Егор Летов Все идет по плану

Сергей Прозоров
Часть 1.
Границы ключ переломлен пополам,
А наш батюшка Ленин совсем усоп.
Он разложился на плесень и на липовый мед,
А перестройка все идет, идет по плану.
И вся грязь превратилась в голый лед,
И все идет по плану.

А моя судьба захотела на покой,
Я обещал ей не участвовать в военной игре.
Но на фуражке на моей серп и молот и звезда.
Как это трогательно - серп и молот и звезда.
Лихой фонарь ожидания мотается,
И все идет по плану.

А моей женой накормили толпу,
Мировым кулаком растоптали ей грудь.
Всенародной свободой разорвали ей плоть.
Так закопайте ж ее во Христе,
И все идет по плану

Лишь один дедушка Ленин хороший был вождь,
А все другие остальные - такое дерьмо,
А все другие - враги и такие мудаки.
Над родною над отчизной бесноватый снег шел.
Я купил журнал "Корея" - там тоже хорошо.
Там товарищ Ким Ир Сен - там тоже, что у нас.
Я уверен, что у них тоже самое,
И все идет по плану.

А при коммунизме все будет заебись,
Он наступит скоро, надо только ждать.
Там все будет бесплатно, там все будет в кайф.
Там наверное вообще не надо будет умирать.
Я проснулся среди ночи, и понял что
Все идет по плану.

Долгой счастливой жизни и всех нематериальных благ этому миру и сознающим себя в нем желает автор, приступая к очередному опусу, посвященному творчеству последнему из мертвых праведников от поэзии- Егору Летову. Автор предлагает случайному зрителю вместе разобраться в непонятной, вызывающей разноречие и брожения умов песне. "Все идет по плану"- знаменитейшее творение коллектива "гражданская оборона", песня объединившая в одной комнате панков и блатных, задумчиво склонивших головы. Песня, которую обезьяны, что не шарят в поэзии, опрометчиво называли бредом. Автор видал как ее высмеяли в Кам.клабе- просто продекламировали без комментариев, и неразумная публика запросто смеялась. Итак, имеющий уши, да услышит.
"Границы ключ переломлен пополам,"- неминуема реакция на события, происходящие с державой, в которой Летов имел место быть. (возможно, имея в виду Летова- вернее было- места не имел.) А именно- перестройка и обрушение железного занавеса. Хотя занавес, как подсказывает традиция, наверное, просто ненадолго задернули. Здесь попробуем озадачиться эхом. Согласные пары слогов в строке. (- иц- юч- Пере ЛОМ лен- ПоПо ЛАМ) лен- вроде слабой доли.
"А наш батюшка Ленин совсем усоп."- ах, этот сарказм! ведь батюшка не усыпал! Ленин ведь до последнего момента здравствовал и был вечно молод. А тут- усоп. А может- усох. И из усопшего стал усохшим. Съежился до заморыша- червячка в тесной скорлупке тоталитаризма. Кульминация строки- слово совсем. Летов почувствовал окончательность процесса, завершенность отмирания старого. фонетика- (- аш- юш- \ен ин\ сов СЕМ- СОП)
"Он разложился на плесень и на липовый мед," и стал кусочком, сгусточком напомаженной плоти в полуподвальном помещении. Разложился- то есть не столько распад химический, сколько раскладывающийся нож. Или анализ- разложение. Вообщем два ПолуЛенина- по аналогии с двудольными растениями. Один- потрошенный временем свиток пергамента, а другой... Другой- мед, неизъяснимая сладость веры, символ, невыгнивающий ожог светлой будущности. Веру, мол, перестройкой и расколоченными( кстати, тоже- пополам) ключами( если не раскулаченными) не подорвешь. И вот здесь- прорывается Гений. Липовый мед- все с ним понятно, белый, густой, сладкий, липы цветут, пчелки трудятся, Ленин благоухает в мавзолее. Но у слова "Липа" есть еще и переносный смысл- "неправда", "подделка". И Мед, этот, выделанный эпохой из побочного к континууму вождя- внимание!- ЛИПОВЫЙ. Автор не может удержать восторженных вздохов. Но это просто игра слов. (- раз лож Ил- на пЛе- и н Ли- - мед) на меду идет обрыв строки.
"А перестройка все идет, идет по плану." у человечества, видите ли, большие проблемы. Я имею в виду, что среднестатистический индивидуум не просто не реализует возможности своего организма и сознания, но даже не подозревает о них( распространяться не буду, но человек создан по Образу и Подобию, как ни крути. А живем как свиньи). Летов нередко поднимал, с различным эмоциональным настроем, эту тему. Причем и ограниченность человека он брал в разных плоскостях- социальном, политическом, бытовом, не только в духовном. Перестройка здесь- не переворот, как ее воспринимали ее действующие лица, а дальнейшее, закономерное падение в бездну, запланированное куцыми умишками. Но какая горечь! Итак, все идет по плану-
"И вся грязь превратилась в голый лед," ну, навскидку- изменение агрегатного состояния грязи- это прилюдные покаяния бывших лидеров режима. Те же яица, только сбоку. Да и голый лед- все Гололед, о который и подскользнуться недолго. Но главное- что грязь по прежнему здесь, под ногами. Да и холодом повеяло.
"И все идет по плану." сам припев от куплета к куплету меняет смысл. Здесь- это политический сарказм, мол- плановая система действует, несмотря на трескучую, грохочущую смену эпох. (не совсем уместно, должно быть, но отчего-то пришло на ум Мандельштамовское, про Революцию 17 года: "Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля")
Автор то ли в испуге потирает руки, то ли преждевременно стирает с лица пот. Второй куплет, выстругивая безупречную композиционную кривую, вводит в песню не личность, но Человека. Повторим:
"А моя судьба захотела на покой,
Я обещал ей не участвовать в военной игре.
Но на фуражке на моей серп и молот и звезда.
Как это трогательно - серп и молот и звезда.
Лихой фонарь ожидания мотается,
И все идет по плану."
Здесь, дабы уловить смысл, необходимо вслушаться в обертона, вникнуть в нюансы.
Судьба захотела на покой. (На самом деле, повезло. Очень.) Судьба воспринимается как нечто отдельное от личности. То есть- как потребное направление, инерция. И вот, каким-то непостижимым образом (я, честно, считаю- милость Творца) эта формула, функция, катящийся снежный ком приходит к освобождению. К покою. Но здесь возникает интересный побочный смысл. "Уйти на покой"- перестать делать что-либо. Иначе, Судьба отдала бразды правления Личности, ну или что там.
Я обещал ей не участвовать в военной игре. Во фразе чувствуется усталость и облегченная вынужденность. Но сам факт. Это обещание- весьма значительное явление в жизни человека. Обещание самому себе, прежде всего, миру, своей Судьбе, будь Человеком, воином, бороться с собой и своей слабостью. Мандельштам писал: "Сжатостью всей рвущейся вдаль клятвы" Вот она- клятва, тянущая за собой в небо.
Но- клятва также отстраняет человек от. От прошлой жизни. (ну, скажем у Сплина: Перепиши свою жизнь\На чистые страницы.\И ты увидишь, что любовь\Не ведает границ.)
От военной игры. Вот здесь можно остановиться поподробней. Человечество живет в говне. Как писал Чехов: у 99 из 100 нет Ума. Зато есть рассудок- разум, функцией которого является сопоставление и составление суждений, причем на одной чаше весов непременно оказывается гордыня. Казалось бы- и славно, каждый сам за себя, нужно свой пиджак починить, прежде чем соседу отдавать, но. Но гордыня, как изначально животная, инстинктивная функция сознания, процесс чрезвычайно энергоемкий, и на него расходуются силы, которые у человека, отсоединившего сознание от низшей, звериной природы, идут на развитие органов сознания, дающих непрерывную связь с силой, каждый миг воссоздающей вселенную из небытия. Автор иногда, в шутку, намекает на наличие некоторого художественного вкуса, но нисколько не претендует на хоть какие нибудь знания в Психофизиологии. Поэтому об Органах Сознания распространяться не буду. Чтобы понять, достаточно просто перестать жить ради себя.
Сознание, поддерживаемое гордыней, во-первых- испытывает постоянный страх, что лишиться того, чем обладает (а это не только предметы. Это Социальный Образ, например.). Из-за этого подозревает всех и проявляет агрессию. Во-вторых, постоянно хочет приумножить уже имеющееся, не зная никакой меры. Из-за этого проявляет агрессию. ( Автор, к слову, видал вящий пример: реклама банка. два зайца. у одного много морковок, у другого одна. И слоган: "Больше- лучше!". Нет уж! Лучше- это посвящать каждую секунду Богу и саморазвитию, а больше- это больше.) Из-за низкой осознаности такого сознания, оно практически слепо, и со стороны это выглядит как гонка за призраками, как борьба с тенями за конфетные фантики. ( вот здесь звериная суть начинает вопить: кормить семью, блаблабла. друзья, будет день- будет пища, а человек, оторвавший взгляд от своего пупка, становиться безгранично жизнеспособен.) Военная Игра. Просто жизнь проходит (Проходит! Одна, такая прекрасная, чудная, неповторимая Жизнь!) в бессмысленных, нереальных сражениях. Повезло, что все закончилось.
"Но на фуражке на моей серп и молот и звезда." Вот так. А здесь продолжение. То же очень интересно. Когда Человек выходит за пределы Представления, поднимает похоть в голову, начинает смотреть по сторонам, то есть- выходит в духовный мир, его Личность- набор привычек взаимодействия с миром, образованных жизненным опытом, перестает изменяться. потому что с той точки зрения любая личность- бессмысленна и пуста по своей природе, и нет никакого смысле тратить Силу на изменения (Но прежде чем это произойдет, нужно изрядно все отполировать, довести до Совершенства, совершенности, завершенности. У Бабкина есть такие строки- "Затих младенца крик, да кончилась колода." Колода- личность, конечность. Бродский: Так посреди белья\и у дров на виду\старый и новый я,\Боже, смотри, иду. У ДДТ схожий смысл: "Что надели, как закончили войну") И выйдя на необозримые просторы, в абстрактное, к Всеблагому Богу, выясняешь, что ты- поэт и социалист, Егор Летов. И это кажется так глупо, нелепо, смешно. ( Бродский: "Так, впредь былого дыша,\я пред Тобой, Господь,\видимо, весь душа,\да вполовину плоть." Вот эта половина, даже не половина а так- крайняя плоть, звезда на шапке, кажется такой дурацкой. А ведь это- ВСЯ ЖИЗНЬ!) И Летов, жестоко выстебывая себя говорит- КАК ЭТО ТРОГАТЕЛЬНО. Серп и Молот и Звезда. Скороговорка, бесстрастное перечисление инвентарного списка. Просто через "и" выговориться, рассказать. Трогательно...
Но это очень большая тема. Здесь мы лишь приблизительно очертили границы.
"Лихой фонарь ожидания мотается," В этих строках Автору видятся кадры из операции "Ы". Крыльцо склада, лампочка без плафона, снег ревет, ты стоишь и пережидаешь на службе темную ночь. И вот стоишь, смотришь в холодный мрак, снежинки вьедаються в лицо, и жизнь вся- сплошное претерпевание, стужа, и уже и не помнишь, как это- лето, свет, потому что все тепло из-за грудины выдуло и разметало. И тут на секунду, слепящий миг, перед лицом проноситься лампочка, болтающаяся на голом проводе. И этой секунды достаточно. За нее ты шепотом говоришь: " Спасибо". Из-за нее внутри все рвется и трепещет. Она и есть жизнь.
Впрочем, хватит сантиментов. Лихой фонарь- это цикл, скажем, поэтического вдохновения, и неизбежной апатии, наступающей вслед. Но поэзия в нюансах. "Лихой" - какое вкусное слово! Наводящий ужас, поступью смерти, мотается Бешено, непредсказуемо- вдохновение, врываясь, раскидывает бумаги и календари.
Ну а теперь совсем бесстрастно, академично. Сознание находиться в цикле. В одной точке- бессмертное в человеке созерцает смертное, в другой- смертное созерцает бессмертное. Смертное обычно в шоке, конечно. Бессмертному смешно.
Но "Ожидание"! Ведь это- та самая смертная тоска, о которой поэты пишут тысячелетиями! Как смиренно, как твердо она названа- Ожидание!
"И-
Все идет по плану." Здесь- как экзистенциальное смирение, ощущение планомерности всех событий жизни, "Да будет Воля Твоя". Причем, не с обычным в таких случаях облегчением- когда твою душу пропустили через мясорубку, и ты вдруг понимаешь, что- ну, так надо, и испускаешь вздох( благо, не последний, чему и радуешься), а с каким-то вьедливым, кропотливым удовлетворением. Даже Торжеством, продписываясь заочно под все дальнейшие фокусы и шутки провидения.
 Итак, В горечь по поводу политической неразберихи на родине(автор, в силу низкой душевной организации, не имеет гражданских чувств, но подозревает значительную их силу у Летова), покрытая экзистенциальным ужасом, приходит к третьему куплету.
А моей женой накормили толпу,
Мировым кулаком растоптали ей грудь.
Всенародной свободой разорвали ей плоть.
Так закопайте ж ее во Христе,
И все идет по плану
Здесь- вопль, закрытый в горсть, прижатую к лицу. Скорбь, дребезжащая в горле. Эмоция, нежели мысль, и, автор, существо уравновешанное, даже меланхоличное, все равно не может не присоедениться к этой надрывной надгробной эпитафии.
Как мне говорил один панк, поклонник творчества Летова, "Жена" здесь- Яна Дягилева, канувшая, так сказать, в лету (прошу прощения за эту шутку, но они наверно, оба бы ее отценили- Янка покончила с собой, сбросившись в реку с моста.) Но странно было бы ждать от Летова столь резкого скачка от круто замешаного Символизма к Романтике. Впрочем, как писал И.Бродский, женщина- образ души для мужчины. Но, по моему, в стихотворении все же более про Душу, Музу, нежели про отдельного человека.
"А моей женой накормили толпу," иначе говоря, человечество, в своем триумфальном шевствии к светлому завтра (автор, в бессильной слепоте своей, продолжает верить) использовало, растратило созидательные силы Души для создания конгломерата общественных связей.
"Мировым кулаком растоптали ей грудь."- что, в конечном итоге являеться результатом социализации? Вместо того, чтоб созидать прекрасный, ни на что не похожий мир, человек использует свой дух, поддерживая стенки своей темницы. Здесь: Летов"В руках ребенка сверкает нож, но я надеюсь, что это- ложь." Или: "САМОКАТ черно-белых снов прокатился в простых умах".
"Всенародной свободой разорвали ей плоть." Всенародная свобода- понятие довольно скользкое. Толпа всегда неправа. Ключевое слово- Плоть. Плотские мотивы, плотские дела, приземленные мысли, жадные руку, загребущие пальцы... И вот- стоит поэт, и хриплым панегириком провожает душу мира.
Но отчего? Автору нравиться думать, что причина- в том, что люди бояться и любят бессилие, что никого Врага рода человеческого нет. Кто знает, впрочем.
"Так закопайте ж ее во Христе,"- однако память все равно останеться. Невозможно до конца убить совесть, и даже если внутрености до краев завалены кайфами- все равно прижигать время от времени будет. Надежда есть, и когда нибудь мы выкарабкаемся.
Страшно, страшно. Мир во мгле, и урла по подворотням спешно дожевывает нежную плоть музы... Как воскликнул бы Иван Карамазов: "Ну и где ваш Бог?!" Однако Летов в очередной раз со смирением преклоняет голову и говорит:
"И все идет по плану"
Неужели и тьма спланирована? Неисповедимы пути, как говорят. Что ж, по плану- так по плану. Верю, принимаю, жду.
Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь,
А все другие остальные - такое дерьмо,
А все другие - враги и такие мудаки.
Над родною над отчизной бесноватый снег шел.
Я купил журнал "Корея" - там тоже хорошо.
Там товарищ Ким Ир Сен - там то же, что у нас.
Я уверен, что у них тоже самое,
И все идет по плану.
стихотворение, есть продукт не личности, но языка (как писал Бродский, от себя могу добавить- не языка, а духа), и поэтому начинается из абстрактного, из бессознательного. Первый куплет был без оценочным описанием наглядной политической ситуации, во втором душа созерцает зарождение личности внутри стихотворения, а в третьем- личность ужасается увиденным вокруг. В четвертом же куплете действует не дух, запертый в теле, но человек, индивидуум- И;горь Фёдорович Ле;тов.
"Лишь один дедушка Ленин хороший был вождь,
А все другие остальные - такое дерьмо,
А все другие - враги и такие мудаки." Автор не берется комментировать субъективное мнение Гения на рулевых русской тройки.
"Над родною над отчизной бесноватый снег шел." Все равно все с неба. И в самом деле- куда от него денешься- оно же везде.
"Я купил журнал "Корея" - там тоже хорошо.
Там товарищ Ким Ир Сен - там то же, что у нас." Ключевые точки сопряжения сарказма- слова: "Тоже" и "То же". Ну и само сравнение- мол СовОк жив и здоров, просто выкупался, почистил перышки.
"Я уверен, что у них тоже самое," Уверен- да, дальновидно кивает головой Игорь Федорович.
"И все идет по плану." Смысл- политический, Мол- пролетарии всех стран объеденяйтесь.
Вообще, как говаривал дон Хуан Матус, в поэзии весь смысл сосредоточен в первом четверостишие, а дальше- болтовня. Мне лично кажется, что первые несколько строф- это как бы разгон, взлетная полоса, а основной смысл, эссенция духа, действительно, сконцентрирован весьма сжато. Четвертый и пятый куплет- это резкие речи усталого, изможденного борьбой человек, для которого нет ни отдыха, ни поворота назад, ни услады. На самом деле, иногда хочется побыть не рупором высших сфер, а просто самим собой.
"А при коммунизме все будет заебись,
Он наступит скоро, надо только ждать.
Там все будет бесплатно, там все будет в кайф.
Там наверное вообще не надо будет умирать.
Я проснулся среди ночи, и понял что
Все идет по плану."
Ну, с коммунизмом, положим, понятно- чего уж тут сомневаться. "Только ждать"- то есть, собственно, никаких усилий и не надо. Все само собой придет, уйдет. Психология раба.
"Там все будет бесплатно, там все будет в кайф." Ну а чего же еще, в самом деле? Что нужно человеку? Все в кайф, набитое пузо, уверенность в завтра, уверенность во вчера.
"Там наверное вообще не надо будет умирать." Рецедив. В одном стихотворении вторая вспышка смертной тоски. Сильно его, видно, в дурке грызло. Грядущая смерть обесценивает все.На фоне смерти конкретно проступает изначальная индивидуальность, что, при должном внимании, позволяет отсечь иллюзию. Но некоторые, из любви к комфорту, предпочитают ее не замечать, а точней- замешать, заместить. Таким образом- бессмысленая жизнь, подаренная не тому. И все это- на глазах.
"Я проснулся среди ночи, и понял что" Неожиданно, невовремя, ненужно... Пробуждение в стране спящих.
"Все идет по плану."- ну чтож, начнем, наверно так. "Тревога разыгралась, улеглась..." Песня кончилась.