Ксидиас
• 1968 — Трембита — Парася
• 1969 — Жди меня, Анна
• 1969—1981 — Кабачок «13 стульев» — Пани Моника*
• 1970 — Взрыв замедленного действия
• 1970 — Два дня чудес
• 1970 — Переступи порог
• 1971 — Алло, Варшава! — Маша из Одессы
• 1971 — Большой янтарь — Жермена Павловна, секретарь жюри конкурса
• 1971 — Старики-разбойники — Анна Павловна Суздалева
• 1971 — Шельменко-денщик — Аграфена Семёновна
• 1973 — Невероятные приключения итальянцев в России
• 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях — Тётя Люся
• 1981 — Семь счастливых нот
• 1982 — Предел желаний
• 1990 — Голос памяти (документальный, памяти А.Папанова)
• 1991 — Графиня — Дама
• 1993 — Твоя воля, господи!
• 1994 — Нам всё ещё смешно — Модельер
• 1995 — Будем жить
• 1997 — Старые песни о главном 2 — Пани Моника*
• 1997 — Корабль двойников — озвучивала роли
• 2000 — Афинские вечера — Анна Павловна Ростопчина
• 2000 — Нам — 75! (камео)*
• 2003 — Козлёнок в молоке — Кипяткова*
• 2003 — Приключения мага (сериал)*
• 2004 — Даша Васильева-2
• 2005 — Самая красивая (телесериал)
• 2005 — Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… 2 (эпизоды «Плечо любимого, или Квартира в обмен на мужа» и «Самооборона для женщин») — Галина Сергеевна, соседка Аллы*
• 2007 — Путейцы (камео)*
• 2008 — Самая красивая 2 (телесериал)
• 2009 — Книга мастеров
• 2010 — Сваты 4  — Мать Ольги Николаевны

Участвовала в сюжетах для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш»:

• 1965 — «Фитиль» № 35, сюжет «Булочка с маком»
• 1965 — «Фитиль» № 39, сюжет «Командировочный»
• 1966 — «Фитиль» № 47, сюжет «Карусель»
• 1967 — «Фитиль» № 60, сюжет «Тяжёлый случай»
• 1968 — «Фитиль» № 72, сюжет «Обчистили»
• 1972 — «Фитиль» № 117, сюжет «Нокаут» — Супруга жильца
• 1973 — «Фитиль» № 135, сюжет «Жизненный опыт» — озвучивала роль
• 1975 — «Фитиль» № 157, сюжет «День закрытых дверей»
• 1979 — «Ералаш» № 22, сюжет «Прощай, Вася!» — Инспектор милиции


Озвучивание мультфильмов

Работа в мультипликации с 1960-х годов. О.А. Аросева считается одной из лучших исполнительниц ролей лисиц и слоних. Зрителям также хорошо запомнились озвученные голосом Аросевой эксцентричная Баба-Яга из серии олимпийских мультфильмов под общим названием «Баба-Яга против!» и госпожа Беладонна из мультсериала «Приключения поросёнка Фунтика».
• 1964 — Кот-рыболов — Лиса
• 1967 — Хвосты — Лиса
• 1970 — Бобры идут по следу
• 1974 — Волшебник Изумрудного города — Стелла
• 1979 — Как Лиса Зайца догоняла — Лиса
• 1980 — Баба-Яга против! — Баба-Яга
• 1980 — Королевские зайцы
• 1984 — Слонёнок пошёл учиться — Слониха
• 1986—1988 — Приключения поросёнка Фунтика (4 серии) — госпожа Беладонна
• 1988 — Доверчивый дракон
• 1988 — Котёнок с улицы Лизюкова


Театральные роли:

Ленинградский Театр Комедии

• 1946—1950 — «Путешествие Перришона» (фр. Le Voyage de Monsieur Perrichon) Э. Лабиша — Люсина (вначале изображала мычащую корову)
• 1946—1950 — «Старые друзья» Л. Малюгина — Тамарка
• 1946—1950 — «С любовью не шутят» (фр. On ne badine pas avec l'amour) А. де Мюссе — Инесса

Московский Театр Сатиры

• 1950—1952 — «Не ваше дело» В. Полякова
• 1950—1952 — «Человек с именем» Д. Б. Угрюмова
• 1952 — «Пролитая чаша» Ван Ши-фу — Хун-Нян
• 1953 — «Господин Дюруа» И. Прута и Е. Штейнберга по роману Г. де Мопассана «Милый друг» (фр. Bel-Ami) — Клотильда, Рашель
• 1954 — «Свадебное путешествие» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского — Настенька
• 1956 — «Дело было в Конске» («Домик») В. П. Катаева — Павликова
• 1956 — «Только правда» Ж.-П. Сартра — Мадлен
• 1957 — «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо (итал. Eduardo De Filippo) — Ольга Чиголелла
• 1958 — «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
• 1960 — «200 тысяч на мелкие расходы» В. Дыховичного и М. Слободского — Валя
• 1965 — «Бидерман и поджигатели» (нем. Biedermann und die Brandstifter) М. Фриша — Бабета
• 1965 — «Дом, где разбиваются сердца» (англ. Heartbreak House) Б. Шоу — Леди Аттеруорд
• 1967 — «Доходное место» А. Н. Островского — Кукушкина
• 1971 — «Волшебные кольца Альманзора» Т. Г. Габбе — Королева
• 1973 — «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен — фрекен Розенблюм
• 1974 — «Нам пятьдесят»
• 1974 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше — Марселина
• 1975 — «Пена» С. В. Михалкова — Махонина
• 1976 — «Клеменс» К. Сая — Даунорене
• 1976 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина — Иванова
• 1976 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Хлестова
• 1978 — «Мораль пани Дульской»
• 1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова — Вера Васильевна
• 1981 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Чебоксарова
• 1982 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана — Серафима Ильинична
• 1982 — «Концерт для театра с оркестром» Г. И. Горина и А. А. Ширвиндта — Партнёрша
• 1983 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Шарлотта Ивановна
• 1985 — «Молчи, грусть, молчи» А. Ширвиндта. Режиссёр: А. А. Ширвиндт — Диана Леонидовна
• 1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» Ион Друцэ — Одокия
• 1990 — «Босиком по парку» Н. Саймона. Режиссёр: И. А. Данкман — Миссис Бэнкс
• 1991 — «Папа, папа, бедный папа!..», по пьесе А. Копита. Режиссёр: М. Зонненштраль — Мадам Розпетл
• 1995 — «Как пришить старушку» Дж. Патрика (англ. John Patrick). Режиссёр: М. Зонненштраль — Памела Кронки
• 1999 — «Неаполь — город миллионеров» (итал. Napoli milionaria!) Э. де Филиппо. Режиссёр: М. Д. Мокеев — Амалия
• 2000 — «Афинские вечера» П. Гладилина — Анна Павловна Ростопчина
• 2001 — «Мадлен и Моисей»
• 2009 — «Идеальное убийство» Д. Поплуэлл Режиссёр: Андрей Житинкин — Миссис Пайпер


Искренне поздравляем Ольгу Александровну с 85-летием! Желаем крепкого здоровья, счастья, любви и много новых прекрасных ролей!

(По материалам открытых СМИ)

Статья была написана для Журнала "НЖ" №12 (декабрь 2010г.)
http://www.proza.ru/2010/12/31/1045