Impression. Soleil levant

Инга Сивицкая
Человечество – самая большая загадка природы. Вроде бы все у нас есть, все нам доступно, а мы ищем чего-то нового. Постоянно. Мне иногда страшно за нас. Конец двадцать второго века, планета земля – кузница изобилия. Здесь есть все. А самое главное – не нужно прилагать абсолютно никаких усилий, чтобы что либо получить.

Мы больше не ходим в магазины, не танцуем на дискотеках, не посещаем школы и университеты. Почему так? «Элементарно, Ватсон» (уж простите мне неуместную цитату древнего писателя, которого сейчас уже мало кто помнит). Все, что нам нужно, приходит к нам само. Мы просто сидим на своем ультрасовременном диване с двадцатью пятью удобнейшими положениями (кто бы вообще мог подумать, что существует целых двадцать пять поз, в которых комфортно пить кофе, читать, спать и прочее, и прочее?) и ждем.

Чего же ждем? Да уж конечно не звонка в дверь. Ждем звукового сигнала, который оповестит, что все готово. Операция прошла успешно. Еда приготовлена и сейчас маленькая тележка подъедет прямо сюда. Одежда по специальному конвейеру, выстиранная и как следует отглаженная, ползет в шкаф. Файлы с обучающими программами уже загрузились в ваш компьютер. Остается только включить на полную громкость. А затем можно делать все, что угодно, не обращая внимание на мерное постукивание в наушниках – таким образом информация грузится к вам прямо в мозг.

Знаете, однажды мне вдруг пришло в голову, что надо выучить немецкий. А на следующее утро я вспомнил, что всегда мечтал съездить в Испанию. Потом как-то затянуло, я стал загружать файлы один за другим – через неделю я мог свободно разговаривать с коренным жителем любой страны. Это был интересный опыт. И только спустя несколько дней я задал себе вполне уместный вопрос – а зачем все это, если я никуда не собираюсь ехать?

Смешно, не правда ли? Я мог нажатием нескольких кнопок попасть в совершенно иную реальность – Франция, Испания, Германия, Греция, Италия, северная окраина Марса, в конце концов. И при этом каждый встречный говорил бы на родном мне языке. Я могу нежиться на солнечном пляже Турции или Египта, ужинать в ресторанчике на последнем этаже Эйфелевой башни, уплетать макароны в крохотном ресторанчике на одной из улочек Пизы. И все это – не вставая с кресла, не выходя из дому.

Мне кажется, что сегодня мы уже не помним, как выглядит солнечный свет. То есть, конечно, я в любой момент могу походить по поверхности солнца, надо только закачать специальную программу. Эффект полного присутствия, как обычно, обеспечен. Но я веду совершенно не к этому.

Мы забыли, что такое «настоящий» солнечный свет. Мы больше не выходим из дому и не общаемся с другими индивидуумами. Мы изменились, безумно изменились. Конечно, я не могу сказать, насколько это плохо. Когда-то мир был другим. Вот, например, когда мне было пять лет. Почему-то запомнился этот момент особенно четко – День рождения, торт с пятью свечами, папа с мамой дарят мне книгу и ведут меня в зоопарк. Смешно, да? Я даже не знаю, что там сейчас с животными. Существуют ли они на самом деле? Видел только на картинках. А книги… если бы я сохранил эту книгу, был бы обладателем раритета. Книга – огромная редкость в наши дни. Но я до сих пор не могу забыть это чувство – когда мои пальцы переворачивают шершавую поверхность страницы, чтобы узнать, что дальше произошло с любимым героем. А уж если там, на следующем развороте была яркая двухмерная иллюстрация – это был огромный сюрприз.

Думаю, вам смешно сейчас все это читать. Скажете, бред? Наверное. В каком-то роде, я свихнулся. Совершенно выжил из ума. Представьте себе, что я пишу эти строки чернильной ручкой! На белом листе бумаги. Перо скрипит, но мне даже приятны такие звуки. Я лежу в простенькой деревянной лодке. В детстве отец несколько раз брал меня на рыбалку. Мы плавали именно в таких дырявых корытах, но это было так… удивительно.

Еще несколько лодок скользят не очень далеко, на расстоянии метров ста от меня. Значит, я не один! Значит, все еще остались люди, которые тянуться к настоящему.

А над морем, в синеватой дымке встает алое солнце. Это рассвет. Не знаю, помните ли вы, мои читатели (если таковые когда-нибудь появятся), что такое рассвет. Это самое необыкновенное чудо природы. Представьте себе мрак. Такой глубокий, страшный, словно все компьютеры во Вселенной внезапно перестали работать, лампы потухли и мир погрузился во тьму. Вы держите в руках весла, все дальше и дальше отдаляетесь от берега, чтобы увидеть настоящее. То, что подарила нам природа, а не дерзкий, извращенный ум человека, который все время пытается облегчить себе жизнь.

И вдруг показывается оно. Небесное светило, зажженное над нашей планетой столетия, нет, тысячелетия, тысячи тысячелетий назад. Оно медленно движется по своей траектории, поднимаясь над морем. Густая тьма становится все реже и реже, как будто какой-то безумный художник взял свои кисти и подмешивает в черную краску белил.

Не спрашивайте меня, кто такие художники. Не надо портить настроение. Я слишком романтик сегодня, этим прохладным утром. Над проливом встает солнце, а вы, закостенелые пленники программных обеспечений, мешаете ощутить всю прелесть настоящего.

Мне надоело. Знаете, действительно надоело. Страшно за человечество. Куда же катится это кибернетический мир, где компьютеры и роботы делают за нас все? Я вырвался на свободу сюда, чтобы увидеть своими глазами, как встает солнце. Так, как когда-то давно это видели другие люди, с другими взглядами на жизнь. Может, они были глупее. Может, уровень их цивилизации был отсталым, несовременным, а где-то даже смешным. Но они дышали свежим воздухом, занимались спортом. Они выходили из дому. А вы?

Вчера ночью я встретил девушку своей мечты. Она была словно соткана из света. Белокурые волосы, голубые ясные глаза, точь-в-точь как у моей матери, стройная фигура. Она сказала, что просто хочет поговорить. Скучает в четырех стенах. Как же давно она не видела людей… И я чертовски ее понимал. Мы болтали обо всем на свете. Она, как и я, любила копаться в древних архивах. Там изредка можно было прочитать какое-нибудь стихотворение, которое просто вынимало душу. Ведь люди в прошлом даже любили как-то абсолютно по-другому. У них были странные идеалы, но при этом преобладали удивительнейшие способы выражать свои чувства!

Я стал рассказывать ей, как однажды наткнулся на целую коллекцию картин довольно необычного направления живописи. Это был импрессионизм. Больше всего меня поразила картина, которая лежала в основе течения. Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце». На полотне (когда-то картины писались на полотнах, а не вычерчивались с помощью графических редакторов) был изображен восход солнца над Гавром. Именно в тот момент, когда я увидел эти неровные мазки, эту цветовую гамму, я понял, чего мне так хочется в жизни. Дотронуться до чего-то, что не было создано рукой человека. Чего-то дикого, необузданного, чужого. Возможно, это хранит в себе некоторые опасности, но я смогу справиться. Ведь предшествующие поколения справлялись. До тех пор, пока мы не построили адские машины, отдалившие нас друг от друга и от природы.

В общем, обо всем это я и сообщил сущему ангелу, сидевшему напротив меня. Она улыбнулась. Казалось, что в этой лучезарной улыбке, как в материнской плате компьютера, заключен весь свет. И тогда я предложил ей поехать со мной. Туда, где я сейчас нахожусь. Знаете, что она мне ответила? «Конечно, я бы очень хотела этого. Увидеть рассвет. С вами. Безусловно. В любое подходящее для вас время. Для этого вам просто надо будет нажать F11».

У меня было такое ощущение, что во мне что-то оборвалось. Наверное, это разбилось мое безнадежно романтичное сердце, которое так просило настоящего. Эта адская машина залезла ко мне в голову и создала идеальную любовницу, собеседницу, мать, жену и прочее, и прочее. В общем, репродуктивную самку. Они отсканировали мой мозг, просмотрели журнал наиболее часто посещаемых страниц, список закладок – и все, готово. Вот вам идеальная женщина, которая сделает все, о чем вы мечтаете. Нужно только нажать F11…

Если честно, я был в ярости. Но кому это интересно? Кто вообще думает о человеческих чувствах в этом ультрамодном мире? Нет, не так. Переформулирую. Кто вообще здесь что-то чувствует?

Наверное, я уникум. Лежу в лодке, вдыхаю морской аромат. Я вырвался из дому, чтобы лицезреть настоящее. То, что наблюдали мои предки.

Так на чем я бишь остановился? Ах да…

…и вдруг показывается оно. Небесное светило, зажженное над нашей планетой столетия, нет, тысячелетия, тысячи тысячелетий назад. Оно медленно движется по своей траектории, поднимаясь над морем. Густая тьма становится все реже и реже, как будто какой-то безумный художник взял свои кисти и подмешивает в черную краску белил.

Самое красивое во всей этой картине – не солнце. Вот тут уж простите, неожиданный поворот, я понимаю. Но действительно, солнце прекрасно, необычайно. Однако что может сравниться с его отражением в воде? Эта золотистая тропа, которая, пересекая пролив, разделила мою жизнь на две половины – до рассвета, и после.

А сколько цветов… Никогда я не видел такой палитры. Зеленый, синий, желтый, голубой, фиолетовый… бессчетное число, перемешанных, перетекающих из одного в другой. Даже линия горизонта не такая четкая, какой я привык ее видеть на графических рисунках. Она будто размыта. Словно море растворило в себе часть неба. Хотя я изучал основы наук и знаю, что это просто физически невозможно.

Все это так прекрасно. Я так рад, что вырвался сюда из своей гробницы, начиненной новейшими технологиями. Жаль, что я так и останусь непонят. Жаль, что каждый, кто читает это сейчас, считает меня отсталым, глупым ископаемым. Это все равно, как если бы наши родители из своих мегаполисов перебрались обратно в пещеры.

Но мне так хотелось увидеть что-то реальное! Это ведь природа. Во всей ее красе. Это рождение нового дня. Я даже где-то читал, что каждый новый день рождается по-разному – краски, игра света и тени, ветер, облака. Все это неповторимо, такого больше не будет. Никогда.

Возможно, именно такой рассвет и наблюдал когда-то Клод Моне. А может, это именно тот, который и запечатлен на его картине. Наверняка. Я не уверен, конечно, но всегда остается надежда, что хоть в чем-то ты не обманут. Я искренне сочувствую вам, надменным циникам, читающим эти строки. Вы далеки от природы. Вы осуждаете меня. Но знайте, что я тоже осуждаю вас…

На сегодня достаточно. Такое путешествие может утомить любого. Пора возвращаться в ненавистный мир. Я нажимаю Alt+F4 и закрываю программу «Impression. Soleil levant». Пожалуй, можно добавить в избранное. Впечатлений - море, будет о чем написать в своем блоге. Импрессионизм – это что-то. Надо завтра прокатиться в карете по Монмартру Писсаро. Читал на форуме, что это тоже крайне интересный опыт. И знаете что, наверное, я все-таки нажму F11. А то мы совсем перестали делать глупости ради своих любимых…