2013 - 5 конкурс. Итоги. Александр Крупинин

Золотой Пегас
Представляем вашему вниманию оценки и комментарии Александра Крупинина http://www.stihi.ru/avtor/elephantfish


№ 1.  В этом городе...

В этом городе рыб
[где привыкли молчать на заказ]
Жизнь течёт, увлекая на дно косяки "страстотерпцев";
А моё утомлённое битвою с городом сердце
Каждый вечер Господь опускает в лечебный закат...
Я для города – раб,
и хотел бы сорваться с крючка,
Только знаю – строптивых мальков пожирают акулы.
Много раз приставлял я к виску револьверное дуло,
Но всегда почему-то трусливо дрожала рука...
В лёгких города – рак,
и мне трудно дышать во всю грудь;
Стук трамвайных колёс берлиозит в душе некрологом.
Смысла жизни не вижу за облаком едкого смога,
Но метаю стихи как ножи, а порой – как икру...
Я для города – бард,
[хоть не верю в свою же игру]
И дрейфую по улицам-рекам без видимой цели
С чувством, будто себя потерял/исчерпал/обесценил,
Будто сдулся от горя надежды спасательный круг...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1. Неплохо написанный стих, наверно, подошёл бы для бардовской песни. Хотя, на мой вкус, несколько заунывный. Ну, сколько можно уже стенать о бессмысленности жизни, враждебности общества и т.п. Я, честно говоря, не верю авторам таких стихов. Позёрство всё это… Но это только моё мнение, а так дело вкуса, конечно. Слово «берлиозит» – просто никуда не годится. Советую автору заменить его каким-нибудь другим.


№ 2. Тропа

Память всегда права. Голос порою глух.
Можно найти слова. Только не стоит вслух.
Кончился разговор. Даже сигнал пропал.
Я выхожу во двор. Дальше ведёт тропа.
Можно хотеть вершин. Встанет вопрос цены.
Мерою – свой аршин. Это тропа войны.
Верою – громкий марш. С песнею на карниз.
Выпадет полный фарш. Это дорога вниз.

Можно желать добра. И промышлять толпой.
Если кто недобрал – дальше идёт запой.
В дебрях больших дорог не утаить беду.
Бог, а затем порог. И за тобой придут.
Можно жевать всегда. Даже когда молчат.
Важно паёк всем дать – для племенных волчат.
Больше в речах огня. Вражьи сметём полки.
Выверен путь ягнят. Прямо на шашлыки.

Можно снискать успех. В крайности – на постой.
Может – один за всех. Может быть – три по сто.
Просто куда-то плыть. Много сложней грести.
Если умерить прыть – что-то найдёшь в горсти.
Можно искать пути. И разводить за грош.
Можно давно кутить, если недавно врёшь.
Коль не растёт трава, сделаем сад камней.
Память всегда права, если провалы в ней.

Помнить – не значит знать. Знавшим – гореть в огне.
Перед тропою знак. Дальше дороги нет.
Здорово посетил. Место для ловли блох.
Только здесь нет сети. И разговор заглох.
Скоро дадут обед. Может, придут ко мне.
Я не давал обет. Не собирал камней.
Годы, забор и двор. Духом богат как крез.
Незачем разговор. Мы обойдёмся без...

Мы со своей бедой примем за счастье тлен.
Кто прихватил бидон, тот не сдаётся в плен.
Может гулять орда, встряхивать пыль веков.
Если ещё поддать – не ощутить оков.
Прошлое как пари: стиснул, разбил, ура.
Только не говори, что это не игра.
Лязгнет дверной затвор. Кругом идёт тропа.
Внутренний тёмный двор. Как я сюда попал?..
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
2. Ужасно монотонно и длинно. Я, поскольку мне нужно было оценивать, конечно, дочитал до конца, но, если бы не чувство ответственности, бросил бы на первой строфе. Кроме того, что длинно и монотонно, почти совсем безОбразно, какие-то сплошные лозунги. Хотя есть интересные строчки, например «Выверен путь ягнят. Прямо на шашлыки».
Пока читал до конца, забыл, с чего всё начиналось, и общего смысла так и не понял. Возможно, он и есть.


№ 3. гуляла осень

гуляла осень то с сильнейшим
ветрюгой, этаким норд-вест,
то с ливнями, а то вдруг гейшей
сама кривлялась под оркестр

из тысяч скрипок, флейт, гобоев,
сменивших летнюю лазурь,
то замирала будто Боинг,
едва не снёсший полосу.

и был покой её торжествен,
чуть-чуть растерян, рыж и пуст,
как будто всех влюблённых женщин
лишили разом прежних чувств.

и ряд скамеек был изящен,
лишённый утомлёных тел,
и допотопный белый ящер
зимы откуда-то глядел
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
3. Очередное олицетворение осени. Уже так много олицетворяли времена года, месяцы, дни, что вряд ли на этом пути авторов ждут какие-то творческие успехи. А в данном случае ещё и ошибки в русском языке полностью лишают шансов на успех. Хотя последние две строчки понравились.


№ 4. Улиточное

Мне плохо. Неотложные дела
Заброшены, забыты… Жизнь потерпит.
Еще одна минута умерла…
Я убиваю время. Слабый лепет
Мгновения, потерянного мной…
И маятник не хуже гильотины
Взлетает безучастно за спиной,
Раскалывая день до середины.
Часы бегут… А я, оцепенев,
Ушла в себя… Укрылась. Я – улитка.
Снаружи – пустоты голодный зев,
А в домике уют шелками выткан.
Я знаю: эволюция, отбор…
Какой-то ген в упрямой хромосоме
Покинуть мне мешает до сих пор
Медлительную нежность в хрупком доме,
Обзавестись приютом попрочней,
В процессе выживания зверея…
Но без привычных сердцу мелочей
Собой остаться вряд ли я сумею…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
4. Какая-то амбивалентность в этом стихе. С одной стороны – «мне плохо», «маятник не хуже (или не лучше?) гильотины». А с другой стороны – равнодушно-оптимистичное «Жизнь потерпит». И во второй части стиха доморощенная наука: всё дело в хромосоме, конечно же. К тому же там, в мире надо звереть, как это неприятно, а тут «привычные сердцу мелочи», с которыми так хорошо. В целом, стихотворение производит впечатление чего-то несерьёзного, неглубокого, написанного, непонятно зачем. Может быть, чтобы себя успокоить. Но нужно ли сообщать об этом общественности?


№ 5. Гроза

Яркой ломаной линией тёмная высь исковеркана
жёлтозубо оскалились злые опасные сумерки.
Беспокойного смутного сна искривлённое зеркало
не впускает твоё отражение – может быть, умер ты?
В подсознании время стоит заболоченной заводью,
стиснув сердце, беснуются странные чёрные ангелы,
и не верится в новый рассвет, предначертанный загодя
бледным клёнам, что кружатся в сумрачном танце – не танго ли?
Две грозы, что внутри и снаружи – меж ними и шага нет –
оболочку незримую рвут и сливаются заревом.
Неприступные тучи висят над землёй аю-дагами,
извергаются ливнем и шепчут знакомое, заново:
"Что ты мечешься, дурень, и плачешь, и молишь, и каешься?
Ты своё получил по заслугам, так что ещё? Что ещё?"
Беззащитно дрожащую душу лишают пристанища,
заливают дождём твой титаник, безвременно тонущий.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
5. В целом, неплохо написанный стих. Длинные строчки, но автору почти удалось обойтись без слов-заполнитнелей. Сомнительны только кружащиеся в сумрачном танце клёны, которые не верят в новый рассвет, предназначенный им загодя. К тому же, кружение скорее говорит о вальсе, чем о танго. И заливаемый дождём, безвременно тонущий титаник в финале, явно не улучшает впечатления от стиха. И, как я помню, Титаник затонул от столкновения с айсбергом.


№ 6. Колдунья-осень предана костру...

Колдунья-осень предана костру,
и скорбно клёны заломили ветви.
Не стой, король мой милый, на ветру –
ведь обжигают северные ветры.

Был сдан без боя город холодам.
Но и в плену горячечного бреда,
о, мой король, тебя я не предам,
хотя уже не раз меня ты предал.

Прощай, король! Пускай горят огнём
страницы пожелтевшего романа,
и взмоет чёрным пеплом вороньё
в седеющее небо Орлеана.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
6. Попытка показать осень в образе некоей сжигаемой колдуньи. На мой взгляд, неудачная. Обращения к королю и упоминание Орлеана говорят, что имеется в виду Жанна д’Арк ( хотя, насколько я помню, Жанну обвиняли не в колдовстве, а в ереси и сожгли не в Орлеане, а в Руане). Но если у Жанны, действительно, был король, которого она имела право обвинять в предательстве, то к кому обращены эти тирады осени, непонятно. С точки зрения стихотворной техники, – всё хорошо.


№ 7. Когда…

Когда сравняю впадины бессонниц,
а дни утратят каверзу и цвет,
когда луча прокравшийся бесёнок,
задев слегка, не поцелует век,

когда устану греть на сердце ревность,
забуду, как любить и жить взахлёб,
когда пойму, что время многомерно,
и кто его сквозь нас упорно льёт,

чтоб прорастало семя невесомо
внутри, собою заполняя брешь...,
тогда я не скажу в упрёк ни слова –
крылом, пернатый, пуповину режь.

Веди к Нему, и я за всё отвечу,
за каждый вздох, а ты воркуй, вещай –
тогда гортанность птичьего наречья
пойму, но не сейчас.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
7. Мысль стиха вполне очевидна. «Я ещё не хочу умирать». Но мне вспомнился не Мандельштам, а старая песня в исполнении Нани Брегвадзе «Снегопад, снегопад, я ещё не готова и т.д.». Очевидность главной идеи стиха автор пытается скрасить неожиданными метафорами. Мне было интересно размышлять над ними, пытаться понять, что автор имеет в виду в том или ином случае. Некоторые строчки мне кажутся весьма удачными, но такие выражения, как «а дни утратят каверзу и цвет» или «когда пойму, что время многомерно, и кто его сквозь нас упорно льёт» вызывают сомнения. Последний катрен понравился.


№ 8. Катя

Катя приходит к бывшей свекрови,
Варит ей суп-пюре из моркови,
Моет полы, ругая коровой,
Выжившей из ума.
Та, демонстрируя свой характер,
Будто назло не встаёт с кровати,
Да и не помнит старуха Катю,
Так как в мозгах туман.

Видно судьба у неё такая –
Думает Катя, тряпьё стирая;
Кличет свекровь то Витька, то Раю,
Просит найти кота…
Бабка чудит, а ей не до смеха –
Витька давно отсюда уехал
В Питер. Сперва говорил – до снега,
Так и остался там…

Катя привыкла и не в обиде –
Да и на кой ей сдался тот Питер.
- Ложку за Раю, ложку за Витю…
Что это на носу?
Ну, ты хотя б не вертела рожей,
Если решила обедать лёжа…
И потихоньку ложка за ложкой
В бабку вливает суп.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
8. Не знаю даже, что сказать. Написано хорошо, бойко. Но по прочтению остаётся вопрос «Ну и что?».


№ 9. Девятый круг

Первый круг ада пройден — шаги легки...
Это не те грехи, которые плОхи,
это всего лишь лохи, пишущие стихи,
и прочие выпивохи.

Круг второй — проза жизни и прочий бред.
Здесь не каждый поэт — преступник,
но каждый преступник — поэт.
Стукнет бабушку топором — череп хрупнет.
Всё нажитое серебро — куш не крупный.
Только душе вред.

Третий круг, четвёртый, пятый, шестой...
Тут бы встать на постой, тут бы остановиться.
Здесь убийцы, каждый из них жесток,
но их не поймала полиция.
И оттого душа крошится на ломти.
Нет больше сил идти — прости.
Дух мой издох.

Эй, путешественник — давай, вставай!
Ад — не рай. Смотри, выбирай.
Седьмой круг для себя держал,
тебе отдам, как брату, даже не возражай.
Восьмой круг — восьмое чудо.
Здесь только Иуда. Будешь вторым?
Я зайду — выпьем, поговорим,
расскажешь про Третий Рим.
Стоит? Не горит? Я там буду.

Пройдены все круги, остался один.
Скрыт посреди льдин девятый круг.
Кем населён он, не знает ни паладин,
ни провожатый — местный нечистый дух.
Всё, что известно, неведомо никому...
только Ему, но он не отправит весть.
С тайны покров я для смертных сейчас сниму —
там обитают забытые всеми здесь.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
9.Интересный по замыслу стих. И главная мысль о том, что в самом последнем кругу ада те, кого забыли здесь, заставляет задуматься.
Написано, к сожалению, несколько небрежно. Такое впечатление, что это экспромт. Думаю, если поработать над текстом, может получиться очень хорошо. Вот эта терцина не совсем понятна:
«Круг второй — проза жизни и прочий бред.
Здесь не каждый поэт — преступник,
но каждый преступник — поэт».
Надо понимать, что поэты и поэтичные убийцы, типа Раскольникова, находятся вместе?  И почему тогда проза жизни и прочий бред?
Или вот это:
«Ад — не рай. Смотри, выбирай.
Седьмой круг для себя держал,
тебе отдам, как брату, даже не возражай».
А что там в этом седьмом круге, так и не проясняется. У Данте в седьмом круге были насильники. Но не думаю, что это имеется в виду.
Но в целом, повторюсь, мне понравилось.


№ 10. Быть может, ради песен и стихов…

Быть может, ради песен и стихов
В саду листва скользит по безголосию.
Плыву не по реке — плыву по осени,
По осени большой, без берегов.

По кронам лип, что выстроились в ряд,
По неподдельно светлой листопадности,
Где, всех прохожих наполняя радостью,
В багряность октября вросла заря.

По полю, где уснули ковыли,
Припав к холмам покатым обессиленно,
По золотому, что — на фоне синего,
И по туманным выдохам земли.

В дворах — костры. Беснуется огонь.
В лугах, как островки, стога разбросаны.
А я межсосенно плыву по осени,
По осени большой, без берегов.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
10. Автор хочет удивить, сказать что-нибудь эдакое, заковыристое и поэтому вступает в сражение с русским языком, которое безоговорочно проигрывает.
«В саду листва скользит по безголосию», «По неподдельно светлой листопадности», «В багряность октября вросла заря», «Припав к холмам покатым обессиленно», «А я межсосенно плыву по осени», – уважаемый автор, так по-русски нельзя говорить. Я бы посоветовал автору попробовать написать просто, хотя бы описать, что он видит. Вот так, к примеру: «Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна. Грустную думу наводит она». А листопадность и межсосенность – ну их в болото.


№ 11. Старая канатная дорога

Когда-нибудь (надеюсь, что не скоро)
Какой-то неслучайный человек
Запустит карусель фуникулёра,
И нас потянет бережно наверх...
Тоскливо скрипнут ржавые кабины,
Провисший трос надсадно загудит,
И ветер с моря, подгоняя в спину,
Солёным вздохом выйдет из груди.
И тополиной медленной метелью
Воспоминанья мимо заскользят –
Далёкий дом, лицо над колыбелью,
Знакомый силуэт, заросший сад...
И в тот момент, когда б уже казалось
Нам не покинуть вечное "вчера",
Вдали забрезжит светлый свод вокзала,
А, может, нимб апостола Петра.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
11. Весь смысл стиха укладывается в три слова «все мы умрём». Спорить с этим не приходится, но не скажу, что эта мысль – открытие автора. А кроме этого в стихе ничего нет.
К технике написания стиха очень серьёзные претензии. Они, в основном, сводятся к тому, что автор не знает, чем заполнить строчки и поэтому прибегает к словам-заполнителям.
Например, «Какой-то неслучайный человек». Вполне достаточно для смысла стиха было написать «кто-то» или «какой-то человек». Спрашивается, для чего употреблено слово «неслучайный». Тогда надо было объяснить смысл этой неслучайности, а так – это просто заполнение ради ритма.
То же самое можно сказать о слове «бережно» в строчке «И нас потянет бережно наверх». Никакого обоснования его присутствию здесь нет. Или «ржавые кабины». А может, и не ржавые… И так почти в каждой строчке.


№ 12. Магазин не тех игрушек.

                Нет, я не в белом. И ты это знаешь... Нормальный случай.
                Трудно грести, выбираться на стрежень – ещё  построже.
                Не продавай меня там, где дадут дороже.
                Не относи в магазин не твоих игрушек.
                Rewsky


небеса уронили  вниз дождевой кувшин.
я прошу:  не молчи,  не кричи, никого не слушай,
не пиши мне стихов и вообще ничего не пиши,
лучше  ночью приди в магазин не твоих игрушек

на витрины бросают тени раструбы снов,
не идущее время ничьи не врачует раны,
безголовые куклы за здравие пьют вино,
а безрукие зайцы играют на барабанах.

где-то там, на пруду, распустился разрыв-цветок,
тишина сплетена из тончайших фламандских кружев,
и мне страшно, что нас от разлук не спасет ничего,
если встретимся мы в магазине не тех игрушек.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
12. Симпатичный стих. Чувствуется, что написан по вдохновению, а не лишь бы написать, как это часто бывает.
Но и претензии у меня к стиху серьёзные, начиная с первой строчки.
«небеса уронили вниз дождевой кувшин»
Очевидно, что слово вниз вставлено для заполнения строки. Вверх вообще падать затруднительно. Да и сама метафора с опрокинутым кувшином не блещет оригинальностью.
Во второй строфе мне не понравились бросающие тени раструбы снов. Что это означает, трудно понять.
Третья строфа переносит «куда-то туда, на пруд», хотя, вроде бы, дело происходит в магазине. Что за пруд, как он связан со всем остальным в стихе, остается непонятным.
«тишина сплетена из тончайших фламандских кружев» –
Спрашивается, почему именно фламандских, почему недостаточно было  просто тончайших. Тоже, кажется, ради заполнения строки.
Финал стиха противоречит его первой строфе. Там его (или её) просили прийти в магазин игрушек, а тут оказывается, что «мне страшно, что нас от разлук не спасет ничего, если встретимся мы в магазине не тех игрушек». Спрашивается, зачем тогда было просить приходить туда?
В целом складывается впечатление, что автор обуреваем некими сильными чувствами, но вербализировать эти чувства пока не смог.


В моём рейтинге стихи выстроились в следующем порядке:

1 место –  12
2              9
3              7
4              1
5              5
6              6
7              8
8             11
9              4
10            10
11             2
12             3


С искренним уважением к организаторам и участникам конкурса,
Александр Крупинин