12. Мой Демон светлый...

Миоль
                Из Цикла "Тоска по Врубелю"
                http://stihi.ru/2013/04/22/65

               
                «Демона не понимают, путают с дьяволом…
                а Демон по-гречески… значит „Душа“...
                Михаил Врубель

               

Печаль моя – ты,
вечный Демон мой, пришедший из дождей и ожиданья…

Желает  к т о  подобного свиданья с отвергнутой и трепетной душой?

Не знаю, Демон…

Только образ твой
зачем-то много лет меня тревожил…

Ты в жизни грешной  что-то подытожил, наполнив тьму звенящей тишиной
там,
среди волн,
в безумии стихий,
где ветры вырывали покаянье…

Вдруг показалось, что твоё изгнанье, – с холстов  моих – сошедшие штрихи...

Поверит кто, что через много лет
душа твоя –
с моей душой
со-
гласна?..

Не избежать мне этого соблазна – писать безумством ясным * твой портрет,-

мой Демон светлый -

тайная любовь,

печаль моя,

мой Бог -

исповеданье...





                суббота, 9 ноября 2013 г.



* "писа'ть безумством ясным" -
      Врач-психиатр Ф. А. Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, писал в своих воспоминаниях: “Часто приходится слышать, что творчество Врубеля больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить... До тех пор пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства...”


             *    *    *

Врубель обращается к образу «Светлого» Демона, стремится уйти от христианского понимания своего героя, как олицетворения тьмы, одинаково не принимая как старые традиции, так и современные трактовки европейского символизма. Он говорил: «Демона не понимают, путают с дьяволом… а Демон по-гречески… значит „Душа“...
Демон Врубеля ближе всего поэтическим образам философии Ф. Ницше, его Христа-Диониса, и отражает характерное для религиозных исканий эпохи стремление примирить христианство и язычество.
 Сверхчеловеческие черты врубелевского Демона нейтрализуются его отстранено-созерцательной природой. С другой стороны высокая степень духовной концентрации в состоянии героя Врубеля перекликается с учением Шопенгауэра о противостоянии «мировой воле» с помощью экстатического творческого созерцания, открывающего сознанию высшие формы Прекрасного, как абсолютные идеи, то, что он называл «высшим благом и состоянием богов». Таким образом, Демон в значительной мере отражает отвлеченную идею некоего духовного состояния, нежели является персонификацией определенного героя.

 Е. Середнякова. ГТГ.
 Демон – центральная тема Врубеля



                ***   ***   ***   


   Цикл "Тоска по Врубелю. Исповеданья"


12. Мой Демон вечный
      http://stihi.ru/2013/05/02/8610

11. Устал я, Демон...
      http://stihi.ru/2013/05/02/8610

 10.  Врубель. Pieta... Монолог
      http://www.stihi.ru/2013/05/04/39

 9. Царевна всех царевен...
http://www.stihi.ru/2013/05/01/6811

 8. О Душе твоей тоскую...
http://www.stihi.ru/2013/04/28/2820

 7. Ты, Врубель, Бог...
http://www.stihi.ru/2013/04/27/53


 6. Сумел предугадать - зачем, скажи? Гадалка
http://www.stihi.ru/2013/04/25/2205

 5. Судьбы ли око?.. Азраил
http://www.stihi.ru/2013/04/23/3278

 4. Умри в ней и... Воскресни!
http://www.stihi.ru/2013/04/21/11086

 3. Бессмысленность... Благодарю...
http://www.stihi.ru/2013/04/21/5923

 2. Сегодня ночью...
http://www.stihi.ru/2013/04/21/5281

 1. Твой Демон
http://www.stihi.ru/2013/04/19/234


 ...

 На фото:
 Врубель. Голова Демона, 1889 год. ГТГ



Е. Середнякова. Государственная Третьяковская галерея

Демон – центральная тема Врубеля