Учимся мастерству-7. 2013г

Творческая Мастерская Алкоры
(разбор  техники исполнения стихов, поданных на «Мастер класс -2013»)

http://www.stihi.ru/2013/06/05/2055   Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/09/17/2905   Итоги конкурса

О принципах отбора стихов в пакет для голосования - http://www.stihi.ru/2013/09/03/967

Пакет конкурсных произведений становится все тоньше, еще чуть-чуть и разбор стихов подойдет к концу. Разберем еще одну десятку самых интересных…

№61.  Кошачья колыбельная. Къелла

Глиняной лапкой манеки-нэко*
Провожает рассвет за окном,
Серебром стихов ушедшего века
Расшито моё кимоно.

Сотни лет до конца – да, едва ли меньше –
Мир стекает тушью души
Одинокой и странной кошачьей гейши
С заснеженных горных вершин.

Суми-э** – это просто: дожди и пепел
Отгоревших походных костров,
Два журавлика-тсуру в алеющем небе,
Запах сакуры, шёлк рукавов,

Это - звон сямисэна***, фонарик бумажный,
Приютивший семейство звёзд,
Мир в два цвета: белила и чёрная сажа –
Как всегда лаконичен и прост.

Спи… и пусть сон твой будет светел,
Ты его прогонять не спеши,
Ты увидишь в нём волны, и скалы, и ветер,
Что начертаны тушью души

Кошки-гейши, похожей совсем немного
На меня… и пусть странный дар
Вдруг явит на изломе горных отрогов
Очертания руны «Миитар»...****

Расшифровку терминов, приведенную автором, я здесь давать не буду - это ведь не  учебное пособие, а поэзия. И стихи написаны не для знатоков рун, а для всех тех, кто слышит красоту поэтического слога с ароматом восточной культуры.
 
Строфа: катрен АбАб
Ритм: дольник 3-4 икта  (или хаотичный порядок стоп анапеста и ямба)
001 001 001 01 0
001 001 001
001 001 001 001 0
001 001 001

001 001 01 0
001 001 001
001 001 001 001 0
001 001 001

001 001 001 01 0
001 001 01
001 001 01 001 0
001 001 00 01
Лексика: единая стилистика языка, поэтический слог.

№62.  Я здесь была... Ольга Хворост

Я здесь была, я точно здесь была,
я помню этот сад и этих птиц,
беседку и шуршание страниц
открытой и забытой кем-то книги,
царапину на краешке стола,
встревоженной дворняги хриплый лай,
я даже помню, как жужжит пчела.
над зарослями спелой ежевики.

Я здесь была… конечно же была,
иначе б не узнал мои шаги
взъерошенный пурпурный георгин
и не кивнул приветливо и мило,
а я не ощутила бы тепла...
мне кажется, здесь жизнь моя текла,
но я отсюда всё-таки ушла,
а почему - теперь уже забыла.

Строфа: Восьмистрочник аббСаааС
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 01 01
01 01 01 01 01
01 01 01 00 01
01 01 01 01 01 0
01 00 01 00 01
01 00 01 01 01
01 01 01 01 01
01 00 01 00 01 0
Лексика: Нет перенасыщенности сравнениями, метафорами, выдуманными рифмами,  но текст поэтичен, точен по передаче настроения, читается на одном дыхании.

№63.  Так смотрит озеро... Игорь Огнёв

Бесценен правдой
Взгляд!
Так смотрит озеро...
Так... Маленькие дети...
Взрослея,
Выкрестим себя,
Вопросом на вопрос
Ответим...

Разочарованно
Любить...
Влюбляться...
Нет, не перестанем.
Учителя
Моей судьбы,
Такие милые
Местами...

Присутствуй, Ложь!
Ты вне запрета!
Тебе - проспектами
Дорога!
А мне, украдкой,
Наше Лето -
Нескошенный кусочек
Бога...

Так смотрит озеро...
И... Так...
Всё больше,
Больше исключений!
Всесильный,
Думаешь простят
Пришедшие
Из заключенья...

Так смотрит озеро...
Земля...
Воистину,
По земляничной
Поляне... Ты ли?
Твой ли взгляд?
Не в меру зрячих
Солнце вычтет

Из общих...
Общего числа...
Смотрело озеро
Ответом...
В берестяной туес
Легла
(Кукушкой)
Середина лета...

Метрика строфы: вообще-то это простой катрен, который автор разбил на смысловые строки-паузы, использовав многоточия. Прием  допустимый, но не обязательный (очень много авторов им злоупотребляют: разбивка и многоточия есть, а смысла и поэзии - увы…)

Из общих... Общего числа...
Смотрело озеро Ответом...
В берестяной туес Легла
(Кукушкой) Середина лета...

Строфа: катрен аБаБ
Ритм: 4 стопный ямб
01 01 00 01
01 01 00 01 0
00 01 01 01
01 00 01 01 0
Лексика: Правильная. Кажущаяся простота фраз и рифм при глубине смысла, поэтичности речи.

№64.  Позабыт мною голос мечты. Наталья Чаплыгина

Мной голос позабыт мечты,
Мне не поётся на ДОСУГЕ,
Позолочённые мосты
Висят над пропастью РАЗЛУКИ.

Печалит строгий бой часов:
Он времени шаги считает.
На счастье не сыскать подков,
Конь-жизнь их что-то не теряет.

Подковы счастья все давно
Прибиты над дверями СУДЕБ
Других людей. Как им тепло
В семейном счастье и УЮТЕ!

Мной голос позабыт мечты,
И песен что-то не поётся.
В краю, где был потерян ты,
Другая женщина смеётся.

Строфа: катрен аБаБ,  очень слабые рифмы: или неточные (досуге-разлуки) или потери рифм в 1 и 3 строках (судеб-уюте). Холостыми их назвать нельзя, так как в других катренах рифма есть. Многовато глагольных рифм (поется-смеется, считает-теряет)
Ритм: 4 стопный ямб
01 01 01 01
01 01 01 01 0
01 01 01 01
01 01 01 01 0
Лексика: правильная, есть поэзия, содержательность и единый ряд образов, но портит дело слабая техника стихосложения.

№65.  Он не найдет выхода в тумане. Франк Сент-Отто

Я не борюсь, а перебиваюсь,
И не живу, а переживаю
Этот миг, что от смерти до смерти,
Эту боль, что как багряный вертел.

Стоптана жизнь, скомканы подошвы –
Ушлый старик с бородою пошлой.
И куда подевался тот мальчик,
Что был чист и наивно запальчив?

Я не веду – просто увядаю,
Следом за мной прет судьба хромая.
Мальчик выкрасил голову кожей,
Перестал на меня быть похожим.

Ярость одна, ненависть и злоба –
Старость пришла ветхо и ОЗНОБО.
Мальчика жаль - старика не станет,
Он не найдет выхода в тумане.

Строфа: катрен из полустрок без их рифмовки – попарная рифма ААББ
Ритм: логаэд из стоп  хорея и ямба, не чистый ритм, но звучит интересно.
10 01/10 00 10
10 01/10 00 10
10 01/ 00 10 10
10 01/10 00 10
Лексика: не идеальная («ознобо»), но допустимая. Интересная. Содержательность. Стихи привлекают внимание.

№66.  Мой гандикап. Вадим Негатуров

Есть мысли, в синей тишине
подкрадывающиеся,
и в логику событий не
укладывающиеся,
в подкорку мозга глАдышем
закатываемые,
и проволокой нА душу
наматываемые.

Не мегабитом мысли те
количественные,
не в холодящей красоте
величественные,
и нет в них назидания
карательного,
и нет в них оправдания
старательного…

Но мысли эти жестко и
разительно
меняют ночи-дни мои
стремительно!
Весь мир вокруг меняется
при этом,
и звуком наполняется,
и светом…

От мыслей тех ущерб в делах
моих -
- но не предам их ради благ
земных…
-----------------------------------------
Я псих? Пусть псих! Но не бедняга!
Я - сборщик мысленного блага…
_______________________
* Сноска автора: В медицине и психологии гандикап представляет собой состояние, при котором сочетание физических, умственных, психологических и/или социальных качеств или процессов затрудняет приспособление человека, не позволяя ему достичь оптимального уровня развития и функционирования.

Строфа: перекрестная рифмовка катренов, но с использованием дактилической и гипердактилической рифмы во всех, кроме финальной строфы. аДаД
Ритм: 4 стопный ямб с безударными стопами
00 01 01 01
01 00 00
00 01 00 01
01 00 00
Лексика: правильная. Содержательно, интересно, стихи побуждают к размышлению, при этом - язык поэзии. 

№67.  Осень. Татьяна Овчинникова 4 

Блеск зеркальной воды,
ярких красок кипенье,
позолота земли...
Осень … - час вдохновенья,
ЗАРОЖДЕНЬЯ любви
и стихов ЗАРОЖДЕНЬЯ.
Осень – время мечты.

Осень – время разлук,
подведенья итогов.
Вновь кричат журавли,
собираясь в дорогу.
А в небесной дали
облака-недотроги…
Осень – холода стук.

Осень – бал-маскарад:
лес багряно-лиловый,
и у ног, словно паж,
лист ложится кленовый.
Вновь САДОВЫЙ ПЕЙЗАЖ:
долголетья основа –
как янтарь, виноград.

Все закончив дела,
тело дремлет устало.
Осень нам журавлём
о любви прокричала.
И набросив дождём
на меня покрывало,
осень в сердце вошла…

Строфа:  семистрочник аБсБсБа  нарушен альтернанс по рифме «а» (слишком удалена по строкам)
Ритм: 2 стопный анапест
+01 001
+01 001 0
+01 001
001 001 0
001 001
+01 001 0
+01 001
Лексика: Пейзажная лирика, но, к сожалению, скудный язык - повторы слов, все детали природы - предсказуемые, без авторского взгляда.

№68.  Пусть мой дом далеко. Диана Пташинская

Раскаленное солнце садится за темные горы,
Светлячками зажглись над заливом огни маяка...
Ночь над морем рисует СЕРЕБРЯНОЙ ДЫМКОЙ узоры,
СИНИМ ШЕЛКОМ струится по склонам седым Алчака.

Я бреду босиком по искрящейся кромке прибоя,
Вьется пена у ног белоснежным игривым щенком...
Пусть мой дом далеко, но отныне навеки со мною
Кимерийский мотив и задумчивый страж-Меганом.

... Увезу я с собой смоляной можжевеловый запах,
Сладкий вкус пахлавы, аромат молодого вина,
И дрожащий туман на сосновых серебряных лапах,
Золотую дорожку, что в море стелила луна,

Томик южных легенд, разудалую песню Ясона,
Виноградную тень и янтарный, душистый мускат...
Пусть мой дом далеко, но в грохочущем шуме перрона,
Уезжая, услышу прощальный понтийский набат...

Строфа: катрен с цезурой внутри после 2-ой стопы без внутренних рифм АбАб
Ритм: 5 стопный анапест
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001
Лексика: в основном хорошая. Поэтический слог, содержательность. Местами образы кажутся нафантазированы для заполнения строки - «Ночь над морем рисует серебряной дымкой узоры, синим шелком струится..» Ночь рисует и струится ? Хотя… может, и придираюсь…

№69.  Матрёшка философская. Андрей Краснобородько

Вчерашний день
Остался в прошлом,
Без сомнений,
И, хоть его сценарий выброшен давно,
Жива в мозгу цепь взлётов, пауз и падений,
Как череда ролей абстрактного кино.

А с новым утром свежий пишется сценарий –
Верстаем новый текст и так же учим роль,
Но кто-то рвёт страницы и работу правит,
А вместо добрых слов вставляет грусть и боль.
И пусть край текста будет не совсем счастливый,
А рядом вдруг не те возникнут типажи,
Но нужно доиграть всё честно и красиво
В живом кино
С названием
«Про жизнь».

***
Когда-то
В детстве
Каждый честно
Верил в
Сказки,
И думал, что подарки носит Дед Мороз…
Чуть погодя, все обучились мерить маски,
Менять лицо, как будто это цвет волос.
Хоть жизнь - театр, играем в нём отважно,
Но лишь со временем способны понимать:
К исходу дней, пожалуй,
В самом деле важно
Лицо под масками
Совсем не
Потерять.
***
Одни,
В себя поверив,
Покоряют
Горы.
Другие вторят: - Жизнь - есть «fatum», колея…
Но где-то прозвучало: люди – лишь актеры
На грубо сложенных
Подмостках
Бытия.

***
«Весь
Мир театр,
А люди в нем –
Актёры»

Строфа: матрешка катренов 3, 2, 1 (одна укороченная строка) АбАб.
Ритм:  6 стопный ямб.
01 01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 01 01
01 01 01 00 01 01 0
01 01 01 01 01 01
Лексика: правильная. Интересный сюжет, форма соответствует теме и помогает ее раскрыть содержание: с каждой новой строфой тема обозначается ярче и лаконичнее, избавляясь от деталей. Последняя строфа - вывод. В авторской записи – это фигурные стихи, но даже в таком виде замысел автора виден и интересен.

№70.  Очень кстати сломался каблук...Ирина Самарина-Лабиринт

Мой ребёнок испачкал паркет…
Я, конечно, за это сердилась…
Но соседка моя столько лет
Хочет деток, да вот, не сложилось…
Я для мамы опять занята…
Суматоха и жизни теченье…
Но с детдома Андрей – сирота,
Он не знает о маме с рожденья…

С мужем ссоры банальные вновь…
Хнычет снова в кроватке малютка…
А тёть Катя, не зная любовь,
Умерла в одиночестве жутком…
У меня разошёлся замок…
Прям с утра этот день не задался…
А мужчина в коляске без ног
Благодарно лучам улыбался…

Как некстати сломался каблук…
Я ужасно сердилась: «Ну что же,
Всё с утра выпадает из рук…
Ну, за что мне всё это, о, Боже???»
Злая… у перехода стою…
Внедорожник… и скорость под двести…
Пешеход за секунду… в раю…
Спас каблук… Я стояла на месте.

Я застыла на миг, не дыша,
И подумала: в самом-то деле,
В человеке бесценна душа,
Но так мало души в нашем теле…
Я сполна получила урок…
Чёткий, правильный, элементарный…
А мужчина в коляске без ног
Улыбался лучам благодарно…

Строфа: катрен аБаБ, организован в смысловые строфы-восьмистрочники
Ритм: 3 стопный анапест
001 001 001
001 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
Лексика: связный мудрый рассказ в стихах. Язык простой, но правильный, в одной стилистике, в этих стихах важны не язык, не красоты его, а смысл. Очень интересные, умные стихи (в жанре «рассказ в стихах»)

Продолжение см http://www.stihi.ru/2013/10/26/7648