Форма и содержание. Размышления на тему

Олег Бобров-Южный
   Надеюсь, ещё остались люди, соприкасавшиеся с материалистической философией и помнящие один из её законов о единстве формы и содержания. Хотелось бы сказать несколько слов о форме и содержинии применительно к стихотворчеству.
   С содержанием всё просто и понятно. Наконец-то выяснилось, что мир наш мал и всё в нём практически открыто, что мозг кроманьонца и современного человека идентичны, органы чувств тысячелетиями не модернизировались, что все возможные сюжеты давно описаны в Библии и теперь возможны только их ВЕРСИФИКАЦИИ. Поэтому любая тема, берущаяся на прицел поэтом, изначально является банальной, поскольку наверняка и неоднократно обыгрывалась другими, весьма вероятно, талантливыми людьми. Мы не можем выдумать ничего нового ни в сфере фактов и сюжетов, ни в сфере эмоций и чувственных  реакций.
   Что отличает хорошие стихи от плохих? Это, конечно же, наличие литературных способностей и навыков, а также знание основ, я даже сказал бы, ЗАКОНОВ стихосложения. При этих условиях и достаточном культурном уровне автора получаются хорошие, добротные стихи.
   Что отличает ПОЭЗИЮ от хороших стихов? К перечисленному добавляется новый оригинальный взгляд личности на казалось бы известную тему и собственный индивидуальный инструментарий, подразумевающий авторскую лексику, нетривиальное использование поэтических приёмов ( олицетворений, метафор, гипербол и т.п.), особенности синтаксического построения стихотворной формы произведения.
   Русский человек  -  счастливый человек. Он обладает действительно уникальным языком с неограниченными возможностями, полным нюансов, гибкости,  многомерности и многозначности  -  может быть, это - единственное богатство, которое осталось у русского человека. Поэт, мастер, владеющий языковым инструментарием, добивается исключительных результатов.
   Взаимосвязь души, интеллекта с уровнем владения языком неоспорима; чем беднее разум, тем примитивнее язык: нехватка слов для выражения чувств характеризует не язык, а его носителя. Вот и слышим со всех сторон: "как бы", "на самом деле", " не понимал о том" и т.д. Там, где умирает язык, умирает и нация  -  это нужно твёрдо усвоить. Необходимо ратовать не только за сохранение живого разговорного народного языка, но и за глубокое изучение языкознания от орфографии до синтаксиса.
   Теперь, собственно, о стихотворной форме, то есть о комбинировании стихов  определённым образом в зависимости от художественной задачи и соответственным оформлением знаками препинания.
   Я, право же, в недоумении. Одни авторы, опубликовав произведение вполне традиционно, второе печатают со знаками препинания, но каждый стих с маленькой буквы. Или каждый стих с заглавной буквы, но без пунктации. Или с маленькой буквы и без запятых. То в строчку, как в школьных изложениях, но с соблюдением правил правописания. То в строчку без каких-либо правил.
   Я хочу понять, что это значит. Как нормальный человек. я знаю что любое действие или событие должно иметь под собой разумную логическую почву, что оно должно быть объяснено необходимостью или качественным улучшением. Где всё это?
   Мир вокруг нас ритмичен и периодичен: смена времён года, дня и ночи, моргание ресниц, ходьба или бег, сокращения сердца, ритмика фрикций, чёрт побери, музыкальные такты  -  это чередование действий и пауз, основа нашего восприятия. В этом плане мы недалеки от пещерного человека, просто призывные удары палкой по полому стволу дерева сменились механической дробью барабанной  установки.
   Волшебная притягательность поэзии также заключается в ритмичной смене голоса и пауз. Стихотворение делится на стихотворные строки именно  для  того, чтобы, с одной стороны, обозначить смысловую целостность, а с другой  -  указать на необходимую паузу во время прочтения в независимости от наличия или отсутствия знака препинания; задаётся РИТМ произведения. Каждый СТИХ является обособленной единицей, которую принято обозначать заглавной буквой. Несколько СТИХОВ, объединённых тематически или синтаксически, группируют в двустишия, трёхстишия и т.д. Всё это делается не забавы ради, а для того, чтобы стихотворение звучало так, как было задумано автором, чтобы учитывались все тонкости и детали, и, собственно, форма стихотворения является НАГЛЯДНОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ к его правильному прочтению.
  Странно и дико, пользуясь столь сложным и многогранным языком, структура которого испещрена всякого рода вводными словами, причастными и деепричастными оборотами, обособленными определениями, сложными симантически зависимыми конструкциями, не применять пунктации. Некоторые произведения я разгадывал, как шарады. Какая в том польза? Где разумная обоснованность? Или это очередной "тренд", то бишь выпендрёж, подобно звучному обзыванию "катреном" чего ни попадя?
  С языком, особенно  русским, нельзя быть небрежным. Даже классик  как-то по невнимательности написал:" Что в имени тебе моём?". А в программе "Вечерние стихи" хороший, в общем-то, поэт продекламировал: ".... иконопись  дня." И долго не мог понять, отчего все смущённо заулыбались.
   Очень часто получается, что когда легкомысленно, бездумно, необоснованно совершаешь нечто, вокруг  -  сплошная " иконопись дня"...