Тадж-Махал

Тара Ирия
                Строитель не был простым смертным,
ибо план сооружения был дан ему небесами.

Надпись на гробнице Шах Джахана

***

Шах Джахан, «Повелитель вселенной»,
Ты в миры Золотой Век принёс!
И Любовью святой, незабвенной -
Ты достиг врат Божественных Грёз!

Лишь она твою Душу пленила,
Многогранна, волшебный Алмаз!
Вместе с ней ты прошёл все горнила!
Ты шептал её имя: «Мумтаз»…

Мать, жена и ожившая сказка!
Ты других просто не замечал!
Только глаз её преданных ласка -
Это был твой извечный причал!

Но ушла, Песнь Любви не допела
И остыла в походном шатре…
Ты обнял её дивное тело
И совсем поседел на заре…

Мавзолей ты воздвигнул священный,
Возвеличив Любовь до Небес!
И сияет, как гордость Вселенной -
Тадж-Махал, это Чудо Чудес!

И парит в предрассветном тумане,
И горит в переливах зари -
Песнь Любви твоей вечной дивани*.
Говори же о ней! Говори!
            10.11.2013(12.15)

Последний катрен в соавторстве с Татьяной Александровой. Земной поклон, Танюша, с Любовью Сердца, АУМ, СестРА!_()_

Дивани - любимая, сумасшедшая от Любви (инд.)

На фото: Тадж-Махал на рассвете...


***
Тадж-Махал является историческим памятником и одним из Чудес Света одновременно. Это мавзолей двух людей: Шаха Джахана и Мумтаз, которые любили друг друга всю свою жизнь. «Шах Джахан (воплощение Владыки Кут Хуми) (1592–1666) император Индии из династии Моголов, внук Акбара Великого (воплощение Владыки Эль Мории). Шах Джахан переводится, как «Повелитель вселенной». Во время его просвещенного правления величие Моголов достигло апогея, и Индия пришла к золотому веку в искусстве и архитектуре. Деньги из имперской казны Шах Джахан тратил на музыку, живопись и строительство величественных монументов, мечетей, общественных зданий по всей Индии, часть которых сохранилась по сей день. Знаменитый Тадж-Махал – «чудо из чудес, последнее чудо мира» – был построен как гробница любимой жены шаха, Мумтаз-Махал. Шах Джахан ничего не пожалел, воздвигая памятник, «столь же прекрасный, как и она». Он является символом Материнского принципа и прославляет вечную любовь императора к Мумтаз. У Шаха Джахана был большой гарем, как и полагается такому высокому правителю. Но супруги так нежно любили друг друга, что французский врач, философ и путешественник Француа Бернье, проживший в Индии двадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». Мумтаз Махал, единственная из жён сопровождала его даже в далёких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем.

За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. Мумтаз Махал не пережила тяжёлых родов 14-го ребёнка (1631 г.). 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели похоронить и Мумтах Махал. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели. Через полгода вдовец перевёз тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию – силы их чувств.

В период правления Великих Моголов, Агра, наравне с Дели, считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, в пригороде, на берегу Джамны было решено возвести здание. Место было выбрано очень удачно, ни одно землетрясение ещё пока не причинило серьёзного ущерба мавзолею. Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны 22 тысячи человек. Со стороны реки ничто не заслоняет мавзолей. Джамна здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение, практически, невозможно, что подчёркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах.

К самому сердцу ведёт лестница, у её начала оставляют обувь, как перед храмом… Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетённые в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных чёрным мрамором. Четырнадцать сур из Корана – традиционное украшение для мусульманской архитектуры, венчают своды арок над окнами. В центре – резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы – под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна, падают солнечные лучи. Гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывают пол и стены.

Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания – мавзолея для него самого, точной копии первого, но из чёрного мрамора. Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре. Там он и провёл оставшиеся 9 лет жизни, в комнате, из окна которой был виден Тадж-Махал. Только после своей смерти он вновь воссоединился со своей любимой – согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. Архитектурная гармония, безукоризненная симметрия форм Тадж-Махала и история необыкновенной любви завораживают и очаровывают человечество уже несколько веков.