О донских казаках

Евгений Крюков-Донской
                «Казак без веры – не казак»

Приустав в Диком Поле за редкой удачей гоняться,
В тихой гавани древней, спокойной и вольной реки
С дальних княжеств и ханств начал пришлый народ собираться.
Из насиженных мест за свободою шли в казаки.

Чья в них кровь порождала отвагу, находчивость, дерзость:
Киммерийско-ногайских, татаро-монгольских племён?
Иль степенных славян, сохранившим оседлости верность,
Из пленённых на Калке… и более поздних времён?

В казаках узнавались черты и черкеса и турка,
Русич – статью, душой, а в седле разудалый калмык…
Куньи шапки носили, кафтаны, черкесские бурки,
Сапоги, кушаки и удобный в походах башлык.

Поклонялись Христу, подпоясав себя кушаками,
Не гнушались брать в жёны себе басурманский ясырь*
И короной российскою крест на церквях украшали.
Русский царь был всегда казакам поводырь.

Из зимовий и юрт средь степи возникали станицы.
Курени за двухрядным, землёю набитым плетнём
Казаки на Дону называли своею столицей,
На земле им подаренной Грозным московским царём.

И совсем ни к чему казакам было знаться с землёю.
Басурманьи «стада» урожая собрать не дадут.
Потому казаки и привыкли кормиться разбоем,
Тем, что мимо, другие, к себе Диким Полем везут.

Степь бескрайняя, конь, да надёжная острая шашка
Воспитали в них дерзких вояк и рубак удалых,
Заговоренных жизнью и словно рождённых в рубашках,
Есаулов, хорунжих, полковников их войсковых.

,Харцызяк** приручило Великое Войско Донское,
А Романовы воинам дело нашли на века.
Охранять рубежи, покорённые сильной Москвою,
Им велели цари, да столь милая сердцу река.

Расстреляли царей, но и  власти народной не стало,
Что Великих вояк на Дону истребляла как класс.
И нужда в казаках для страны в мирных далях отпала…
Дон всё также течёт… Только время иное сейчас!

*  Ясырь -  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия определяет ясырь как «казачью военную добычу, прежде всего пленных, которых казаки освобождали за выкуп или оставляли у себя для ведения хозяйства. Особенно это было характерно для женщин (ясырок); дети, рожденные от пленниц, со временем могли стать казаками».
** Харцыз», «харцызник», «харцызяка» — слова тюркского происхождения, которые Владимир Даль объяснял как «проедала, шатун, волочуга