Малоизвестная история. Провокация...

Василий Дмитриевич Фёдоров
                Малоизвестная история...



ПРОВОКАЦИЯ В КЕМЕРОВСКОМ АЭРОПОРТУ.


    Эта история рассказана мне главной очевидицей тех событий, которая отвёла  от поэта Василия Дмитриевича Фёдорова надвигающуюся  беду.
 
   Тамара Ивановна Махалова  – друг семьи поэта  и его супруги Ларисы Фёдоровны -  внесла неоценимый  уникальный вклад  в  прижизненное увековечивание  Поэта России и Сибири,  одна из первых, после его земного ухода 19 апреля 1984 года, издала несколько книг в Кузбассе, документальные фильмы о поэте...

   Как выяснилось из беседы, сопоставляя  аргументированные  факты,  это был 1979 год.  Об этом чуточку  кратко-подробно, чтобы яснее представился  замысел провокационного  удара  и его трагические последствия в дальнейшей судьбе Поэта,  да и считай,  для Русской литературы в целом, зная, что поэт и прозаик Василий Фёдоров был совестливым, связующим,  огненным поэтом  плеяды Русских мужиков… Являлся бессменным секретарём  правления Союза писателей РСФСР,  член правления  Союза писателей СССР и Московской писательской организации.
 
   Будучи лауреатом  Государственной премии РСФСР   имени М.Горького  1968 года за книгу стихов «Третьи петухи» и романическую поэму «Седьмое небо», он был выдвинут на звание лауреата  Государственной премии СССР 1979 года  – высшей награды  Родины в области литературы.

  Этому предшествовала кропотливая, изнуряющая работа на протяжении последнего десятилетия, из которого добрая половина ушла на создание новой грандиозной иронической поэмы в семи песнях «Женитьба Дон-Жуана», которая, к сожалению,  до настоящего времени досконально не изучена в литературных и научных кругах, не дана достойная оценка мирового поэтического шедевра, когда «большое видится на расстоянье…».
 
    Мало того, уже и  Имя поэта стали беззастенчиво замалчивать – «заносить  песком времени»…

    Кроме написания и завершения поэмы в апреле 1977 года, Василию Фёдорову потребовалось  и дальнейшее продвижение своего детища  на страницах газет, журналов и книг, которое  по различным надуманным предлогам стали «саботировать», поднимая, с придыханием,  указательный перст к потолку.  Под прессом властного давления  последовал отказ  печатать журнальный вариант  в «Молодой гвардии», где поэт длительное время работал в составе редакционной коллегии,  нешуточные дебаты при обсуждении поэмы проходили  и в журнале «Москва»… 
     Об этом более подробно в своих воспоминаниях «Суровый счёт ведите всем утратам» написал Анатолий Парпара.

    Как это не печально, но всё происходило в канун предстоящего 60-летия Поэта…   
Все прекрасно знают, что главный подарок для поэта, писателя – его прижизненная Книга,  вдвойне-втройне – с новым произведением в юбилейный год.
 
       Выход из затруднительного положения был найден с человеческим фактором. Большая заслуга принадлежала близким друзьям поэта:  есениноведу, литературоведу, Ю.Л.Прокушеву, истинному ученику  Поэта поэту В.В.Сорокину , возглавлявших  в тот период  издательство "Современник".
    2 сентября  1977 года Поэма была сдана в набор, а 12 декабря -  подписана к печати и издана, надо же такому случиться,  в Рязанской областной типографии тиражом 50 тысяч экземпляров.
     Это был неслыханный прорыв сквозь цензуру и замалчивание…  Сдвинулись дела с места и в журнале "Москва", опубликовавшем в первых трёх номерах 1978 года журнальный вариант Поэмы.

     Ничего не оставалось, как  самому читаемому  всеми в стране  многотиражному журналу  (1 млн. 609 тысяч) «Роман-газета»  в августовском номере 18 опубликовать поэму "Женитьба Дон-Жуана", в числе ещё двух поэм других авторов.  Именно этот авторитетный журнал в Советском Союзе давал дальнейшую путёвку в жизнь  –  к последующему изданию авторских книг в издательствах...
     Как ни парадоксально, но Книга с поэмой вышла гораздо раньше – к юбилею поэта Василия Фёдорова.

    Пройдясь по умам человеческим,  Поэма заявила о себе во весь голос на бескрайних просторах Страны…  Ничего не оставалось властям разного уровня, как выдвинуть Поэта на звание лауреата Государственной премии СССР.
 
     В этой статье не стоит задача показать всю новаторскую мощь автора поэмы, ту внутренную,  бескомпромиссную  борьбу в  литературных кругах того времени.
    Сейчас, спустя тридцать с лишним  лет,  это видно невооружённым взглядом на разломе когда-то «Страны Советов»  и возрождения  прежней и новой России…

    Кому-то в цекистских кругах это было не по нутру.  Решено  взять реванш с помощью типичной провокации, не где-нибудь, а на родной земле Поэта в Кузбассе. Раструбить на всю округу... Изощрённость   и кощунство – на лицо…
 
     В аэропорту, а дело было осенью, во время отправления семейной четы Фёдоровых в Москву,  после их ежегодного пребывания
на отдыхе – на Малой Родине поэта, на «сцене» появился  импозантный «чёрный человек», как будто из поэмы Сергея Есенина…

    И вот здесь женская  интуиция, журналистское чутье и хватка  Т.И.Махаловой не подкачали. Она сразу  заприметила  и вычислила намерения данного типа, обратившись  «на всех парах» в милицию.  Высказала  и обосновала в присутствии стражей порядка замысел провокационных действий со стороны неизвестного, который в свою очередь, когда его «раскусили»,  постарался по тихой  ретироваться с  «поля боя». Одним словом – Тамара Ивановна успела, предупредила, отвела угрозу...
 
     Фёдоровы успешно улетели в Москву…
 
      Но на этом  злоключения не закончились.

      Василий Дмитриевич Фёдоров заслуженно получил 14 декабря 1979 года в Кремле звание лауреата Государственной премии СССР в области литературы…
 
    Да вот, горчинка,  у него осталась на всю оставшуюся жизнь… 
В Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР  указана безликая и уничижительная формулировка  – 
за произведения последних лет (лирические стихи и поэмы).
   Удар был в самое сердце Поэта...

       А вся правда проступила на бумаге  в 1982 году, когда в издательстве «Советский писатель»  50-ти тысячным тиражом вышла лауреатская книга  Поэта «КАК ЦВЕТЫ НА ЗАРЕ»,  где наряду  с бесцветной формулировкой, указано содержание самой книги, в которую вошли:

– Книга «Как цветы на заре» с  циклами:  «Назаркина гора», «Прометеев цвет», «Как цветы на заре»,  «Заметы».
– Ироническая поэма в семи песнях «Женитьба Дон-Жуана»…

  Постаралось и издательство «Советская Россия», выпустив  книгу поэта с поэмой тиражом 75 тысяч экземпляров.

    Так уж вышло, что 1982 год – был годом тяжёлых жизненных испытаний в судьбе Поэта, явив ему ангела-хранителя в лице профессора Т.И.Шраера…

  Две книги явились бальзамом на  больную Душу поэта…

  Многим поэтам поколения Василия Фёдорова,  более ранним и последующим, выпала горькая жизненная и литературная судьба.  Не обошла она и его самого…

    У  Василия Фёдорова есть два  стихотворения-посвящения поэтам разных поколений: «На Парнасе»  –  опубликованное,  при его жизни,  в газете «Литературная Россия» в  октябре 1980 года  и  «Русские Поэты»  – там же, но в феврале 1987 года,  – на трёхлетие памяти  уже самого автора…
Рядом –  и  последнее  завещательное стихотворение-напутствие  молодым поэтам будущих поколений  «Олимпийский мотив»  из литературного наследия  Василия  Дмитриевича Фёдорова.

    Здесь они приводятся вместе, чтоб читались как единое целое:

 НА ПАРНАСЕ

  Потускнел,
  Осиротел Парнас.
  С юности стоявшие над нами,
  Вы ушли, старейшины, и нас
  Сделали до срока стариками.

  Ваши троны
  В честолюбье злом
  Штурмовали неуки оравой.
  Как птенцу бывает под крылом,
  Было мне легко
  Под вашей славой.

  Слово,
  А не звёздный блеск венца,
  Вашу правду не в угоду стилю
  Я любить учился до конца,
  Как умели вы любить Россию.

  В дни
  И ратных бед,
  И в недород
  Вы учили в назиданье плутням
  Не по праздникам любить народ,
  А по горьким и тяжёлым будням.

  Презирая лёгкое словцо,
  Говорили вы без чертовщины,
  Что Природа – Родины лицо,
  Не прибавьте новые морщины.

  Прорва дел!
  Но как себя ни гробь,
  Вряд ли будет чище век угарный.
  У поэта мировая скорбь
  В наше время
  Стала планетарной.

  Потускнел,
  Осиротел Парнас.
  В мудром слове бывшие отцами,
  Вы ушли, старейшины, и нас
  Не успели сделать мудрецами.

  Между тем
  Кипит раздоров ярь,
  И уже – вы слышите ль, поэты:
  По ночам космический звонарь
  Глухо бьёт
  В колокола-планеты.

  1971.

  РУССКИЕ ПОЭТЫ

  Они судьбу не выбирали,
  Судьба их выбрала сама
  За блеск таланта и ума,
  В момент, когда они сгорали.

  В их гордой жизни без кривуль
  Страшит непонятая блажь их.
  Увы, ни собственных, ни вражьих
  Поэты не боялись пуль.

  Они весь мир
  Объять могли.
  В них удивительно,
  Как чудо,
  Высот надземных амплитуда:
  От бога
  До – щекой земли.

  Они в судьбе своей большой
  Непостижимые в размахе,
  Глубокой думой –
  Патриархи,
  Гусары
  Сердцем и душой.

  Они у смерти на виду
  Бывали пагубно охочи
  Ходить по краю дня и ночи,
  Чтоб видеть солнце
  И звезду.

  Как необъятное объять,
  Затмить вражду
  Своей судьбою?..
  Вам, дальним,
  Занятым собою,
  ПОЭТОВ РУССКИХ
  Не понять.

  1983(?)


  ОЛИМПИЙСКИЙ МОТИВ

  Куда спешим?
  Зачем?
  Застать ли новый век
  Или поспеть в беде,
  К ковчегу Ноеву,
  У каждого из нас
  Свой олимпийский бег
  И каждый спотыкается
  По-своему.

  Казалось бы,
  И вовсе не отстал,
  А лишний раз вздохнул,
  Зовя остуду,
  И вот второй встаёт
  На пьедестал,
  На этом вздохе
  Выиграв секунду.

  Но ты, поэт,
  Не бойся опоздать,
  Любя Отчизну,
  Как свою невесту,
  Успей, Мой Друг,
  Ей новый мир создать,
  Чтоб не пришла она
  К пустому месту.

  Но ты, поэт,
  В бряцанье ложных лир
  Иль в ярких красках,
  Отданных химерам,
  Ты, в горестях
  Зачавший новый мир,
  Каким измеришься
  Секундомером?

  1984


  Александр Северный
  30.10.2013

*
Статья посвящена предстоящей 30-летней Памяти Поэта России и Сибири
ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ФЁДОРОВА...

*
Для полной объективной ясности –
Лауреаты Государственной премии СССР 1979 года:
(фрагмент списка)
– Зильберштейн, Илья Самойлович, – за книгу «Художник-декабрист Николай Бестужев» (2-е издание, 1977)
– Коптелов, Афанасий Лазаревич – за роман «Точка опоры» (1973–1977)
– Рождественский, Роберт Иванович, – за книгу стихов «Голос народа» (1977) и поэму «210 шагов» (1978)
– Фёдоров, Василий Дмитриевич – за произведения последних лет (лирические стихи и поэмы)
– Шкловский, Виктор Борисович, – за книгу «Эйзенштейн» (2-е издание, 1973)