Наварра

Эльза Попова
История  шедеврами  политики  сильнА,
Прошедшее  мелькает  в  настоящем.
Природа  у  обычного  безумия  странна,
А  образ  прошлых  лет  весьма  навязчив.

                В  предгорье  Пиренеев  живописные  леса,
                Здесь  воздух  лёгок, дышится  привольней.
                У  Генриха  Наваррского  тяжелая  стезя,
                Набат  звучит  со  старой  колокольни.

XVI  век  для  Франции  ознаменован  был
Событиями  крайностей. Расколом.
Могущество  дворянства, буржуазный  крепкий  тыл
И  феодалов  новая  "крамола".

                С  серьезностью  относится  народ  к  различью  вер.
                Воинственность, как  ремесло, не  ново.
                Делить  им  было  нечего. Но  раньше... А  теперь
                Жизнь  светская  в  цене  почти  грошова.               

Вассалы  оказавшись  не  у  власти, не в честИ,
Протест  низов  направили  умело;
На  фоне  неудачных  войн - правители  слабы
И  будущее  явно  багровело.

                Католики - давнишняя  опора  для  двора,
                Испания  сутану  прикрывает.
                А  гугеноты - пришлые, их  вера  молода,
                Здесь  Англия  в  свою  игру  вступает.

О, сколько  раз  был  мир  меж  сторонАми  заключён!
Веротерпимость  проводить  пытались.
Но  оставался  каждый  раз  эдикт  не  соблюдён,
Уступки  вновь  гонения  сменяли.
 
                Блистает  Лувр  огранкою. Фрейлины  в  жемчугах
                Затмили  ненадёжность  у  альянса.
                Принцесса  бриллиантами  сверкает  в  зеркалах,
                Склонившись  в  безнадежном  реверансе.
               
Екатерина  Медичи, могущественный  Гиз
С  Бурбонами  проявят  артистичность.
В  борьбе  за  власть  в  политике  не  нужен  компромисс,
Для  тех, кто  разжигает фанатичность.

                Процессия  торжественна, наряжена  в  шелка.
                Задёрнуты  кулисами  идеи.
                Король, за  ним  два  герцога - три  брата  Валуа
                Не  знают, что  фортуна  им  изменит.

У  Королевы-матери  давно  готов  вердикт.
Cклонить,  шпионя,   к  нужным  соглашеньям.
Благополучье  нации  ведёт  её  в  тупик -
Ниспослано  для  всех  нравоученье.

                Чернь  хочет  покуражиться  и  собран  всякий  сброд.
                Войска  вербует  неустанно  Лига.
                Мушкеты  заряжаются. Псалмы  поёт  приход.
                Вельможи  жаждут  непомерных  выгод.

Гнев  "праведный"  слепил  сильнее  солнца  в  небесах.
Курок  взведённый  оказался  спущен.
Святые  Михаил  с  Варфоломеем  при  свечах
Молитвами  встречали  божьи  души.

                В  плену  буйно помешанных, здоровый  индивид
                Лавирует  среди  богослужений.
                Скрывать  он  мысли  вынужден, таиться  и  хитрить,
                Не  вызывая  общих  подозрений.

Терпимость - это  мужество. Цель  бесконечных  войн -
Распад, уничтоженье  государства.
Но  вслед  за  мракобесием  подполз  особый  строй -
Стяжателей, далеких  от  бунтарства.

                На  смену  верноподданным  приходят  торгаши,
                А  честность  превращается  в  подкупность.
                Толкуют  судьи  в  пользу  тех, чьи  туже  кошельки.
                Корысть  скупает  рыцарскую  доблесть.

У  Генриха IV   от   этих  горьких  дум
Усталость. Многим  помыслам  не  сбыться.
Религиозный  век  преподносил  судьбы  триумф,
Душой   лишь  предлагая  поступиться.

                И  дорого  обходится  с  короной  рандеву,
                Интриги  поднимают  волны  спеси.
                Не  избежав  клинка, оставил  добрую  молву:
                «Париж  /как  все  мы  знаем/  стоит  мессы».










По  мотивам  книги  Генриха  Манна
"Молодые годы короля Генриха IV".




P.S.

Действия  Святой  Инквизиции  и  засилье  феодалов  способствовало  росту  числа  протестантов,
высмеивавших  католических  священников  и  мессу.Это  привело  к  междоусобным  религиозным  войнам
/во  Франции  их  было восемь/, получивших  международный  характер в  XVI и XVII  веках.
 
Поддерживали  протестантов  такие страны,как Англия, Голландия и германские государства,
их  защитниками  были   Елизавета Английская, Вильгельм Оранский, Генрих IV Наваррский,
который  в  Варфоломеевскую  ночь  выжил  только  благодаря  тому, что  отказался  от  веры.
Став  пленником  при  дворе, он  сумел  войти  в  доверие   к  Екатерине  Медичи, подружиться с   герцогом  Гизом,
три  года изображать  из  себя  шута  и  выбрав  удобный  момент,  бежать  в  свои  провинции,
которые  к  тому  времени  поставили  на нём  крест. Нужно  было  опять  восстанавливать  доверие  у  народа.

После  угасания  династии  Валуа, перед  ним  открылась  дорога  к  престолу. Условие  было  одно:
возвращение  в лоно  католической  церкви. Генрих  Наваррский  долго  на  это  не  соглашался.
Но  когда  от  него  отвернулись  друзья  католики  и  Испания  стала  подыскивать  другую  кандидатуру  на  трон,
он  наконец  решился  на  отречение  от  протестантства.
Будучи  королём, Генрих IV  понял  опасность  развития  "государства  в  государстве".
Тем  не  менее, он  старался  обеспечить  мирное  сосуществование  двух  конфессий.
Издается  Нантский  эдикт (13.04.1598 г.) по которому  католицизм оставался господствующей религией,
но гугеноты  получили свободу вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и  пяти  миль  от  него),
в своих замках и ряде сельских местностей.Это  принесло  временное  затишье.
13.05.1610  Мария Медичи торжественно коронована регентшей сына  Людовика  XIII.
А  14.05.1610 г. на пути из Лувра в Арсенал  Генрих IV был смертельно ранен Равальяком,
нанесшим ему два удара кинжалом.

Идиллия веротерпимости и прогресса окончилась в 1685 г. с отменой Людовиком ХIV под влиянием
католической церкви Нантского эдикта.  Ненависть  противоборствующих  сторон выразилась  во многих новых 
кровавых насилиях.Последовавшие за этим запреты и преследования вызвали массовую эмиграцию гугенотов
в соседние  протестантские страны /до 200.тыс человек/.
Они подвергались жестоким преследованиям из-за их религии, их принуждали переходить в католицизм.
Если в большинстве случаев  отказывались переходить, то  лишались своего  имущества,
им не давали выехать из страны.
Прибывшие в  Пруссию гугеноты, составившие примерно четверть населения тогдашнего Берлина,
не только основали свои общины, но и принесли с собой капиталы и навыки для развития текстильной промышленности,
перчаточного и шляпного ремесла, а также новинки сельского хозяйства.
Все это привело к оживлению экономики Пруссии и стало предметом зависти многих других государств.

Надо  сказать, что  у  Германии  всегда  были  своеобразные  отношения  с  Ватиканом.
Достаточно  вспомнить  историю  Средневековья.
В XI столетии папа Григорий VII объявил о непогрешимости римской католической церкви.
Не останавливаясь на достигнутом гордый епископ также присвоил себе власть низлагать монархов, утверждая, что
никто не имеет права оспаривать решения, принятые им, и только он один должен пользоваться правом отменять
решения других.
В полной мере характер Григория VII проявился в его конфликте с германским императором Генрихом IV,
который в 1075 г. созвал в Вормсе собор и обвинил папу в связи с маркизой Матильдой.
За дерзкое пренебрежение папским авторитетом этот монарх был отлучен от церкви и лишен трона.
Напуганный своим одиночеством и угрозами князей, которые, получив папский мандат, восстали против него,
Генрих понял, что ему необходимо примириться с Римом.
Зимой 1077 г. Генрих в  одежде кающегося грешника, без оружия , с женой и ребёнком в сопровождении нескольких
епископов  пересек Альпы среди зимы  /чтобы таким путем доказать свое смирение пред папой/, 
появился у стен замка Каноссы, где папа гостил у Матильды. С непокрытой головой и босыми ногами,
в нищенском одеянии он, дожидаясь свидания, простоял там три дня на лютом морозе.
По истечении трех дней поста и покаяния папе  ничего  не  оставалось, как наконец  отпустить  царю   грехи.
Переезжали  протестанты  и  в  Россию. Известен  проект А. Борриса о переселении в Россию гугенотов и меннонитов. 1729 г.

В 1803  году  Василий  Федорович  Малиновский, директор  царскосельского  лицея,
в  трактате  "Рассуждения  о  мире  и  войне"  предсказал  создание  "общего  союза  и  совета" Европы.









Источники:
Всемирная  история, Французские короли и императоры, под ред. Петера К. Хартманна
http://www.world-history.ru/persons_about/1919.html
http://rulers.narod.ru/rishelie/richelie.htm
Христианский взгляд  http://biblepravda.com/page.php?id=2060
Религиозные  войны  Википедия


фотоколлаж
http://www.liveinternet.ru/users/5010212/post249981418/
кадры  из  фильма "Генрих IV Навваррский"
http://www.pimpam.ru/dvd/24587/screenshots