Любовь

Книголюбка
                - Зачем люди женятся?
                - Чтобы вместе стариться…

Недавно я посмотрела фильм «Любовь» М. Ханеке, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на 65  Каннском кинофестивале в 2012 году. Сказать, что мне очень понравилось – не сказать ничего, ибо он всколыхнул в моей душе мощную волну болезненных воспоминаний десятилетней давности, которая еще не скоро успокоится…

Когда-то я наткнулась в журнале на довольно банальный вопрос: «Зачем люди женятся?» Ниже приводились такие же банальные ответы. Но один настолько выделялся среди предсказуемых ответов, что запомнился мне на всю жизнь. Он гласил: «Чтобы вместе стариться». Эти слова как нельзя лучше подходят к теме фильма, поэтому я сделала их эпиграфом своего рассказа. Думаю, что так сказать мог только человек, уже много повидавший на своем веку. Тогда же, в молодости,  я лишь сильно удивилась, не осознав глубины сказанного.

В юности, когда душа широко распахнута для любви и добра, кажется, что счастье будет всегда с тобой. Но проходят годы, нанизывая на свежее чувство любви семейный быт, воспитание детей, заботу о пожилых родителях. Под грузом этих, довольно прозаических проблем,  любовь словно бы тускнеет. Иногда она заново вспыхивает где-то на стороне. А еще случаются болезни, неприятности на работе… Вот тут-то и настает время «Ч», когда поблекшая, казалось, любовь либо начинает сверкать заново, сплачивая супругов, либо умирает совсем, разводя их в разные стороны…

Режиссер Михаэль Ханеке говорит в своем новом фильме о любви в конце жизни, когда каждый день может стать последним для пожилых супругов. Сохранив свое чувство восьмидесятилетние Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и (Анн Эммануэль Рива) живут, наслаждаясь каждым днем. Бывшие преподаватели музыки, они с удовольствием посещают концерты своих учеников. Но внезапная болезнь Анн (паралич) резко изменяет их жизнь. Любящий муж превращается в чуткую сиделку своей жены. Действие происходит в парижской квартире, в которую лишь изредка приходят дочь Ева (Изабель Юппер) и еще несколько человек. Зритель следит за последними месяцами любящих супругов. Но это отнюдь не утомляет однообразием.  Жан-Луи Трентиньян и Анн Эммануэль Рива настолько самозабвенно рассказывают о своих героях, что время пролетает незаметно.  Не ропща, Жорж спокойно, без тени брезгливости делает все необходимое для своей жены.

Чтобы передать все нюансы этой уходящей жизни, я думаю, надо было перечитать и переслушать много подобных  историй из реальной жизни. Я преклоняюсь за это перед создателями фильма – ведь режиссеру Михаэлю Ханеке 71 год, а Жан-Луи Трентиньян и Анн Эммануэль Рива уже перешагнули 80-летний рубеж. Создавая образ своих ровесников, они невольно сравнивали их судьбу со своей. Я бы так не смогла – нервы не те…

Советовать смотреть фильм не буду – слишком берет он за душу, не отпуская долго-долго. Мне вспомнился мучительный уход из жизни мамы. Ситуация была слишком похожа. Какое отчаяние было у меня с сестрой, когда ничего нельзя было сделать. Приходилось лишь ухаживать и плакать…
 
Глубокая правдивость ситуации (я вправе ТАК сказать!), соединенная с потрясающим талантом режиссера и актеров, создали фильм, подобно острому скальпелю, нажимает на самые чувствительные точки души. Понимая, что не каждый способен выдержать эту боль, я хочу просто пожелать всем научиться ценить и любить того, кто близок и дорог… Пока не поздно…

Для тех, кто решится на просмотр великолепного и тяжелого фильма, даю ссылку