Предисловие к книге Иду на восток Москва, 2004 год

Борычев Алексей
ЧЕРЕЗ СТРАДАНЬЕ И ПОЗНАНЬЕ

Алексей Борычев сформулировал сверхзадачу своей книги (или, точнее, работы, как он её называет), с непосредственностью , достойной новой литературной генерации и нового литературного времени – попытка объединить науку и поэзию.
Смело, не правда ли?
То есть, «в одну телегу впрячь» всё-таки можно «коня и трепетную лань» – решил молодой поэт и предложил читателю весьма солидный фолиант, интеллектуальный диапазон которого измеряется как
разнообразно постижимыми понятиями, так и вполне непостижимыми для рядового читателя – такими, например, как трёхмерное пространство…
Думаю, что так и отпугнуть читателя недолго.
Между тем, сам автор вполне отдаёт себе отчёт и порой замечательно текстуально подтверждает мысль о том, что поэзия – прямое обращение к душе, чаще минуя логику.



Вот, думаю, здесь, в пределах этого убеждения, и обнаружится баланс, необходимый для наиболее гармонического общения с универсальным читателем. А именно такого читателя будет искать эта сложная и интересная поэтическая работа. Эта книга, которая начнёт жить своей непостижимой жизнью. И наблюдение за самостоятельной жизнью книги, я уверена, даст автору новые и, возможно, неожиданные, впечатления. А ещё, возможно, и перевернёт некоторые его взгляды на мир.
Наиболее состоявшимися видятся мне в книге сонеты Алексея Борычева, явно или тайно наследующие традицию шекспировских сонетов. Особенно примечательны из них – наиболее яркие в смысле наследования традиции – «Рассудок говорит мне: «Доброта глупа» и «Болезнь цивилизаций». При всей громоздкости задачи и тяжеловесности метода, исследуемого автором, приятно неожиданной будет для читателя очевидная лёгкость поэтического дыхания, изящность поэтического шага в стихотворении "Весна".
Читатель сч;стливо забудет о принципах формальной логики, прорвавшись не без усилий через дебри философии и физики к тонкой живописи в таких стихотворениях как «В небе серый ладан, тяжкий дым болот» и «Время – белая нить! Пространство – чёрный бархат!».
Тень века серебряного и рационального Брюсова будет путеводительной в книге для тех, кто умеет кожей чувствовать «метафизический сквозняк».
В этой части книги они обнаружат и настоящую поэтическую удачу – незаёмную и цельную, - прочитав стихотворение «Война»: «Летает пух лебяжий по планете. Томится бомбами избитая Земля». Этот образ (как и всё стихотворение в целом) лебяжьего пуха представляется мне одним из наиболее ярких и точных не только у
А. Борычева, но и в новой русской поэзии вообще.





Перед Тобой – честная, яркая живая книга современного поэта. Намереваясь опереться на надежный научный костыль, он отбрасывает его в пути и со свойственной ему предельной откровенностью заключает: « Поэзия науке не близка».

Впрочем, поживем – увидим.


Лариса Баранова – Гонченко,
литературный критик,
статс-секретарь
Союза писателей России,
Заслуженный работник культуры РФ,
советник по вопросам культуры Г. А. Зюганова

ноябрь, 2003 год