Путь Махно - одним файлом

Дюринг Евгений
Сабля и убеждение – Игра в поддавки – Махно и Чапаев – Дед Махно – Махно и Хемингуэй – Путь Махно – Встреча трех звезд – Клуб МТ – Урок Махно – Рука Чапаева – Троянский дар

==================================

САБЛЯ И УБЕЖДЕНИЕ

     Дед мой был интендантом в отряде Махно. Обязанность его состояла в том, чтобы читать Нестору Иванычу терцины из Данте. На итальянском, само собой. Нестор Иваныч вообще был охоч до литературы. В свободное от боев время он писал Историю Киево-Печерского монастыря и дошел в своем труде до 1688 года, когда монастырь получил статус лавры. Дед и Нестор часто спорили о том, в чем разница между монастырем и лаврой. Оружием Нестора в этих спорах была острая сабля, а оружием деда – веское слово.


ИГРА В ПОДДАВКИ

     Нестор Иваныч Махно был не только отменным знатоком истории Киево-Печерской лавры, но и отличным игроком в поддавки. Сколько мой дед с ним ни играл, выиграть ему не удавалось. «И слава Богу! – говорил дед. – А то не довелось бы мне увидеть внука». Я был тогда еще слишком мал, чтобы понять, что игру в поддавки дед все же выиграл.


МАХНО И ЧАПАЕВ

     Махно всегда жалел, что ему не пришлось столкнуться с Чапаевым. «Почему красные держат Василия в горах? Что ему там делать? С каппелевцами сражаться? Так с ними и одна Анка бы справилась. А мне тут от скуки подыхай. Что Деникин? Что Врангель? Они моему коню в подковы не годятся. Енералы! Мне Василия подавай! Вот с кем я бы хитростью померился. И храбростью. Но не судьба, видно. Так, в скуке, до старости и доживу». И, покачав лохматой головой, Нестор Иваныч наливал стакан горилки и выпивал его разом, не закусывая.


ДЕД МАХНО

     Дед Махно был знаком с моим прапрадедом. Первый жил в Гуляйполе, а второй – в Нижнем Новгороде. Они никогда не встречались и не переписывались. Говорят, что они даже не слыхали друг о друге. Я думаю, такое вполне возможно: судьба, бывает, сводит вместе совершенно чужих людей.


МАХНО И ХЕМИНГУЭЙ

     Во время эмиграции Махно несколько лет прожил в Париже, где познакомился с Хемингуэем. Любопытно, что Хемингуэй ни разу не упоминает о Несторе Иваныче в своих произведениях. Это можно объяснить только ревностью нобелевского лауреата к славе выдающегося бойца. В самом деле, что значит Нобелевская премия по литературе, что значат все подстреленные Хемингуэем буйволы и слоны по сравнению с одним-единственным боем Махно?


ПУТЬ МАХНО

     Батька Махно часто говорил, что хотел бы побывать на могиле Бакунина. Но он так и не побывал на ней. Зато он побывал на многих других могилах. Можно сказать, что жизненный путь Махно был выложен могилами, впереди и позади. И это не будет преувеличением.


ВСТРЕЧА ТРЕХ ЗВЕЗД

     Встретились как-то Махно, Троцкий и Бальмонт – поговорили и разошлись.


КЛУБ МТ

     Тот, кто раз видел Нестора Махно, навсегда запоминал его лицо. Все забывалось – сапоги, гимнастерка, папаха, сабля, голос, слова. Но лицо оставалось в памяти, будто выжженное в ней каленым железом. Это было несмываемое тату в душе. Многие приезжали в Гуляйполе, чтобы увидеть Махно и увезти с собой его образ. Образовался даже Клуб МТ – его члены коллекционировали душевные М-татуировки и приезжали в Гуляйполе по нескольку раз в год. Свой образ Махно выжигал в душах членов Клуба бесплатно. Ближайшие его помощники уговаривали Нестора Иваныча брать деньги за «погляделки», как они это называли. Но Махно, смеясь, отвечал, что добрая слава важнее денег, а деньги для отряда дадут или белые, или большевики.


УРОК МАХНО

     Когда большевики объявили Махно врагом революции, он удивился. «Это я-то враг? Чем они там думают? – кричал он, размахивая саблей. – Я научу их уважать Революцию и ее друзей!» Но занятия закончились раньше, чем он ожидал, и преподать большевикам урок ему не удалось.


РУКА ЧАПАЕВА

     Чапаев не терялся, встретив неожиданность. Не растерялся он и в тот раз, когда встретил Нестора Махно. «Здоровеньки булы!» – сказал он и протянул руку. «Не дождешься!» – сказал Махно и прошел мимо протянутой руки, как военный корабль проходит мимо мыса, занятого противником.


ТРОЯНСКИЙ ДАР

     Л. Г. Карачкина, открывшая в 1983 году малую планету №3063 (троянец Юпитера) была поклонницей Махно и хотела назвать открытый астероид его именем. Но советская власть ей этого, разумеется, не могла позволить. Поэтому планета получила название Махаон.