Великий многоразумный Фалес

Просвещение
       Предисловие. ПЕРВЫЙ  ИОНИЙСКИЙ  ФИЛОСОФ

         Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI веке до н.э..  В течение очень короткого срока греки стали культурным лидером среди народов Средиземноморья, опередив более древние и могущественные цивилизации Египта и Вавилона. Особенно ценилась мудрость. Авторы мудрых мыслей были окружены почетом в общественном мнении, о них складывали легенды, они справедливо считались первыми великими умами греческой цивилизации. Таких легендарных личностей в начале VI в. до н.э. было не так уж мало – не менее двух десятков, но, в конце концов, греки определили «лучших из лучших» и в 582 г. в Афинах был официально провозглашен список «Семи мудрецов». И по праву открывает этот список Фалес,  творивший в VII - VI вв. до Рождества Христова.
 
            Фалес Милетский (624-547гг. до н.э.).    – древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы.  Аристотель называет его первым ионийским философом, ибо его философская школа возникла в  Ионии - области, расположенной на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. В древности существовало двенадцать ионийских городов, в состав которых входил и Милет. И  у ионийцев, и жителей Эгейских островов был общий культ Посейдона. А также  раз в четыре года летом ионийцы и европейского и азиатского берегов собирались на острове Делос для поклонения в храме Аполлона Делосского.

            Ещё в годы жизни Фалеса его  считали первым мудрецом мира. А после основания им  своей философской школы за ним закрепилось звание «отца философии». Его деятельность привлекла последователей и учеников, образовавших милетскую (ионийскую) школу,  из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен. По мнению философа В.Ф.Асмуса «Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений».
 
            Причём,  научные  труды Фалеса не  сохранились и, неизвестно, писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал "Морскую астрономию" (в стихах, как все ранние мыслители). Кроме неё еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии)Конец жизни Фалеса пришелся на царствование Креза, царя Лидии, подчинившего Ионию.  Содержание его двух основных работ  - «О солнцеворотах»  и «О равноденствиях»   известно только в передаче более поздних авторов. Сообщается, что всё его наследие составляло всего 200 стихов, написанных гекзаметром или шестеромерным стихом. Это один из трёх главных размеров классической античной квантитативной метрики, состоящий из  пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Впрочем, возможно, что Фалес вообще ничего не писал, и все известное об его учении происходит из вторичных источников.


                а) ПРОИСХОЖДЕНИЕ  И ОБУЧЕНИЕ ФАЛЕСА

         
                Считается, что по происхождению своему Фалес был финикийцем, принадлежал к народу,  который, в свою очередь,  перебрался в Финикию из северо-западной Аравии, с побережья Красного моря. Генетически финикийцы являлись носителями гаплогруппы J2, что указывает на их автохтонное происхождение и родство с древним мезолитическим населением Ближнего Востока и Кавказа. Однако в лингвистическом отношении финикийцы говорили на семитском языке, родственном ивриту. Финикийцы относились к средиземноморской расе, имели высокий рост, узкое лицо, прямой нос и тёмные курчавые волосы; мужчины одевались в длинную тунику, которую подпоясывали, и сандалии, а  женщины носили на голове платок, серьги и ожерелья.

                Фалес был знатного рода. Его родители были Эксамий и Клеобулина, финикийские дворяне. Фалес был потомком финикийцев, которые поселились в Милете, процветающем греческом порту. Его мать носила греческое имя. Фалес  никогда не был женат. В молодости он говорил своей матери, что ему ещё слишком рано жениться, а в зрелости - что ему уже поздно. Фалеса не прельщала необходимость заботиться о детях. Тем не менее, наверное, он стремился обрести семью, приняв на воспитание своего племянника Cybisthus.
          
                Фалес получил на родине хорошее образование, к тому же  он был торговцем и много путешествовал. Считается, что именно он «привёз» геометрию из Египта и познакомил с ней греков.  По преданию он некоторое время жил в Фивах и Мемфисе и учился у египетских жрецов, и сумел продемонстрировать способ измерения высоты пирамид. Согласно легенде, Фалес рассчитал высоту Великой Пирамиды путем измерения тени пирамиды точно в то время, когда его собственная тень, стала равной его росту, и что послужило основанием утверждать, что длина тени пирамиды в данный момент равна её истинной высоте. Используя полученные в Египте знания, Фалес предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидян к миру на выгодных условиях. Об этом сложился почти анекдот. В шестой год войны между лидийцами и мидянами случилось сражение, во время которого «день внезапно стал ночью». Это было то самое солнечное затмение 585 до н. э., «заблаговременно» предсказанное Фалесом и произошедшее именно в предсказанный срок. Лидийцы и мидяне были настолько поражены и испуганы, что прекратили битву и поспешили заключить мир.

                Фалес  жил и в Вавилоне, где учась у халдеев, постигал причины наводнений. Эти знания ему также пригодились.  Так, во время войны с персами Фалес проектировал инженерные сооружения для армии другого лидийского царя – Креза: чтобы облегчить переправу войска, он спроектировал плотину и пустил реку Галис по новому руслу. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, он  сам руководил (неподалеку от г. Мител)постройкой плотины и водоотводного канала. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу.

                И в Египте и в Древней Вавилонии  геометрия была связана с землемерным делом. Заимствуя эти достижения, Фалес пытался доказать уже свою теорию. Важнейшей заслугой Фалеса в области математики считается перенесение им из Египта в Грецию первых начал теоретической элементарной геометрии:
  • Вертикальные углы равны.
  • Углы при основании равнобедренного треугольника равны.
  • Треугольник определяется стороной и прилежащими к ней двумя углами.
  • Диаметр делит круг на две равные части.
Исходя из этого он вывел теоремы: о делении круга диаметром на две равные части;   о равенстве вертикальных углов и углов при основании равнобедренного треугольника.

                Теоремы  его были несовершенны , но уже факт того, что именитый мудрец  говорил о важности ТЕОРИИ, имел огромный резонанс. Это уже было прогрессивным, так как  означало развитие теоретического интереса  и привело, в конечном счёте, к возникновению такой сферы, как НАУКА.

               
                б) НАУКА И ФИЛОСОФИЯ

                И здесь необходимо отметить особенности того времени. Дело в том, что в рассматриваемую эпоху  ФИЛОСОФИЯ совпадала с  НАУКОЙ.    Эти понятия были почти тождественны. В течении всего периода от Фалеса(начало 6 в. до н.э.) до Аристотеля(конец 4 в. до  н.э.)  не было ещё ни наук, отдельных от философии, ни философии, отдельной от наук. Фалес лишь подходил к истокам  зарождения  той философии, которая в будущем выдвинет на первый план человеческий разум и систему логических  доказательств, основанных на принципе рационального обоснования.. Но уже тогда Фалес и другие ионийские учёные были убеждены в том, что теорию можно и нужно отделить от мифов посредством логически построенных умозаключений.

                Древнеграческая философия эпохи Фалеса отражала факт единой(не расчленённой на сферы) науки.  Предметом этой науки была ПРИРОДА. Интересы Фалеса, как и  других мыслителей, были сосредоточены на наблюдениях и выводах о различных  проявлениях природы. Все трактаты самого различного содержания, как правило, имели единое название: «О природе».

                Что же нового внёс Фалес?  Почему именно это имя называется первым в  ряду представителей ионической  натурфилософии? Дело в том, что Фалес не ограничивался выяснением причин и сущности отдельных явлений, а искал «единство в бесконечном многообразии явлений природы».( Ф.Энгельс). Арсеналом, почвой и материалом замечательного древнегреческого искусства были мифологические представления  древних греков. Причем, это сознание было фантастическим, это была своего рода религия, так как оно апеллировало к богам, олицетворявшим силы самой природы. Сопутствуя мифологическим представления, Фалес считал, что одушевлённый мир наполнен богами, а саму душу вслед за Гомером он представлял  эфирным веществом. Надо  сказать, что для философии  Фалеса в этом плане характерен гилозоизм, то есть представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом.
 
                Но жизнь не останавливалась. Развитие земледелия и ирригации, разнообразная строительная деятельность в странах Востока, просто необходимость измерять расстояния, площади, объёмы и вес привела к зарождению арифметики и геометрии.  Рано или поздно образы должны были замениться  ПОНЯТИЯМИ, выработанными в процессе естествознания. Именно поэтому учёные начали искать ПРИЧИНЫ и СУЩНОСТЬ явлений природы из явлений  естественных, то есть почерпнутых из самой природы.
 

                в) ПЕРВОНАЧАЛО ВОДЫ ИЛИ СИСТЕМА ФАЛЕСА

                Несомненной, а может быть и главной заслугой Фалеса было то, что он первым в истории древнегреческой философии стремился выяснить ПЕРВОНАЧАЛО. И он находит основу всех явлений природы. Это ВОДА!!! Именно вода, по мнению Фалеса явилось первоначалом, которое породило природу и в которое всё превращается по истечении определённого времени.

                Можно спросить, а что лежало в основе учения Фалеса, которое через тьму веков дошло до нас и которое стало неотъемлемым и основным кирпичиком всей натурфилософии. Ответ прост. Фалес руководствовался обычными наблюдениями, с которыми ежедневно сталкивались и другие люди. Свои представления о воде, как основной стихии Фалес черпал из наблюдений древних греков-стровитян. Острова были разбросаны в Эгейском море между собственно Грецией и западным побережьем Малой Азии.

             Постоянно наблюдая и одновременно собирая в единое самые разные мнения, Фалес создаёт свою систему, в которой сам был абсолютно уверен. Её основные черты:
             1.  ВСЕЛЕННАЯ, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши – небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды – боги, плавающие по небесному своду.  Фалес считал, что Земля и весь Мир в целом – остров, плавающий в мировом океане.

             2.   5.  КОСМОС - ЕДИН.  Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен  и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному [строю вещей]. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой).

             3.  ВОДА, в представлении Фалеса , есть влажное начало или начало влажности, лежащее в основе всех наблюдаемых в природе изменений. Явление землетрясений он, в частности объяснял тем, что стихия воды пропитывает землю, проникая в многочисленные её поры. В недрах  же самой земли он «видел» каналы и многочисленные реки. Вывод о том, что волнения воды в земных глубинах приводят к землетрясениям был материалистичным и естественным в своей основе.

            4.  НЕБЕСНЫЕ СВЕТИЛА питаются испарениями воды, которая в виде дождей опускается на землю, откуда она появляется в виде ключей, росы и туманов, сгущающихся в облака и как бы снова «питающих» небесные светила. Сократ рассказывал историю о том, что однажды Фалес так увлекся наблюдением звезд, что он не глядя себе под ноги, упал в колодец. Его хорошенькая и остроумная служанка - подняла его на смех за то, что он желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает.
 
             5. «Все вещи полны богов». Поскольку вода является божественным источником всех живых существ, значит все одушевленные и неодушевленные объекты могут быть живыми и, следовательно, весь мир полон богов. Таким образом, монистический взгляд Фалеса на природу привел его к анимистическому пантеизму. Одновременно он предложил научный подход к исследованию действительности, стремясь найти природные, а не божественные причины реальных явлений.
            
             6.  ДУША - ЭФИРНОЕ ВЕЩЕСТВО. Фалес представляет душу в виде тонкого эфирного вещества. По замечанию Плутарха: «После него Анахарсис заметил: „Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела“»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

             Таким образом, история европейской науки напрямую связана с именем Фалеса. Он
 традиционно считается основоположником греческой философии (и науки).  По свидетельству Апулея: "Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель)".

              Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.

             Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком». Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии бОльшим злом, чем от Лидии: упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны лидийцев с персами. И в то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крёзом, чем спас город после победы царя персов Кира.

        Подлинная дата смерти первого философа неизвестна. В конце жизни Фалес стал очень знаменит своей практической проницательностью и мудростью.  Племянник Sosicrates утверждал, что Фалес дожил до 90 лет. Диоген Лаэртский напишет: "Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его надпись: Эта гробница мала, но слава над ней необъятна. В ней пред тобою сокрыт, многоразумный Фалес."