Мой фейсбук. Пейзаж с деревьями у моря

Марина Завьялова Всё-Таки
27 октября (2013). Поэтический вечер "Пейзаж с деревьями у моря", культурная программа к выставке Пита Мондриана в Третьяковской галерее на Крымском валу.
Удивительно тёплый день и особенно вечер был сегодня в Москве. Ноги сами шли от метро "Октябрьская", как говорится, "куда-то по Москве гулять" и чуть было не зашли в ЦПКиО. Но анонс мероприятия показался интересным, кроме того, было любопытно: а как они привяжут всё это к Мондриану?..
Привязали. Причём красиво и ярко. Известные современные поэты читали и про деревья, и про море (это тема неисчерпаемая), и про горизонтали с вертикалями (кто знает творчество художника, тот поймёт, правда, можно было и про геометрические фигуры почитать...). Читали о кресте, как о пересечении горизонталей с вертикалями - это бескрайнее творческое поле, а ещё про осень и любовь (а как же без них?).
Юрий Юрченко, приехавший издалека, декламировал сильным красивым голосом, почти пел, стихотворения завораживающей красоты. Сразу стало ясно, что птица Феникс летает над его поэзией... Александр Спарбер представил совсем другое творчество, поэзию философских вопросов "с фонтаном освобождённых междометий". У Спарбера своё Мёртвое море с живительной мёртвой водой, деревья, говорящие складками коры, под которой бурлит целый мир. Читавший за ним следом Геннадий Калашников озвучил стихи, в которые надо вслушиваться. А когда читаешь - вчитываться. Над залом летали обрывочные мыслеформы, в итоге превращающиеся в логически понятную структуру. За окном темнел осенний московский пейзаж, а поэт рассказал про ноябрьский лес, в котором "листвы нет, и неизвестно теперь, когда". Возникло ощущение: и правда, неизвестно... Галина Самойлова представила глубокую женскую и пейзажную лирику, подобрав произведения к творчеству Мондриана. Хотя это непросто. Андрей Коровин вдруг начал декламировать под аккомпанемент рояля про небесные персики. Поэт на глазах у публики превратился в талантливого артиста! Далее Коровин в очередной раз воспел свой любимый Коктебель и случившийся в нём короткий любовный роман. Не свой, конечно... Стихотворение оказалось трогательным, резюме: не надо москвичке привозить с собой официанта из Коктебеля! Не надо. Согласна.
Программа вечера включала в себя прекрасные джазовые композиции, органично переплетающиеся с авторским чтением. А стихи были очень разными! С юным напором о новой действительности декламировала Галина Шевченко. А затем... Затем Вадим Месяц хотел рассказать про крест (пересечение горизонтальных и вертикальных линий), а получилось... про царя Хельвига. Прозвучали глубокие самобытные стихи обо всём: о царях-царицах, о столицах-гробницах, и даже о северных слонах... В целом - о чуде и ужасе жизни! Да... Сергей Строкань продемонстрировал мужские рифмы, "брутальный" стиль чтения, и здесь все услышали и о кресте, и о мирах, которые не вывести из равновесия, и, конечно же, о море. Наталия Иванова тоже читала о море, чайках, о любви. А завершила вечер своим замечательным романтичным выступлением Юлия Белохвостова, также оказавшаяся чудесной артисткой! Под крики чаек кружились над красным роялем слова о вечном, о море, о волне (к волнам я вообще испытываю слабость из-за имени...). Юлия красиво читала красивые стихи, поэтому слушатели ушли в приподнятом настроении.
Несомненно, вечер удался, после него даже картины Пита Мондриана в соседнем зале у меня "пошли на ура"...

На фото: Александр Спарбер читает свои стихи.