Дездемона не ко двору - Л. Назарова

Голоса Радио
Осталась от нее одна фотография и сведения,
что Л. Назарова в роли Дездемоны в спектакле "Отелло" 1938 года
(постановка Сергея Радлова в Малом театре) — слишком кокетлива и суетлива.
Мы даже не нашли, как ее зовут — Лидия, Лариса, Людмила?
Если Вы знаете что-нибудь о неполюбившейся зрителю Дездемоне-Л.Назаровой,
напишите нам, пожалуйста.

http://www.staroeradio.ru/audio/9452
Ссылка на спектакль "Отелло" МТ, 1938 года.
Невероятно звучит, правда? — 1938 год.. Но это — самый настоящий звук этого чудесного спектакля с Александром Остужевым в главной роли.


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ ОСТУЖЕВЕ И СПЕКТАКЛЕ "ОТЕЛЛО" —

Узнав о том, что театр будет ставить «Отелло», Остужев сразу подал заявку на роль но к этому моменту в труппе сложилось предубеждение против Александра Алексеевича. Актриса Н. Розенель в своих мемуарах вспоминает, что за кулисами «раздавались и такие голоса: Поздно Остужеву играть Отелло! Глухой! Шестьдесят уже стукнуло!»

Пьеса шла в переводе Анны Радловой. Остужев же почитал перевод Вейнберга и пытался уговорить режиссёра на монтаж обеих вариантов. Известен случай, когда он на сцене забыл текст Радловой, и едва не перешел на старый перевод. К слову, «Отелло» от Радловой упрекали в излишнем огрублении и упрощении Шекспира, однако Борис Пастернак видел иначе: «Художественные заслуги Радловой — живость разговорной речи. У неё абсолютный сценический слух, верный спутник драматического дарования.»

Радлов позволил Остужеву изменить только один знак препинания. Реплику «Черный я» режиссер предлагал произносить с вопросительной интонацией, как бы с неуверенностью. Остужев настоял на восклицании. Это стало знаменитым моментом остужевского исполнения. Остужев произносил слова скорбно, с невыразимой нежностью, поднимал вверх руки, как бы отпуская, прощаясь, взгляд останавливался на руках, страшная догадка вонзалась в сердце: «Че-е-ерный я!!!»

На сцене мирового театра искони преобладало истолкование образа Отелло как ревнивца от природы. Остужев отверг это и показал не трагедию ревности, но обманутого доверия. Так же считал и Пушкин: «Отелло от природы не ревнив — напротив, он доверчив».

Дездемона (о Л. Назаровой— сведений нет, мы пока даже не установили полное имя актрисы) в этом спектакле не пришлась ко двору — ее сочли излишне кокетливой и суетливой. О Вере Пашенной говорили, что она возвысила свою роль и была равной Остужеву.

Режиссёр Сергей Радлов уже ставил "Отелло" в Молодом театре (в Ленинграде) в 1932 году. А 7 января 1935 года он приступил к работе над этим спектаклем в Малом театре. На главную роль претендовали П. Садовский, В. Ольховский, М. Ленин. Остужев был четвертым претендентом. Премьера состоялась 10 декабря того же года. Московская пресса назвала тот день «триумфом Остужева» — по окончании спектакля Остужева вызывали 37 раз!