Волки вечером домой провожали

Надежда Александрова 3
Из села в районный посёлок в школу ходили двадцать детей.
Расстояние было пять километров. При школе стояло общежитие, где жили дети, а кто не хотел — снимали квартиры у частников.
И каждую субботу, вечером, ученики на выходные ходили домой.

На последнем уроке Женька всем объявил: «Кто идёт домой собираемся как всегда у последнего дома, на окраине посёлка в четыре часа. Сегодня выйдем пораньше, а то мороз к вечеру сильнее будет, кто опоздает — ждать не будем, пойдёт один.»

Женька у них был за старшего, его уважали все и слушались. Он был отличником, выпускной класс, золотая медаль уже ждала его. Он был добрый, а главное не жадный, всегда всем давал списывать, и даже решал контрольные не своего варианта.

К четырём часам все собрались в назначенном месте. Зимой очень быстро темнеет, время дневное, а уже сумерки. Луна полная, небо ясное , звёздное, снег хрустит под ногами — это к морозу. Сделали перекличку и в путь, пять километров по морозу — это не шутка.

Все дети поснимали свои сапожки и одели валенки. В них идти легче, они мягкие и в них очень тепло и не скользят по накатанной дороге. Валенки всегда носили с собой только для того, чтобы в них ходить домой, а в школу ходили в сапожках.
Девчонки, чтобы не отморозить лицо, закутались в шарфы, мальчишки — завязали шапки-ушанки, и тоже закутались шарфами. У каждого по две пары варежек, чтоб не замёрзли руки, потому что несли портфели и отдельно свои сапожки.
Ведь вечером нужно ещё успеть на танцы, а в валенках то не пойдёшь.

Последняя улица посёлка, в каждом дворе лают собаки. Это у них вечерняя перекличка. Лают попусту, или воют разными переливами своего пения. Чем дальше ученики отходили от посёлка, тем тише слышалось завывание и лай собак, исчезали огоньки уличных фонарей, совсем не слышно было запаха дыма из труб домов. Впереди чистое поле, по которому гуляла снежная позёмка. Дорога была хорошо прочищена от снега, по краям стояли высокие сугробы, как стены, они защищали от ветра.

Луна светила всё ярче и ярче, млечный путь, звёзды в нём как яркие лампочки, а полярная звезда — ярче всех. Большая медведица, малая медведица и ещё другие созвездия. Дети шли и сразу изучали астрономию, спорили, доказывали, опираясь каждый на свои знания. От яркого лунного света серебром искрился снег, будто кто то разбросал бисер по полю.

Но этот оживлённый разговор прервал протяжный вой.
 -  А, да это собаки, - сказал Петька.
 -  Какие собаки!? Мы уже километра два    отошли от посёлка, - сказал Женька.
Все остановились, прислушались , вой повторился ещё несколько раз.
 - Это волки! - сказал Женька.
Девчонки прижались друг к другу, у всех был испуганный взгляд. Они смотрели на мальчишек, как будто искали защиту.
 - Что будем делать? - спросила Валя, - назад возвращаться или вперёд идти, ещё три километра до села, а назад два.
И  сразу же напомнила случай, который произошёл два года назад, что одного мужчину волки съели, одни только ноги в валенках остались.

Люда заплакала:
 -Я боюсь, они и нас съедят, пойдёмте назад!
Коля и Женя взяли ответственность ситуации на себя:
 - Людка! Прекрати сопли распускать, а ты Валька не наводи панику, не пугай всех. Нам надо как можно сильнее шуметь, кричать, визжать, петь как можно громче и ещё нам нужен огонь. У кого есть спички? Петька, Серёга, Толик вы же курите, а то у меня всего одна коробка, - сказал Женя.
 - А что будем жечь? - спросила Лена.
 - Всё, что не жалко, - сказал Женя, - тетрадки, книги, я подожгу свой шарф, он будет вонять и отбивать запах волкам, может они нас не будут чуять.

Все стали рыться в своих портфелях, доставая тетрадки, их сворачивали в трубочки и поджигали, получался факел. Женя с трудом запалил свой шарф, он был шерстяной, поэтому не горел, а тлел. Дым был очень вонючий и едкий. Женя смеялся и приговаривал: «Мы волкам аппетит то отобъём!».

Девчонки по три человека визжали, кричали, громко пели песни на сколько хватало сил. Потом менялись, а то на морозе горло перехватывало и голос пропадал. Мальчишки своим грубоватым голосом тоже помогали, они рычали, лаяли, кричали кто как мог создавали шум.

Поле было белое, снег слёжаный, на нём отчётливо было видно четыре тёмных пятна, они двигались на расстоянии от дороги метрах в ста, не отставая и не приближаясь, изредка издавая протяжный вой.

Дети шли быстрым шагом, доставая из портфелей тетрадки и книжки. От затухавших факелов поджигали другие тетрадки и вырывали из книжек сразу по несколько листов. Подходя к окраине своего села они услышали лай собак, каждая лаяла до охрипения. Показались первые огоньки домов, что стояли на окраине. Все собаки в селе одновременно лаяли, такой звонкий собачий хор, от грубого до звонкого пронзительного.

Дети вздохнули с облегчением, но у всех был сорван голос, разговаривали шепотом. На танцы конечно же никто не пошел, да какие тут уж танцы.  Те четыре пятна, на поле, перестали двигаться, потом стали удаляться и совсем исчезли. Собачий лай в селе стал понемногу утихать и только изредка какая нибудь собака напоминала о себе.

После этого случая председатель совхоза выделил трактор с большими санями, на деревянных полозьях стоял вагончик, и в нём была теплушка, которую топили дровами. Детей возили теперь с комфортом. Каждую субботу вечером забирали, а в понедельник, утром, отвозили в школу.