У нас на СОЛО Н. А. Ягодинцева

Литмастерская Челябинск
Мы рады, что в своем напряженном графике Нина Александровна  Ягодинцева находит время для встреч с нами. Сегодня пришли и приняли участие в работе Литмастерской   выпускники ее литературных курсов Надежда Шемякина, Павел Карякин, Михаил Стригин.

В качестве вступления: По итогам Совещания молодых писателей в Каменске-Уральском  в Союз писателей приняты выпускницы третьего потока Литературных курсов Оксана Ралкова и Елена Раннева. Занятия на курсах следующего набора начинаются 2 ноября, там и будут им вручены билеты. А у тех, кто ещё хочет попасть на курсы, есть время обратиться и записаться.
В ноябре в Кирове состоится совещание ассоциации писателей Урала, Сибири и Поволжья, куда входит более 20 организаций.

В октябре в Калуге состоялся 14-й съезд Союза Писателей России. Съезд долго готовился, перед ним прошли Пленумы в нескольких регионах. Основной вопрос был – выборы Председателя и Правления, ряд вопросов был связан с отсутствием государственной поддержки писателей. Съезд стал очень важным моментом для меня.  Не зря говорится, что лучше один раз увидеть…  Когда попадаешь в перекрестье силовых линий события, многое проясняется.  Структура Союза сохранилась ещё с советских времен, когда всё цементировалось идеологией. А сегодня это идет вразрез с Конституцией, где прописано, что единой идеологии у нас нет. Что касается идеологии, то «свято место не бывает пусто» и отсутствие идеологии – тоже идеология.
Союзом Писателей 19 лет руководит В.Н.Ганичев. Ему достались самые страшные годы, когда ломалось всё. И самое главное, что ему удалось сохранить СП. Сегодня ему противостоит Ю.М.Поляков (Литературная газета), идёт речь о создании альтернативного союза.  Но региональные организации – против раскола. Съезд в этом отношении был очень показательным и важным, хотя и не решил ни одного из насущных вопросов – он и не мог в этой ситуации их решить.
Нина Александровна на сайте Российский Писатель ведет авторскую рубрику «Прикладной смысл». Она посоветовала познакомиться с ее статьями «Действия первого порядка» и «Большие красные кнопки».
На вопрос, что дал съезд лично ей:  «Когда попадаешь в перекрестье силовых линий, начинаешь  понимать, что ты реально можешь сделать. Рубрика на сайте Российский Писатель возникла не случайно и не случайно так называется. Почему огромный опыт гуманитарных наук почти не прикладывается к повседневной жизни?»
Обсуждали разные вопросы. Нина Александровна привезла много газет. Среди них «Русь Державная». Обращает внимание, что в газете много парадных статей. Коснулись и вопроса, почему сейчас даже многими православными отторгается вера. (Точки соединения высоких смыслов и повседневности).
Нина Александровна сообщила, что она утверждена секретарем СП как представитель региона, с чем мы ее поздравили.
- Чем объясняется миллионный тираж книги «Несвятые святые»? – Велика потребность в «чистой» литературе. Привела в пример свое восприятие книги «Ошибка Мойры». Нынешняя идеология античеловечна. Отягощена первобытным состоянием капитализма. Слово «выживать» имеет два смысла. Выживать самому (за счет чего?) и выживать – вытеснять других.
Литература должна отображать реальность или преображать?
Включился стихийно механизм естественного отбора. В этой системе выживания литература не нужна. Она нужна лишь как шоу.
 Это один глобальный проект.
Второй глобальный проект – кооперация. Добрым тоже надо объединяться. Когда пишете свои стихи, даже несовершенные, - противостоите хаосу.
- Что спасет мир? – Любовь. Как состояние души. Любовь, разлитая в пространстве.
- Отношение к тезису «ни дня без строчки»  – Куда ж я денусь? Если не стихи пишу, то статьи, рецензии, проверка студенческих работ и т.д.
Она поделилась творческим «секретом»: просыпаешься утром, часов в 5 - 5-30, пока сознание свободно. Когда вводишь это в правило, из подсознания проявляются такие вещи… не забиваются бытом. Именно  это формирует индивидуальный стиль, сознание и т.д. И это очень быстрый путь к формированию себя самого без посторонних влияний.
Как пишется большая вещь? – Она втягивает, не отпускает. Так я писала «Модель образного мышления». Это написано как стихотворение. Она не отпускала, я носила ее с собой и могла править даже в ожидании транспорта или в очереди на почте.
-Почему много читается Донцова?   - В литературе два уровня познания: узнавание (Донцова) и осмысление. Люди – существа инертные, сдвинуться с места им не хочется, они находятся на уровне массового представления о реальности. Усредненные вещи существуют всегда. И получают своего читателя только на этом уровне. К счастью, таких немного.
Для тех,  кто хочет расти, нужно то, что заставляет думать. А для этого надо стать на цыпочки и дотянуться до верхней полки. Донцова – это нижняя полка. Для тех, кто привык и не хочет тянуться выше.
-Почему бы не объединиться Союзу писателей и Союзу Российских писателей? – Уральская Ассоциация писателей их прекрасно объединяет. Но в большом масштабе никто не даст объединиться, т.к. основа разделения не творческая, а материальная.
-Применим ли к писателям тезис «Лучше меньше, да лучше»? – Конечно. Но есть много тонкостей. Текст развивается по своим законам, а писатель заставляет развиваться по своим. Хирургия – не лучший способ редактирования. Есть много более тонких инструментов.  (Она привела пример из своего редакторского  опыта).
- Есть мнение, что сейчас засилье неквалифицированной литературы. – Вы даже не представляете масштабы катастрофы. Это глобальная беда.
- Вопрос по  форме и содержанию.  – Этот вопрос ставится только в самом начале. Позже – каждое содержание требует свою форму. Держит душу в гармонии. На уровне литобъединения – конечно, нужно оттачивание формы.

В заключение Нина Александровна читала свои новые стихи и пела под гитару свои новые песни.
Расстались очень тепло. Встречи с ней  всегда очень информативны и помогают не растерять ориентиры.