Безумный Леонардо

Оксана Мыслович Чайкивська
***
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.» ©Джорджио Вазари

***
Как же легко человек привязывается к вещам, к которым не стоит. Наверно именно в этом и есть вся его неидеальность.
Я помню тот день, когда ко мне пришел мсье Франческо. Ты должна была стать подарком для его жены. Он пригласил меня к себе в гости, будто просто на ужин, а на самом деле для того, чтобы я смог изучить каждую деталь ангельского лица мадам Герардини. Признаюсь, я не ожидал, что это знакомство станет началом моей зависимости от тебя. Если бы я только мог предвидеть хоть один из тех моментов, которые мне вскоре пришлось бы пережить,  я, может быть, и отказался бы от этого знакомства.  Помнится мне, мсье Франческо даже приревновал меня к своей жене, настолько пристрастно и бесцеремонно я всматривался в её бездонные карие глаза, её нежную, но в то же время дьявольскую, улыбку, что могла свести с ума даже праведника. Слегка округлые очертания овала лица время от времени прикрывали локоны шелка длинных каштановых волос. Каждое движение этой леди, как будто выплывало из предыдущего и сливалось воедино со следующим. В тот вечер я впервые почувствовал, как на самом деле можно желать. Как на самом деле можно чувствовать потребность в соединении воедино со своим творением.  Я будто услышал, как зовет меня чистый холст. Это был твой голос... Манящий, искушающий... Ты будто шептала мне о том, как хочешь увидеть мой мир.
В тот же вечер я приступил к работе. Я забылся во множестве эскизов, брошенных мною на пол, то ли из-за их уродства, то ли из-за моей неуклюжести. И каждая моя неудача сопровождалась твоим смехом. Ты издевалась. Видимая моим воображением, улыбка ухмылялась, смотря на мое бесполезное стремление создать идеал женственности. Я же пытался доказать тебе, что смогу тебя нарисовать, что смогу написать твой портрет так, как никто другой в этом мире. И я наносил штрих за штрихом заново на новом холсте. Идиот... Только потом я понял, что начинать писать твой портрет нужно совсем по-другому. Ты ведь не как все, совсем другая... Моя страсть, моя любовь и боль, вся моя жизнь. Я начал писать свой идеал… Первыми появились глаза. Именно они становятся первым методом познания окружающего мира. Но твои глаза были другими.… Казалось, они знали все. Видели насквозь каждого. Пытаться спрятать что-то от них, было бесполезно. Мне очень сложно было отобразить их. НО, видимо, леди сама желала явиться предо мною, ибо спустя несколько дней взгляд Джоконды заговорил из холста. Теперь я слышал тебя отчетливо точно. Ты больше не смеялась. Теперь ты начала капризничать…
Что я мог сделать для тебя? Я всего лишь художник, а ты – идеал моих мечтаний. Я уберегу тебя…
Я зарабатывал на жизнь тем, что умел делать лучше всего. А все, что я, по-моему, делал профессионально точно – это писал картины. Скульптура, научные опыты – это все совсем ещё увлечение.  Заказы приходили от самых уважаемых людей. Но, как только я брался за какую-то работу, взгляд на полу пустом холсте как будто меркнул. Мне казалось, я слышал только одно слово: "Предатель". Ты снилась мне ночью, не давая видеть ничего, кроме себя. Твой облик не давал мне покоя... Когда я занимался твоим портретом, ты казалась ангелом, но стоило отвлечься, я видел твое разочарование во мне и тогда, тогда ты снова исчезала, отдалялась. Да, признаюсь, время от времени я и сам хотел забыться в чем-то ином, и, если я писал что-то вроде пейзажей все было спокойно, а портреты… Во всех я видел тебя и твою с ними схожесть . На время я успокаивался, но, едва закончив очередную работу, я возвращался к своей Лизе. То ли боялся больше не увидеть тебя в толпе, как всегда, то ли это уже сказывалась моя зависимость. До ужасной головной боли боялся, что забуду тебя. С какой-то паникой снова приступал к твоему созданию. И так долгих четыре года. Моя мона...

***
«Мона Лиза улыбается музыкантам и клоунам, которых мастер пригласил, чтобы развлечь скучающую во время позирования даму. Улыбается мило и застенчиво…»©Джорджио Вазари

***
Потом я решился на отчаянный шаг. Я наконец-то понял, чего ты хотела, а ты желала веселей. Некоторое время каждый день мой дом посещали шуты, уличные певцы и лирники. Они должны были развлекать тебя. Пусть говорят, что я сошел с ума. Пусть потом, через века, меня назовут безумцем, но моя цель была в том, чтобы удовлетворить твое самолюбие, чтобы наконец-то ты решилась открыться мне. И я снова начал писать твой портрет. Тонкая линия бровей, твой прямой деликатный носик, слегка вытянутой овал лица, шелковистые, спадающие на плечи, волосы, а главное – улыбка. Наконец-то мне удалось хоть на долю правдиво отобразить её безупречность.
И что же ты сделала дальше? Я просто понял некую истину, после которой мне захотелось закричать. Мне, старику, захотелось сбежать от тебя. Ты, оказалась далеко не ангелом. Было в тебе что-то от демона. Было что-то в твоем образе, что сводило меня с ума. Почему я не понял этого раньше? Зачем я так легко повелся на твои капризы. Зачем я потакал всем твоим желаниям, ублажал тебя? Лиза… ЛИЗА – мое проклятие, моя боль и… ДА! МОЯ ЕДИНСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ.
Никогда не думал, что женщина, изображенная на холсте, настолько может свести с ума мужчину. Но ты – могла это себе позволить, и не только со мною. Так и не закончив портрет, я уехал из города. Я больше не мог оставаться в этом месте, где все кричало о моих безумствах. Отправившись во Францию, я забрал портрет с собою. Вскоре меня пригласили на банкет в замок самого Короля и я не посмел отказаться. Это была чудесная возможность спрятать тебя. Всем же известно насколько Франциск I большой ценитель искусства. Я тайно пронес в замок Мону и передал её Королю лично. Так наше с тобою путешествие временно окончилось. Тебя забрал себе на сохранение Король. Только ему я мог доверить тебя, мою Джоконду.
Далее я пытался писать ещё картины, проводить исследования. Но все это блекло, только стоило вспомнить тебя. Через пару лет, я ощутил свою близкую смерть. Она кралась ко мне тихо и не заметно для других. Настало время снова посетить Франциска.
Как только Король услышал мое желание закончить твой портрет, он предоставил мне личный кабинет в своем замке, лучшие краски, сделанные из масла редчайших цветов и трав Франции. По его словам ты – достойна лучшего, что есть в этом мире. Мазок за мазком. О нет… Точка за точкой я наносил цвета на ранее созданные штрихи. И вот… к моменту, когда я уже почти не мог двигать пальцами правой руки, моя Джоконда была завершена.

***
1 Мая 1519год.
Мсье Франческо, умоляю вас прибыть к учителю. Он умирает.
С Уважением, Франческо Мельци

***
Свою смерть я встретил вместе с другом и королем. Кто же не мечтает о такой смерти? А мне-то, рожденному не в благословленном церковью браком, а самым обычным незаконнорожденным моею матерью крестьянскою. К счастью, хоть детство было у меня более менее беззаботным… Без зависимости от твоего туманного облика.